Возможно ли построить в Татарстане рай для фермеров – такой, какой появился в Ульяновской области? Как вообще живут татарстанские фермеры сегодня, в тяжелое кризисное время? Какие видят – и видят ли – перспективы для развития? Обо всем этом газете «БИЗНЕС Online» рассказал Камияр Байтемиров, председатель Ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Молодого фермера призвали в армию.
Оттуда он пишет домой:
"Армейская жизнь – сплошное удовольствие.
Можно валяться в постели до пяти часов утра!!!"

ПОДДЕРЖКИ НЕ ДОЖДАЛИСЬ

- Камияр Мижагитович, весной в республике прошел съезд фермеров. Как вы оцениваете его итоги?

- Съезд был отчетно-выборный. Мы подводили итоги в целом за 2009 год и итоги моей деятельности с 2007 года. Мне пришлось держать ответ за работу нашей Ассоциации и в целом фермерских хозяйств Татарстана. Прошлый год – это было время кризисное, тяжелое. К сожалению, некоторые из тех важных задач, которые мы ставили на девятом и раньше, на восьмом съездах, остались невыполненными. Одна из причин – кризисные явления, повлиявшие на ценообразование сельскохозяйственной продукции. На 2009 год мы также ставили большие задачи. Но к кризису прибавилась засуха на юго-востоке республики, от которой пострадали большинство тамошних фермерских хозяйств. А поскольку к страхованию своей деятельности фермеры еще не слишком привыкли, они понесли значительные потери. По нашим подсчетам – практически на полтора миллиарда рублей.

К тому же и государство свои обязательства не выполнило. Председатель правительства Российской Федерации говорил о том, что в такой беде крестьян не оставят, что они получат соответствующую поддержку. Но этой поддержки фермерские хозяйства не дождались. Хотя и была определена сумма ущерба в целом по Татарстану – 2,2 миллиарда рублей.

ТРОЙСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

- Наша Ассоциация фермеров ведет совместную работу с министерством сельского хозяйства республики по диверсификации возможностей использования программы "банк – страховая компания". Мы предлагаем эту программу фермерским хозяйствам – учитывая горький опыт 2009 года. Разрабатывали мы эту программу с 2007 года, но тут все получилось по пословице "пока гром не грянет - мужик не перекрестится". Засуха 2009 года показала, что фермерам необходимо, как в других цивилизованных странах, страховать свою хозяйственную деятельность.

И вот сейчас мы вместе со страховой компанией "Альфа-страхование" и Автоградбанком выработали совместный проект. Он позволяет фермерским хозяйствам получить субсидированные кредиты в Автоградбанке – под залог будущего урожая и застраховать свои посевы. Поэтому и банк спокоен: выданные кредиты непременно вернутся. И фермеры знают – если что случится, та же засуха, они получат страховку. И страховая компания делает свой бизнес. Всем выгодно. Такой тройственный договор позволяет всем участникам чувствовать себя комфортно при любых обстоятельствах.

- Много ли фермеров, готовых заключить такой договор?

- Сказать, что много, не могу. Но люди обращаются по этой программе в банк и страховую компанию каждый день и чуть ли не каждый час.

- Фермеры не смотрят на страховку просто как на дополнительные расходы?

- Учитывая то, что 50 процентов страховых платежей или, согласно принятым терминам, страховых премий, возвращает государство, то выплаты за страховку – это ничтожно мало по сравнению с теми убытками, которые фермер может понести. Есть и другая сторона медали, важная для фермеров: не все банки берут в залог будущий урожай. А мы, разрабатывая программу, договорились, что именно под залог будущего урожая фермеры могут брать кредиты. Известно, что у фермерских хозяйств залоговое обеспечение или отсутствует, или уже обременено другими договорами.

- А почему Автоградбанк, а не Россельхозбанк?

- Фермер может получить кредит в любом банке – при этом 8,5 процента субсидируется государством. Единственно, другое отношение к фермерам у многих банков по сравнению с Россельхозбанком. Здесь вновь организованный субъект малого предпринимательства в сельском хозяйстве кредит может получить сразу. А чтобы получить кредит в другом банке, надо сначала поработать не менее шести месяцев. Вот одно из возможных преимуществ. А в целом Россельхозбанк действует как обычный банк.

Почему Автоградбанк – то, что он предложил в процессе переговоров, подходит для фермеров по всем параметрам, включая и сроки выдачи кредитов. Если в Россельхозбанке эти сроки растянуты, то через Автоградбанк фермер получает кредит в течение недели.

ВИНОВАТА НЕ ЗАСУХА

- Когда в 2009-м была засуха, Айрат Хайруллин, совладелец крупнейшего у нас в республике производителя молока – агрохолдинга "Красный Восток-Агро", высказался в том духе, что засуха – не засуха, а у его компании урожайность все равно высокая. А у тех, кто от засухи пострадал, проблема не в ней, а в том, что технологии неправильные…

- Я бы так не сказал. Выступая на съезде, я привел убедительные цифры, которые отражены в официальных документах. Мы подсчитали: каждый бюджетный рубль, вложенный в фермерские хозяйства, дает на 18 рублей продукции. Из всех бюджетных субсидий, субвенций, которые были направлены в Татарстан, фермерские хозяйства получили только 1,9 процента. При этом мы производим 5 процентов валовой сельскохозяйственной продукции – примерно на 6 миллиардов рублей. Вот и сравните – возможности фермерских хозяйств и тех предприятий, которые называются агрохолдингами, в эффективности использования вложенных государственных средств.

Министр сельского хозяйства России Елена Скрынник поставила задачу направлять бюджетные средства в первую очередь в эффективно работающие хозяйства. Да, есть определенные проблемы у государства по доведению этих средств до малых форм хозяйствования, не все доходит. Но именно фермерские хозяйства и крестьянские подворья очень эффективно используют бюджетные средства, очень эффективно хозяйствуют. Те 400 тысяч гектаров земли, которые есть сейчас у фермерских хозяйств Татарстана, дают достаточное количество продукции. А это является определяющим в любом бизнесе: при малых затратах дать больше продукции, это и называется эффективностью.

- А в год какую сумму получают фермеры из бюджета?

- Всего 320 миллионов рублей, как раз те 1,9 процента. Это немного – если вспомнить, что республика получила в 2009 году из федерального и регионального бюджета 16 миллиардов рублей.

СРЕДСТВА НЕ ДОХОДЯТ ДО ФЕРМЕРОВ

- В какой форме распределяется помощь?

- Используются все формы, в том числе и кредиты, субсидии, которые направляются на поддержку животноводства, племенного дела, на улучшение почв… Есть ряд других программ. К сожалению, средства не всегда доходят до фермерских хозяйств.

- Но почему не доходят?

- Здесь несколько причин. Так, на нашем съезде говорили о том, что мы бы хотели, чтобы эти средства доходили до фермеров не товарными кредитами – не в виде удобрений, горюче-смазочных материалов… Все-таки мы много ездим, много читаем, к нам приезжают, и не только из других регионов, но и из других государств. И мы знаем, что за границей субсидии фермерам считаются, как правило, на один гектар пашни, и выдаются не в виде товарных кредитов, а деньгами. В Татарстане это позволило бы скорректировать сроки, выдавать кредиты не в марте, когда цены на удобрения, на ГСМ бывают уже другие, где-то на 15 – 20 процентов выше. Поэтому лучше фермерским хозяйствам и другим товаропроизводителям выдавать кредиты деньгами. Тогда каждый сможет купить нужные удобрения и ГСМ куда дешевле. Но, к сожалению, установился другой порядок выдачи кредитов.

- Он определяется у нас в Казани или на федеральном уровне?

- Здесь, в Казани. Тут нам еще надо поработать с минсельхозом республики. Я не так давно встречался с министром сельского хозяйства РТ и с заместителем министра. И мы решили, что надо раз в квартал представителям минсельхоза обсуждать возникающие проблемы с председателями районных и республиканской Ассоциаций фермерских хозяйств. И тогда, возможно, на 2011 год по-другому будут выдаваться субсидии фермерским хозяйствам. Каким образом, пока трудно сказать, но мы считаем, что не надо изобретать велосипед – надо смотреть на те государства, которые уже десятки и даже сотни лет используют систему, при которой фермерские хозяйства получают субсидии не в начале или конце марта, а в январе. Так происходит в Канаде, в США, в Германии, во Франции и в других странах.

СТАВКА НА АГРОХОЛДИНГИ

- Вы привели данные о рентабельности фермерских хозяйств. Но в республике уже лет, наверное, десять ставка делается на крупные агрохолдинги, которые заходят в районы, берут старые, разорившиеся хозяйства и пытаются их оживить. Модель рабочая, хотя, конечно, в кризис и проблемы есть. Скажем, выяснилось, что многие из этих холдингов очень сильно закредитованы. Но, может быть, сейчас пришло время переориентироваться на фермерство?

- Перекос в сторону агрохолдингов был в республике в начале 90-х. Приведу такой пример. По официальным данным агрохолдинги в Татарстане закредитованы более чем на 100 миллиардов рублей. Казалось бы, такие средства вложены… Но давайте возьмем опять официальные данные. В начале 2000 года валовая сельскохозяйственная продукция, производимая фермерскими хозяйствами, была 1,1 процента. Сейчас 5 процентов. В пять раз увеличилась – несмотря на то, что огромные средства вложены в агрохолдинги. Почему такое происходит? Здесь мы вернемся к тому, что называется крестьянским подворьем.

В 90-х годах, в начале 2000 года, колхозы и совхозы распадались, и надежды возлагались на развитие крупных агрохолдингов. Чья тогда была земля? Ничья. Дали крестьянам свидетельства на землю, но в принципе земля не оформлялась. Чьи были имущественные паи? Опять ничьи. Колхозы тогда в течение недели перешли в другую форму хозяйствующего субъекта, в СПК – сельскохозяйственный производственный кооператив. Но земля и имущество не были оформлены за крестьянскими подворьями. И здесь началась, попросту говоря, вакханалия. Председатели СПК начали распродавать имущество, скот – а потом пошел процесс банкротства.

- СМИ много об этом писали…

- Что было делать государству, если момент упустили, если начался полный хаос? Вот государство и решило эти хозяйства передать агрохолдингам. И начался захват ими территорий – и земель, и имущества.

Как председатель Ассоциации фермеров РТ, я тогда обратился к министру сельского хозяйства Российской Федерации, вице-премьеру Алексею Гордееву. И неожиданно Алексей Васильевич пригласил меня на личную встречу в Белый дом. Вместо выделенных мне на эту беседу десяти минут мы проговорили минут сорок. Я тогда сказал, что необходимо срочно замежевать земли, отдать их крестьянам, – чтобы хотя бы в какой-то мере способствовать тому, что называется земельными рыночными отношениями. Гордеев спросил: ваши предложения – как это быстро сделать? Я сказал, что необходимо сделать межевание картографически.

После этого в течение месяца из минсельхоза России было во все регионы разослано инструктивное письмо. Причем это письмо и предложение по картографическому межеванию было согласовано с Росземом. Такое письмо пришло и в Татарстан. Здесь некоторые органы власти восприняли его в штыки. Мне говорили: чем ты занимаешься, что тебе это дает? Но тут надо сказать спасибо за прозорливость министру сельского хозяйства Татарстана Марат Готовичу Ахметову. Он собрал специалистов, которые работают в сфере земельных отношений, и поддержал мое предложение. С этого момента и пошло картографическое межевание земельных паев в каждом муниципальном районе, в каждом населенном пункте. Это позволило застолбить земли фермерских хозяйств, крестьянских подворий, личных подсобных хозяйств – ЛПХ. Теперь каждый крестьянин знает, что у него есть земля, которая замежевана, есть свидетельство о том, что он владеет этой землей. Это один из принципиальных моментов.

Но дальше мы были поставлены в неравные условия – агрохолдингам государство за определенную цену передало государственные земли в собственность. Используя кредиты, они, конечно, поставили на своих фермах современное оборудование, закупили племенной скот. Это один из положительных моментов.

ФЕРМЫ ОКАЗАЛИСЬ ЗАБРОШЕННЫМИ

- Есть и отрицательные?

- Придя в деревню, агрохолдинги или продали тот скот, который там был, или перетащили в свои фермы. Но крестьянские подворья привыкли к тому, что о кормах особо беспокоиться не надо – когда были колхозы и совхозы, можно было, уж будем говорить прямо, стащить, "позаимствовать" часть кормов для своего скота. С моей точки зрения, это было неплохо. Но когда часть скота ушла под нож или была увезена в другие регионы, фермы оказались заброшенными.

И была понятной реакция минсельхоза республики. Мне тогда довелось слышать: ты пойми, через три – четыре года ни одного фермера в Татарстане не останется, имей в виду, что агрохолдинги все у вас заберут…

В этих условиях нам было нелегко выстоять. Но вместе с фермерами, с председателями ассоциаций мы выстояли. Это позволило сохранить и увеличить земли, которые есть у фермерских хозяйств – несмотря на такое сильное давление… А ведь казалось бы, государство должно было поставить фермерские хозяйства, как минимум, в одинаковые условия с агрохолдингами…

К тому времени, 29 октября 2006 года вышел 264-й федеральный закон о развитии сельского хозяйства. Мы, работая совместно с АККОРом – Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, – добились, чтобы в этот закон внесли две существенные статьи. Одну – о том, что фермерские хозяйства, крестьянские подворья, сельскохозяйственные потребительские кооперативы всех видов являются сельхозтоваропроизводителями. И еще одну – о том, что на них распространяются все формы государственной поддержки. Это был очень существенный момент. Хотя, если говорить о реализации этого закона, то она оставляет желать много лучшего.

ЧАША ВЕСОВ НАЧАЛА КЛОНИТЬСЯ НЕ В ПОЛЬЗУ АГРОХОЛДИНГОВ

- Со временем крестьянские подворья, ЛПХ, свои земли, которые они замежевали, начали передавать фермерским хозяйствам. У наших фермеров 86 процентов земель – арендованные у крестьянских подворий. Они отдают землю именно фермерским хозяйствам, потому что фермеры живут тут же, рядом, это один из таких социально-психологических моментов. И второй – фермеры, заключив договора, оплачивают за земельные паи больше, чем агрохолдинги. Несравнимо больше.

В 2006 году был принят нацпроект по селу, один из его разделов – развитие и стимулирование малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. Тогда уже государство и министерство сельского хозяйства начали призывать к организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов, кредитных кооперативов… Хотя первый кредитный кооператив мы организовали еще в 1998 году, задолго до национального проекта.

И вот теперь с участием минсельхоза началась организация сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных кооперативов. Но все-таки это не получило большого развития, так, чтобы на сегодняшний день можно было с полным правом сказать, что создана инфраструктура малых форм хозяйствования. Хотя и запланировано иметь такие снабженческо-сбытовые, перерабатывающие, кредитные кооперативы в каждом муниципальном районе республики, при каждом поселковом совете, но не получилось пока – за неимением средств и той государственной поддержки, которая позволила бы развиваться инфраструктуре малых форм хозяйствования.

Однако в последнее время чаша весов начала клониться не в пользу агрохолдингов. Потому что вложенные в них средства не дали того эффекта, который ожидало государство, в том числе и наша республика.

ДАВАЙТЕ ФИНАНСИРОВАТЬ СЕЛО ПО-ДРУГОМУ

- Постановлением правительства Татарстана была поставлена задача к 2012 году удвоить валовую продукцию в агропромышленном комплексе. И наш министр сельского хозяйства заявил, что такое удвоение в республике возможно только через развитие малых форм хозяйствования – это ЛПХ, КФХ и сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Наша Ассоциация это поддерживает. Но мы говорим: давайте в таком случае к финансированию подойдем немножко по-другому. У нас сейчас достаточно аргументов для этого. Раз вложенный в фермера рубль дает 18 рублей, давайте финансировать с учетом эффективности отдачи. Мы согласны: вы даете два рубля, а мы на 36 рублей продукции. Если больше – и мы дадим пропорционально больше продукции. Готовы мы принять бюджетное финансирование и на гектар пашни, мы и на это согласны. Или – через валовую продукцию: у нас сегодня ее пять процентов, давайте пять процентов выделенных селу бюджетных средств со сводной сметы министерства сельского хозяйства направим на развитие малых форм хозяйствования.

Эти наши предложения были оглашены на недавнем съезде фермеров. Думаю, результаты какие-то будут.

УЛЬЯНОВСКИЙ РАЙ ДЛЯ ФЕРМЕРОВ

- Недавно министр сельского хозяйства республики и еще более двадцати глав районных администраций, а также представители нашей Ассоциации были в Ульяновской области. Там строится необычная деревня для фермеров – с моей точки зрения, прообраз будущей деревни и, может быть, не только для Ульяновской области, Татарстана, но даже в целом для всей России.

- А в чем особенность этой деревни?

- Там применяют инновационные проекты, касающиеся использования выделенных средств. Понятно, что деньги выделяют отнюдь не альтруисты – есть расчеты, есть бизнес-проект, который показывает, что такие вложения принесут выгоду. Исходя из этих расчетов крестьянам, фермерским хозяйствам предлагается – при поддержке бизнес-сообщества – вложить свои знания, свой опыт, чтобы получить больше продукции. И при этом не за счет эксплуатации, не на кабальных условиях, а вполне нормальных.

Запланировано так: на отдельно взятой территории развивается деревня, в которой фермеру и его семье предоставляется дом со всеми удобствами и ферма на выбор. Если хочешь заниматься овцеводством – пожалуйста, овчарня; если производством молока – коровник; если производством мяса – свинарник… Или можно выбрать разведение коз, рыбы – на усмотрение фермера. Ферма строится рядом с домом.

- Но за чей счет?

- За счет предпринимателя, который вкладывает свои деньги. Интересно другое – коровы, овцы, козы будут только племенные, с большим генетическим потенциалом, их закупят в тех странах, где эта работа поставлена лучше всего.

Сейчас рядом с этой деревней, с соблюдением всех норм, строится также фабрика по переработке всей той сельхозпродукции, которая будет поступать от фермеров. Продумано и то, как будет продаваться эта продукция.

- Самый, наверное, больной вопрос для фермеров…

- Реализовывать продукцию будут после ее переработки. Уже закуплены специальные, как их раньше называли, автолавки, то есть современные фургоны – холодильники, которые свежую продукцию будут сразу доставлять потребителям... не связываясь с торговыми сетями. При этом – ульяновцы подсчитали, и мы тоже подсчитали, и, кстати, говорили об этом на съезде, – возможно на 30 процентов удешевление продукции таких фермерских хозяйств.

- За счет чего?

- Прежде всего, эта фермерская деревня позволит объединить все другие населенные пункты, расположенные в радиусе где-то 30 – 40 километров. Предприниматели готовы и там построить по желанию жителей аналогичные фермы для крестьянских подворий и личных подсобных хозяйств. И также предоставить племенной скот. Планируется поставлять для него сбалансированные корма, обеспечить ветеринарным обслуживанием и, самое, наверное, главное, – используя новейшие информационные технологии, вести постоянный контроль за его состоянием.

Подсчитано, что при этом производительность будет на 25 - 30 процентов выше, чем у агрохолдингов, которые находятся рядом. Казалось бы, ну из-за чего? Технологии там и здесь практически одинаковые. Примерно одинаковое оборудование. Но в агрохолдинге – наемные работники, а здесь – собственники. Проводились замеры и на коровах, и на овцах, и на свиньях – у собственника производительность на треть выше!

Знаю случай, когда владелец агрохолдинга, у которого 22 тысячи свиней, пытался понять, что еще ему надо сделать, чтобы достичь такой же производительности в своем комплексе? Но – не получается. Ни в какую. Потому что отношение наемного работника и собственника к своему труду – разное.

- Еще древние говорили: труд покорного раба самый малопроизводительный… Здесь, конечно, не рабы, однако…

- Конечно, наемный работник сделал свое дело – и преспокойно ушел домой. А у собственника отношение совсем другое…

СТОИМОСТЬ ХОЗЯЙСТВА – 10 МИЛЛИОНОВ

- Однако непонятно: человеку дали дом, построили ферму. Но ведь не за его деньги. Тогда почему же он – собственник?

- Для того чтобы тот фермер был социально защищен и у него и его семьи появилась мотивация к работе, чтобы он почувствовал себя хозяином, управляющая компания этой необычной деревни выплачивает ему аванс в размере 25 тысяч рублей в месяц. По истечению определенного периода, после получения прибыли, будет сделан перерасчет: фермер может получить дополнительные деньги, если получит больше продукции…

Кроме того, ему выдаются гарантии. Если фермер работает в течение десяти лет, то все это – и дом, и ферма переходит в его собственность. Стоимость всего хозяйства – десять миллионов рублей. Если фермер проработал, например, только пять лет и решил уехать – всякое в жизни бывает – ему за пять лет управляющая компания выплачивает пять миллионов рублей. Хотя сам я не думаю, чтобы фермер решил оставить налаженное хозяйство, да еще при таких гарантиях…

Правда, тут есть опасения, связанные с мировым опытом. Дело в том, что фермер – он по характеру человек свободный, вольный. И захочет ли он согласиться с опекой со стороны управляющей компании – это вопрос… Тут нужен будет индивидуальный подход. Может, кто-то и не сможет привыкнуть…

ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ, КАК В УЛЬЯНОВСКЕ

- А у нас в Татарстане возможно такую модель реализовать, такую деревню построить? В Ульяновске ведь пока пилотный проект.

- У нас все это тоже возможно. Потому что отдельные фрагменты того, что мы увидели в ульяновской деревне, у нас в принципе уже присутствуют. Но не всякий инвестор в нашей республике будет согласен вложить свои средства в строительство такой деревни, а потом отдать свою собственность в чужие руки.

Скажем, еще в 2007 году я выходил с инициативой к Айрату Назиповичу Хайруллину. Предложил ему вместе работать: давайте мы подберем фермерские хозяйства, которые могли бы выращивать коров и сдавать вам молоко. Но вы помогите поставить фермы на сто голов. Он сказал – подумаю. Потом я еще раза два встречался с ним в Москве, в Госдуме, но отклика так и не получил…

Поэтому что можно сделать в Татарстане? У нас есть сельскохозяйственные снабженческо-сбытовые и перерабатывающие кооперативы – это то звено, которое опять же фермерам и крестьянским подворьям гарантирует переработку молока. И гарантированно получат расчет, живые деньги. Но в 2009 году закупочные цены на молоко сильно упали. А еще в начале, в середине 2008 года мы одними из первых забили тревогу. Я от Ассоциации написал тогда президенту Татарстана, в Госсовет республики, в федеральную антимонопольную службу… Всех, кого можно, подключили. Ожидаемых результатов, правда, не было, но тем не менее хотя бы заседание комитета Госсовета прошло. Потом под этим натиском было принято решение, что крестьянским подворьям будут субсидии от одного до двух рублей. Но тут же агрохолдинги опять снизили цены на два рубля: вы же получаете два рубля, значит, ничего не теряете…

Когда мы начали подводить итоги 2008 – 2009 года, оказалось, что молоко, которое было сдано в сельскохозяйственные снабженческо-сбытовые кооперативы, шло по цене за один литр на полтора – два рубля выше, чем у агрохолдингов. Казалось бы, почему так? А очень просто – эти кооперативы вольны сами принимать решения, куда сдавать молоко. И они активно ищут, где дороже, обращаются и в Самарскую область, и в Башкортостан, и в другие регионы… Это и позволяет хотя бы на полтора-два рубля увеличить цены.

И сейчас наша Ассоциация предлагает республиканским властям помочь фермерским хозяйствам, крестьянским подворьям, частному бизнесу объединить усилия, как это сделано в Ульяновской области.

ПРИЗНАТЬ ЧАСТЬ ЛПХ ФЕРМЕРСКИМИ ХОЗЯЙСТВАМИ

- У нас существуют пробелы в законодательстве, в связи с развитием малых форм хозяйствования. Если раньше крестьяне были ЛПХ – это личное подсобное хозяйство, то сегодня трудно называть это личным подсобных хозяйством. Сегодня уже и у государства не поворачивается язык так сказать. Почему? Потому что основную долю прибыли для своей жизнедеятельности они получают не от колхоза, а уже от своего двора. Поэтому необходимо в федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве надо вписать соответствующие статьи, которые позволят признать часть крестьянских подворий фермерскими хозяйствами.

- А что это даст?

- Это позволит им в дальнейшем получить государственную поддержку, а государству позволит планировать – имея в виду и федеральный бюджет, и региональные бюджеты – походы, которые будут коренным образом отличаться от сегодняшних. Только тогда можно будет увеличить валовое производство в два раза.