РОСТЕХНОЛОГИИ БУДУТ ЛОББИРОВАТЬ КОНЦЕПЦИЮ ЧЕЛНИНСКОГО АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЯ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

КАМАЗ и союз транспортников РФ предлагают федеральному правительству распространить успешно работающую программу утилизации легковых машин и на грузовые автомобили. В мае КАМАЗ провел опрос среди своих клиентов: на каких условиях они согласились бы участвовать в программе утилизации? Итоги опроса подведут на этой неделе. Но результат фактически уже известен: владельцы грузовиков готовы сдавать на утилизацию машины массой свыше 10 тонн и возрастом от 20 лет.

ПИСЬМО ШИШКАРЕВУ

Как известно, экспериментальная программа по утилизации старых авто стартовала в России 8 марта нынешнего года. В нашей республике в ней участвуют 40 дилерских центров и 4 предприятия-утилизатора. Уже, как писала газета «БИЗНЕС Online», выдано несколько тысяч свидетельств об утилизации. Дешевые модели из Тольятти стали пользоваться ажиотажным спросом, а в автомагазинах выстроились очереди за машинами – прямо как во времена СССР.

Сегодня программа утилизации действует только для автомобилей массой до 3,5 тонн. Однако союз транспортников России предлагает распространить эту программу на старые грузовики. Письмо с такими рекомендациями уже отправлено председателю комитета Госдумы РФ по транспорту Сергею Шишкареву. В этом письме союз предлагает принимать на утилизацию грузовики старше десяти лет с двигателями класса "Евро-1" и ниже, а покупать со скидкой отечественные машины с двигателями класса не ниже "Евро-4". Если предложение будет принято, владелец грузовика, сданного на утилизацию, сможет получить сертификат на 120 000 рублей для покупки новой машины. Шишкарев идею поддерживает, но считает, что всю схему надо более тщательно проработать, а уж потом направить в правительство России.

Предложение о том, чтобы включить в программу утилизации грузовики, рассматривалось еще год назад – тогда, когда обсуждалась программа для легковых авто. Но от идеи решили отказаться, поскольку требовалось сложное администрирование, а больше всего из-за ограниченной суммы, выделенной на выплату премий.

ВЛАДЕЛЬЦЫ ГРУЗОВИКОВ "ЗА"

Представители группы ГАЗ, в которую входит автозавод "Урал", а также ЗиЛа и Sollers не обращались с официальными предложениями о распространении программы утилизации на грузовики. А вот КАМАЗ, как весьма заинтересованное предприятие (на автогигант приходится более половины продаж грузовиков в России), готовит такие предложения.

В мае КАМАЗ провел опрос среди своих клиентов: на каких условиях они согласились бы участвовать в программе утилизации? Итоги опроса будут подведены на этой неделе. Впрочем, результаты уже понятны: владельцы грузовиков готовы сдавать на утилизацию машины массой более 10 тонн и возрастом от 20 лет. Предварительные результаты опроса уже переданы в Ростехнологии (владеют 37,8% акций КАМАЗа) – для лоббирования предложения в правительстве России.

В нашей стране России машин массой более 10 тонн и возрастом от 20 лет насчитывается примерно 400 000. Скидочный сертификат возможен на сумму от 180 000 до 200 000 рублей. Критерий для покупки нового грузовика – машина должна быть собрана в России.

МИНТОРГ И МИНФИН ПРОТИВ?

Представитель минпромторга России сообщил, что пока предложения КАМАЗа в министерство не поступали, но вопрос обсуждается. Расширение программы утилизации на грузовики (а также автобусы) предусмотрено стратегией развития автопрома до 2020 года. Однако чиновники предлагают не выдавать скидки за сданные машины, а ввести дифференцированный транспортный налог, который будет зависеть от возраста авто. Именно такое предложение в федеральном правительстве обсуждается уже давно, но тормозится минфином РФ. Так что, скорее всего, в ближайшее время ожидать расширения программы утилизации на грузовики и автобусы не приходится.

Как напоминает представитель минпромторга, программа для легковых машин предназначалась, прежде всего, для поддержки авторынка. И такую задачу успешно выполняет. А вот поддерживать тем же способом рынки грузовиков и автобусов – нерационально, гораздо эффективнее потратить госсредства на модернизацию предприятий, считает чиновник.

Представитель минфина РФ полагает, что – в перспективе – создание программы утилизации для большегрузного транспорта реально. Но, с его точки зрения, схема должна быть другой: скажем, можно использовать механизмы льготного лизинга. Те 10 млрд. рублей, которые планируется добавить на программу утилизации в 2010 году (первоначально было выделено также 10 млрд. рублей), будут потрачены только на утилизацию легковых машин. Выделять средства еще и на грузовики не планируется.

По материалу газеты "Ведомости"