МАЛЫЙ БИЗНЕС ВОЗМУЩЕН ТАРИФАМИ НА ЗАХОРОНЕНИЕ МУСОРА. В ОТВЕТ ЕМУ ПРЕДЛАГАЮТ ОПТИМИЗИРОВАТЬ РАСХОДЫ 

Около двух десятков казанских компаний, занимающихся перевозкой мусора, оказались на грани краха. Тарифы для вывоза и утилизации мусора для них подскочили на днях сразу на 40%. Ответом клиентов стал массовый разрыв отношений. Вчера внезапно свалившиеся на малый бизнес тарифы на захоронение твердых бытовых отходов (ТБО) обсуждались на "круглом столе", который прошел в торгово-промышленной палате РТ по инициативе ТПП и гильдии мусороперевозчиков. Свидетелем дискуссии стал корреспондент «БИЗНЕС Online». 

СМЕРТЬ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 

В татарстанской столице малых предприятий мусороперевозчиков около 20-ти. Они обслуживают примерно 20% этого рынка. Остальные 80% приходятся на долю ООО "ПЖКХ" (Предприятие жилищно-коммунального хозяйства). У независимых перевозчиков мусора заключены договора с ЗАО "Казанский экологический комплекс" (КЭК), полигон которого располагается в Самосырово. Исполком Казани своим постановлением от 26 ноября прошлого года установил тарифы на услуги утилизации (захоронения) ТБО для КЭК в размере около 60 рублей за один кубометр ТБО (с НДС), а для ПЖКХ – 130 рублей за куб (также с НДС).

Все всех устраивало до 26 марта нынешнего года. В этот день у КЭК закончилась лицензия – а новая не была выдана Ростехнадзором. Почему и отчего – другая тема. Кто-то из участников "круглого стола" уверял, что это происки чиновников, кто-то говорил, что это технический сбой…

Так или иначе, известно, что еще в феврале стало известно, что к полигону КЭК на Самосырово есть большие претензии природоохранной прокуратуры. В частности, среди них - отсутствие производственного экологического контроля, необходимого для охраны окружающей среды, превышение высоты складирования.

По результатам проверок прокуратура внесла представление на имя руководителя ЗАО "КЭК". Ведомство требует приостановить завоз ТБО на полигон и незамедлительно принять меры по устранению нарушений. В отношении как руководителя ЗАО "КЭК", так и самой компании прокуратурой возбуждено пять административных производств.

Напомним, что КЭК длительное время ведет споры с компанией "Чистый город", созданной казанским муниципалитетом. Два года назад КЭК добивался в арбитражном суде закрытия Самосыровской свалки, в которой, по мнению руководства компании, заинтересован "Чистый город"….

Так или иначе, факт налицо: лицензии нет, мусор принимать КЭК не может и…

И что же теперь делать независимым мусороперевозчикам? Вариантов нет – им придется идти на поклон к ПЖКХ.

Понятно, что после тарифов КЭК в 60 рублей за один куб переходить на тарифы ПЖКХ в 130 рублей за куб не сладко. Председатель гильдии мусороперевозчиков Илья Гайнанов даже эмоционально заявил, что такие цены – просто смерть для малого бизнеса, который работает в сфере оказания услуг по перевозке мусора.

СТУКНЕШЬ ПО КАРМАНУ – НЕ ЗВЕНИТ 

Неожиданная ситуация может сказаться и на экологическом состоянии Казани, утверждают в гильдии. В самом деле, каждый горожанин за месяц накапливает примерно 20 кг мусора. Если умножить эти килограммы хотя бы на сотню – другую казанских контор, а потом (учитывая высокие цены на вывоз мусора)… вывалить все накопившееся в соседний овраг… Гайнанов так и сказал: "Возможно, теперь недобросовестные фирмы будут возить мусор в первый попавшийся овраг…". Незаконно, зато дешево!

Кроме того, мусоросортировочная станция ООО "ПЖКХ", как сообщили участники "круглого стола", просто в силу своих технических возможностей не сможет принять на себя весь объем ТБО Казани. И как это отразится на экологической и санитарно-эпидемиологической обстановке в городе?

Так что не случайно зам. председателя правления торгово-промышленной палаты Артур Николаев несколько раз повторил на "круглом столе", что в этом деле очень важна экология, возникающие экологические проблемы. Однако перевозчики упрямо переводили разговор на новые тарифы: "Нас интересуют две вещи – цифры и документы!". Вслух подсчитывали, что же при тарифе в 130 рэ за куб останется в кармане у малого бизнеса (шиш, извините, останется) и будет ли возможность платить налоги и зарплату водителям… 

- Результаты не бьются! – горько сетовал Гайнанов. Он сердито рассказывал, что написал своим клиентам письма о том, что вынужден повысить цены на вывоз ТБО. И не на какие-то пять - десять процентов, а сразу больше, чем на сорок: с нынешних 170 рублей за один куб до 230 рублей, то есть на те самые 70 рэ. "А в ответ я получил множество сообщений о расторжении договоров!" – потрясал председатель гильдии довольно солидной пачкой бумаг.

ЧТО МЫ РАКА ЗА КАМЕНЬ ЗАВОДИМ 

Перевозчики высказывали свои версии о том, почему на двух полигонах, которые принимают, в общем-то, одинаковый мусор, такие разные цены? Сетовали, что из-за нежданного повышения тарифов рынком вывоза ТБО может монопольно завладеть ПЖКХ… 

На "круглом столе" присутствовал директор ООО "ПЖКХ" Эдуард Антонов. Он высказал свою точку зрения на возникшую тарифную проблему – скажем так, весьма оптимистичную. И, прежде всего, посоветовал мусороперевозчикам оптимизировать свой бизнес: 

- Цена 230 рублей – она нормальная, она удобоваримая для всех… Вы же сами прекрасно знаете затраты, которые есть. Что мы рака за камень заводим… Для всех перевозчиков сто рублей за перевозку – это нормальная цена. Более того, она в два раза выше тех затрат, которые есть… Мы же знаем прекрасно затраты: от 40 до 60 рублей за один куб, во столько обходится перевозка… Сокращайте свои расходы по перевозке… Меняйте систему перевозки… 

Перевозчик Фидаиль Аксанов советовал коллегам надеяться, конечно, на лучшее, но исходить из худшего, – что лицензию КЭК не дадут и что цену придется повысить до 130 рублей.

Обсуждали, что делать? Может, выйти с письмом от гильдии мусороперевозчиков и ТПП… Но – к кому? После долгих обсуждений решили написать в Ростехнадзор письмо по поводу лицензии – попросить ускорить процесс выдачи ее КЭК. Возможно, появится еще одно письмо – на соседние полигоны по утилизации БТО – Зеленодольский, Пестречинский и так далее. Правда, вывозить мусор столь далеко за пределы Казани, на первый взгляд, категорически невыгодно. Но если все хорошо просчитать, в том числе длинные городские пути-дороги и неизменные пробки, вполне может оказаться, что из Кировского района довезти мусор до зеленодольского полигона выгоднее… Однако тут есть одна загвоздка: вообще-то чужие полигоны чужой (казанский) мусор принимать не должны…

Впрочем, гильдия мусороперевозчиков продолжает искать варианты выхода из кризисной ситуации. Ее, специально для «БИЗНЕС Online», прокомментировали участники "круглого стола". 

ЧТО, ЭТОТ МУСОР ЗОЛОТОЙ? 

Илья Гайнанов - председатель гильдии мусороперевозчиков: 

- Причина нашего экстренного сбора – то, что нам надо поднять цену на вывоз ТБО вдвое. У нас цена для клиента сегодня 170 рублей, и поднять ее сразу на 70 рублей – ну, это нереально… Клиенты просто расторгнут договоры, о чем они уже предупреждают…

Сейчас мы пытаемся понять законность тарифов ПЖКХ на утилизацию твердых бытовых отходов. Почему разница между захоронением одинакового мусора на одном полигоне 60 рублей, на другом – 130 рублей за куб? Он что, золотой здесь? Хотим написать письмо в комитет по тарифам и спросить – на каких основаниях установлены такие цены?

Если не найдем решения проблемы, то бизнес мусороперевозчиков, как таковой, просто прикажет долго жить. Он также исчезнет, как исчез в Казани бизнес по перевозке пассажиров. Вот и все. 

Пока вопрос остается открытым. Будем писать письмо в Ростехнадзор – получит ли КЭК лицензию и когда… 

Елена Чернобровкина,
фото автора