ДЕФИЦИТ ДЕНЕГ В КАЗНЕ ВДОХНОВИЛ НАЛОГОВУЮ СЛУЖБУ НА КРЕАТИВ. ОДНАКО ДОХОДЫ ЕГО ПЕРСОНАЖЕЙ ВЫЗЫВАЮТ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ОНИ САМИ ОТВЕТОВ НЕ ДАЮТ 

Падение налоговых сборов в бюджет Казани заставил налоговые органы при содействии финансового управления города пойти на нестандартные ходы. На улицах столицы появились рекламные щиты с фото добросовестных налогоплательщиков - народного артиста Татарстана Салавата Фатхетдинова и хоккеиста клуба "Ак Барс" Даниса Зарипова, призывающих население декларировать доходы и платить налоги. Однако, попытка "БИЗНЕС Online" выяснить, каковы доходы самих героев этой рекламы и, соответственно, уплачиваемые ими налоги, натолкнулись на нежелание звезд обсуждать эти цифры.

ЗАРИПОВ НЕ ЗНАЛ, НО ЗА НАЛОГИ "БОЛЕЕТ"

Знаменитый нападающий казанского "Ак Барса" Данис Зарипов, на время выбывший из большого хоккея из-за травмы, включился в другую игру - за повышение налоговых сборов в городскую казну. "Болей за страну! Декларируй доходы!", - гласят его рекламные щиты с его изображением в полной хоккейной экипировке на фоне Казанского кремля.

 Правда, выяснился курьез. В телефонном разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Зарипов рассказал, что решение об участии в информационной кампании налоговой службы принимал его спортивный клуб, так что появление плакатов на улицах Казани для него самого явилось своеобразным сюрпризом. Впрочем, хоккеист заверил, что разделяет цели акции, и сам всегда старается добросовестно платить налоги. На вопрос, успел ли он задекларировать свой доход, Зарипов заявил, что слишком занят, чтобы лично заниматься этими вопросами - это задача других людей. Полученный в прошлом году доход спортсмен афишировать не захотел. Соответственно, нет и ответа на вопрос, сколько налогов заплатил хоккеист, призывающий граждан раскрыть свои доходы. Аналогичная ситуация возникла с Салаватом Фатхетдиновым: ответа от его представителей на эти же вопросы газета ждала более недели, но они так и не появились.  

В этом свете участие этих известных людей в акции вызывает вопросы. Не вызовет ли довольный вид спортсменов-певцов-миллионеров, призывающих отдать "кровные" государству, лишь возмущение простых смертных? По оценкам экспертов, годовой доход Зарипова составляет порядка $2 млн., а сборы только за августовскую серию концертов Салавата пару лет назад составили не менее 1 млн. рублей. "А всегда ли кристально чисты перед лицом налогового инспектора были эти обеспеченные улыбающиеся люди?" - могут подумать проходящие мимо щитов граждане.

НУЖНА PR-КОМПАНИЯ!

Директор рекламного агентства "Пи Арт" Павел Савицкий, однако, не считает, что эта социальная реклама вызовет раздражение у простых людей, которые получают зарплату, так как они платят налоги априори. "Реклама нацелена на людей, которые имеют выбор: платить или уклоняться, это – предприниматели, руководители предприятий, организаций, - рассуждает он. - Среди них наверняка есть много поклонников хоккея, которые, очевидно, обратят внимание на подобные плакаты". По мнению Савицкого, в этой ситуации можно уловить еще вот такой юмор: "Спортсмен, существующий, в том числе и на бюджетные деньги, призывает платить налоги в бюджет".

Ленар Кашапов - директор PR-агентства "Априори", считает, что одно сообщение на рекламном щите не изменит отношения человека к неуплаченным налогам. "Должны быть созданы условия, при которых ему будет комфортно отдать деньги. Например, каждый человек должен иметь возможность быстро получить точную справку о неуплаченных налогах. Чтобы отдать деньги государству он не должен стоять в очередях в кассу или в кабинет к налоговому инспектору. У человека не должно быть боязни спросить о своих накопившихся долгах, не должно быть подозрения, что когда он пойдёт платить, ему еще надбавят штрафы и пени. Без этих мер никакая реклама эффекта не принесет, нужно реально менять ситуацию". После этого, по мнению Кашапова, об этих усовершенствованиях нужно сообщить людям и параллельно воздействовать на их убеждения. "Это очень трудная задача, решить которую может только  масштабная и длительная PR-кампания, в которой будут задействованы разные каналы коммуникации, в том числе и социальная реклама с сильным, эмоциональным сообщением", - считает директор агентства.

НАЦЕЛЕНО НА КАЗАНЦЕВ

В самой налоговой службе появление плакатов не считают чем-то из ряда вон выходящим. "Размещение информации налоговой службы на уличных рекламных щитах – лишь одна из мер по информированию налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, изменениях в законодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков, возложенная на ФНС Налоговым кодексом РФ", - пояснила «БИЗНЕС Online» начальник отдела по работе с налогоплательщиками и СМИ УФНС России по РТ Наталия Мельникова. Наряду с размещением информации на интернет-сайтах ФНС России, управлений ФНС России, в официальных изданиях налоговых органов и т.п.

- В целях более широкого информирования налогоплательщиков налоговые органы республики  изыскивают и другие более наглядные, доступные формы. В их числе - внешние носители информации, рекламные щиты, растяжки, видеролики, - говорит Мельникова.

По ее словам, сами налоговые органы рекламной деятельностью не занимаются, но в Казани большую помощь при размещении информации на внешних носителях оказывает финансовое управление города. Оно и понятно – ведь размещаемая на них информация нацелена на казанцев - плательщиков налогов, в том числе и в бюджет города, который испытывает сейчас большие трудности.

КАКОВ ЭФФЕКТ?

Мельникова отмечает, что использование рекламных щитов для информирования налогоплательщиков осуществляется управлением не первый год. Например, в прошлом году, исправно платить налоги призывал капитан все того же "Ак Барса" Алексей Морозов. Основные темы, по которым размещается информация, - это декларирование доходов физическими лицами, уплаты налогов и сборов, введение нового сервиса "Узнайте вашу задолженность". В дальнейших планах управления – информировать "языком плаката" предпринимателей о возможности применения упрощенной системы налогообложения на основе патента. "Данная система налогообложения применима для индивидуальных предпринимателей и распространяется на 69 видов деятельности. Не требует представления отчетности, упрощена система уплаты патента", - поясняют в налоговой         .

- Задача налоговых органов создать налогоплательщикам все условия для исполнения ими своих обязательств перед государством. Использование всех возможностей публичного и личного информирования налогоплательщиков о действующем законодательстве дает колоссальный эффект, - считает Мельникова. - Так, по итогам прошлогодней декларационной кампании (по доходам за 2008 год), 351 тысяча граждан продекларировали свои доходы на общую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, более 950 тысяч рублей. Количество граждан, заявляющих и уплачивающих самостоятельно налог на доходы, ежегодно растет в среднем на семь процентов.

ЯЗЫКОМ ПЛАКАТА

Борьба с неплатежами при помощи рекламных щитов, кстати, не уникальна. В марте 2009 года российские коммунальные службы запустили акцию "Коммунальная весна". В нескольких российских городах были установлены рекламные щиты с изображением улыбающегося боксера-тяжеловеса Николая Валуева с букетом подснежников.

В конце 2009 года на улицах Казани подобную информационную компанию развернула служба судебных приставов. Рекламные щиты с надписями "Расплатись по долгам без нашего участия", "Вспомни о ребенке – заплати алименты", "С днем судебного пристава" были адресованы к неплательщикам все тех же налогов, к должникам по банковским кредитам, в пенсионный фонд, штрафам в ГИБДД. Призывы на плакатах сопровождались образом мужчины в форме и с автоматом, что, по мнению некоторых экспертов, вполне могло напугать неплательщиков.

Наталья Голобурдова,
фото Ильи Лавриненко