Говорят: правда в конце концов
восторжествует, но это неправда

А.П.Чехов

Образ пещеры, сочиненный Платоном, конечно, ярко живописует невозможность постижения истины.

Однако, слишком широк платоновский человек. Я бы сузил.

До интеллектуальных габаритов человека современного.

Это только пытливым умам сократовского круга не давала покоя истина. Наш человечище изничтожил информационный голод сладеньким жирком идейного фаст-фуда.

Чавкая просроченными канцерогенами телевизионного PR, обыватель и не заметил, как мир его свобод ужался до размеров его собственного тела, которое только и осталось ему в баловство и утешение. Да и то не все тело, а только некоторые его табуированные прежде части.

Платоновский человек пещеры все пытался угадать сокровенное о проносимых мимо него вещах по их теням, пляшущим на неровных стенах в обманчивом свете огня. 

В наше время сначала из пещеры вынесли все вещи, а затем выключили за неуплату свет.

В наступившей тишине, вяло поширкав отсыревшими советскими спичками, наше общество, похоже, уже совсем приготовилось к коллективной эвтаназии.

Однако, за тщетой ожидания конца света в нашем полутемном склепе как-то не все заметили раздачу фонариков, которые федеральный законодатель вложил в опустившиеся руки жертв политической депрессии.

ФОНАРИК № 1

1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Ну что ж… Можно поздравить друг друга с началом эры частных расследований. В силу разных обстоятельств журналистские расследования в России не состоялись. Я вижу в качестве основной причины этого пренаипечальнейшего факта в том, что лишенный этического ориентира российский журналист так и не смог преодолеть проблему соотношения между страхом за свою жизнь, карьерными претензиями и соблазном шантажа.

Теперь же мы получили 140 миллионов журналистов, вооруженных законом. Существующая (пока еще?) свобода обмена информацией создает условия для организации неуничтожимой сети тотального общественного контроля за деятельностью власти. Однако, для создания такой сети недостаточно только условий, необходим также и субъект.

К информации, которую по требованию  любого заинтересованного лица обязаны теперь в силу этого закона раскрывать орган власти и местного самоуправления, относится не только та информация, которая создана самим этим органом, но вообще всякая информация, которая имеется у этого органа, в том числе и та, которая поступила в этот орган. Требование о предоставлении информации именуется – "запрос", который может быть отправлен и по электронной почте. Закон установил некоторые минимальные реквизиты запроса, в отсутствие которых орган может на такой запрос и не ответить. 

Некоторый объем информации органы обязаны предоставлять бесплатно. Речь идет об информации, касающейся прав и обязанностей лица, обратившегося с запросом. Бесплатно также предоставляется информация, предоставляемая повторно вместо ранее предоставленной информации, оказавшейся неточной. Плата за предоставление информации покрывает только изготовление копий и почтовые расходы, и, кроме того, должна взиматься только тогда, когда объем предоставляемой информации превышает объем, установленный Правительством. Поскольку такового объема Правительством до сих пор не определено, полагаю, вся запрашиваемая информация должна пока предоставляться бесплатно. 

Гражданин, запрашивающий информацию вообще не обязан обосновывать в своем запросе то, для чего эта информация ему нужна.

В помещении, занимаемом органом власти уже с 1 января 2010 года необходимо должен быть вывешен некий документ, в котором был бы расписан порядок получения от этого органа информации, в том числе и по запросу в рамках этого закона. 

Что-то я не видел пока такого рода сообщений. Может, размещают в закрытых комнатах с хронически потерянными ключами?

Самый лакомый, как мне кажется, момент закона заключается в том, что теперь любой гражданин имеет право присутствовать на заседаниях коллегиальных органов. В каждом органе власти должен был быть принят соответствующий регламент, обеспечивающий право гражданина на присутствие. Ау, где они, регламенты эти? Мне лично очень интересно, как у нас проходят заседания Кабинета Министров РТ. Я б на них поприсутствовал.

Хотя, наверное, мы теперь рискуем получить невозможность присутствия на такого рода коллегиальных мероприятиях, в силу того, что все места будут заняты на 20 лет вперед дальними родственниками работников органов, имеющими много свободного времени и не имеющими таких вредных привычек, как храп.

Итак, закон принят, он начал действовать. Можно предвидеть, что на местах будут предприниматься попытки саботажа. Собственно, элементы его можно увидеть уже сейчас – в форме непринятия регламентов, которые предписал принимать этот закон, в виде неисполнения органами власти других его требований.

Чиновник в ответ на этот закон постарается, конечно, растопыриться поэкзотичней в этом новом информационной проходе, закрывая аккуратно сложенные под сукном бумажки от мощного сквозняка общественного интереса. А то и просто упадет на груду своих документов, объявив все, что только у него ни на есть, своими персональными данными, являющимися, к тому же, государственной, служебной, адвокатской тайной, а также тайной исповеди, к тому же давно опубликованной в Интернете.

Однако, хочется надеяться что эти эксцессы будут временными болезнями врастания нового закона в сложившуюся келейную жизнь. Года через два все устаканится и останутся во власти люди, умеющие работать открыто.

Ну, или же останутся в ней те, кто умеет работать с информацией. 

ФОНАРИК № 2

1 июля 2010 года вступит в силу Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"

К сожалению, этот фонарик довольно мутноват, светить будет неверно, злорадно подмигивая тому, кто захочет разобраться с конкретным делом. Ведь публикация судебных актов – этого далеко недостаточно. Для того, чтобы схватить спорную ситуацию целиком, необходимо иметь возможность посмотреть все материалы дела. Но как раз на то, где могло бы содержаться однозначное право на ознакомление любого заинтересованного лица с любым судебным делом, на это место в законе капнуто белым. Право это однозначно не прописано, а стало быть, его и нет. К сожалению, деятельность судов так и осталась в большей своей части закрытой.    

Однако, общее движение федеральным законодателем выбрано в нужную и правильную сторону.

Нам бы в наше пресное тесто повседневности добавить ложку-другу информационных дрожжей, а оно бы уж тогда закипело-забурлило?

Так что - готовьте запросы, похоже, накопилось их много…

22.03.10

Эмиль Гатауллин

Родился в 1967 году. Окончил юридический факультет Казанского Государственного Университета (КГУ) в 1995 году. С 1996 года по настоящее время занимается адвокатской деятельностью. Профессиональная специализация - хозяйственно-правовые вопросы деятельности предприятий.
Автор публикаций на правовые темы и на темы юридических аспектов политической действительности в местной и федеральной печати.
В последнее время своим предметом творческого осмысления определил республиканскую и местную политику в ее самых разных проявлениях.