На моём кабельном телевидении постоянно работают два круглосуточных телемагазина, да ещё время от времени некоторые каналы — в частности, ТНВ, — пускают таких же к себе. Телевизионное время — очень недешёвая штука, и раз они могут функционировать круглосуточно на собственных каналах, да ещё прикупать время на других, то, понятное дело, живут очень хорошо. На них и кризис не сказался — во всяком случае, никаких следов воздействия я не приметил.

С точки зрения рекламы телемагазин — инструмент, близкий к идеалу. Наглядность — один из принципов дидактики, а в рекламе — первейшая необходимость. Реклама по телевидению ввиду недостатка времени обычно имиджевая, разве что мастера от Procter&Gamble ухитряются рассказать что-то о продающих моментах. Остальные довольствуются ничем не подтверждённой похвальбой. А в телемагазине вам показывают, как действует эта вещь, собирают её и разбирают на ваших глазах, показывают реальных людей — или очень похожих на реальных, фотомоделей там не встретишь, — которые ей пользуются и высказывают своё мнение о ней — разумеется, положительное. Кстати, буйных восторгов, характерных для обычной рекламы, в телемагазинах тоже не встретишь; там это не нужно. Покупателю дают отобранную и правильно организованную информацию, а он уже сам принимает решение о покупке.

Идеальная ситуация для рекламодателя. Таким способом можно продать практически что угодно.

Известно также, что женщины так или иначе совершают три четверти всех покупок в мире, их проще заставить полезть в кошелёк, и они же — главные потребители телепрограмм. Поэтому телемагазины ориентированы в основном на женщин; товары для мужчин там тоже встречаются, но основная масса — это средства для оздоровления организма, тренажёры, косметика, хозяйственная утварь и т.п.

И вот какая интересная вещь: если посмотреть отзывы на телемагазины, то они окажутся самыми разными. Один говорят: "это лохотрон, продаётся всякая ерунда по страшно завышенным ценам, которую в магазине вообще не продашь. Иначе, как кидаловом, это назвать нельзя". Другие, напротив, хвалят, потому что оказалось удобно, помогло при болезни и т.д. Причём противоположные отзывы бывают об одном и том же товаре.

Я сам покупал в таком магазине одну вещицу, которую в обычных магазинах мне так и не удалось отыскать. Поскольку иным способом её купить в тот момент оказалось невозможно, то сказать, завышена ли на неё цена, тоже было нельзя. Уже потом я разыскал её на eBay, и оказалось, что сильно переплатил. Можно посмотреть любой товар в любом телемагазине, а потом заглянуть на eBay или разыскать его в обычном интернет-магазине, — результат вас поразит. В принципе, можно изучить рекламу в телемагазине и купить понравившийся товар через Сеть. Но eBay — это не для наших домохозяек… Цена — это то, за что твой товар готовы купить, и если за предложенную цену его покупают, неважно по каким причинам, — значит, цена правильная.

Получается, что телемагазины паразитируют на неумении покупателя пользоваться Интернетом и на плохом маркетинге торговых сетей, которые не озабочиваются расширением ассортимента.

Конечно, идеальные условия для продажи — максимально действенная реклама в сочетании с дистанционной торговлей, невозможность сравнить цены с ценами в обычном магазине, — чрезвычайно соблазнительны для лохотронщиков. Но то, что многие покупатели довольны, говорит о том, что телемагазины всё-таки не всегда лохотрон и кидалово. В США, говорят, телемагазины в каждом городке от 10 тыс. жителей и выше имеются. А с тамошними законами попробуй некачественный товар, да ещё по завышенной цене  продать — по судам затаскают, разорят дочиста. И раз телемагазины в таких условиях процветают, значит, дело стоит того. По крайней мере, среди продающихся там товаров попадаются такие, которые свою цену оправдывают.

А теперь вернёмся к телеканалу ТНВ. Вопрос такой: зачем пускать в свой эфир неизвестно какой телемагазин, когда можно сделать свой? И без всякого кидалова. Надо просто подумать, что именно можно и нужно продавать  в телемагазине.

Во-первых, это не товары повседневного спроса. Такие продаются в обычных магазинах.

Во-вторых, это товары, требующие развёрнутой рекламы. Не случайно же средства для похудения, пылесос Kirby и прочую ерунду удаётся продать только методом сетевого маркетинга. Иным способом впарить слабенький пылесос за цену не очень подержанного автомобиля невозможно. Даже в телемагазине этот самый Kirby мне не попадался — видимо, даже рекламных возможностей телемагазина тут недостаточно.

Но развёрнутой рекламы требуют не только лохотронные пылесосы, а и полезные и нужные товары. Например, любая сложная техника — компьютеры, мобильники, разнообразные гаджеты.

В-третьих, это товары эксклюзивные, рассчитанные на какие-то особые целевые группы. В частности, сегмент luxury. Заграничные телемагазины успешно торгуют дорогими ювелирными украшениями. В эту группу попадают, между прочим, сувениры. Попробуйте ответить на вопрос — лучше или хуже будет продаваться, скажем, хорошо сделанная недешёвая модель башни Сююмбике, если снабдить её рекламу легендами, историческими исследованиями, фотографиями, интервью со специалистами и туристами и всем прочим, что необходимо?

В-четвёртых, телемагазин — идеальная площадка для запуска продаж новых товаров с перспективой перехода в обычные магазины. Разве у нас в Татарстане нет таких товаров?

И, конечно, надо следить, чтобы товары в телемагазине ТНВ были бы действительно качественными и эксклюзивными. А ну как я, посмотрев на цену сувенира "Башня Сююмбике" в телевизоре, найду такой же на eBay в три раза дешевле?..

Владимир Марченко

Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций.
Работал на президентских и парламентских избирательных кампаниях на Украине, в России и РТ.
Работал в министерстве культуры РТ, был советником министра образования РТ в области pr.
В настоящий момент консультант ряда коммерческих структур в Казани.