НЕКОТОРЫЕ ОПЕРАТОРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ГОНКУ ПОДКЛЮЧЕНИЙ, НО НЕ ВСЕ СЧИТАЮТ НУЖНЫМ В ЭТОМ УЧАСТВОВАТЬ

Почему нелегкий, кризисный 2009 год для одних фирм оказался разорительным, а для других вполне прибыльным? Скажем, известная компания "ВымпелКом" сумела, несмотря ни на что, увеличить свои доходы. О причинах такого успеха, о перестройке работы в непростых условиях кризиса, о планах на будущее – Борис Немшич, главный исполнительный директор ВымпелКома.

НЕ ХОЧЕТСЯ ПЕРЕОЦЕНИВАТЬ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ, НО…

- Каким был 2009 год для ВымпелКома?

- Это был, как известно, довольно напряженный год — для всех отраслей и экономик мира, в том числе и для телекоммуникаций. Тем не менее, для нас это был отличный год. В России наши доходы выросли в рублях по сравнению с 2008 годом на 9,9 процента — это отличный результат, особенно учитывая обстоятельства. Но это еще не главное наше достижение. Главное — операционная эффективность, которую отражают показатели OIBDA и маржа OIBDA. В России мы увеличили показатель OIBDA в прошлом году на 11,3 процента — даже больше, чем выручку, а рентабельность по OIBDA по группе компаний выросла до 49,1 процента (с 48 процентов годом ранее). В том числе в России рентабельность составила 49,3 процента (против 48,8 процента  годом ранее). Мы были нацелены на сбалансированный рост и поэтому преуспели.

- То есть вы довольны успехами?

- Не хочется переоценивать свои достижения, говорить, что мы очень довольны. Мы стремимся смотреть не в прошлое, а в будущее, в наступивший 2010 год. Когда я пришел в "ВымпелКом" чуть меньше года назад, то застал самый пик кризиса. Мы сфокусировались на прибыльности, поддержании денежного потока и сбалансированном росте. В тот момент вся компания была занята интеграцией мобильного бизнеса с фиксированным (в связи с приобретением Golden Telecom и Корбина телеком). Думаю, с этой задачей мы успешно справились и стали первым интегрированным оператором связи в России. Сейчас мы по сути единая компания, которая способна удовлетворить любые запросы пользователя. Внутри себя мы отказались от разделения бизнеса по технологическому принципу — фиксированная и мобильная связь, теперь мы делим его на сегменты по видам клиентов — массовые пользователи и корпорации. И, общаясь с клиентом, предлагаем ему весь спектр услуг.

- Какой сегмент бизнеса пострадал от кризиса сильнее — мобильная телефония, фиксированная или, может быть, широкополосный доступ в интернет (ШПД)?

- Я бы не использовал слово "пострадал". Конечно, очень сильный удар пришелся на сегмент бизнес-абонентов, особенно в первой половине 2009 года. Некоторые клиенты, особенно из малого и среднего бизнеса, вовсе ушли с рынка, многие другие очень жестко ограничили расходы, в том числе на связь. Мы пытались помочь клиентам снизить эти затраты, контролировать их, предоставили ряд скидок. Но в целом наши доходы от корпоративных клиентов в 2009 году все же выросли.

Что касается рынка массовых пользователей, здесь влияние кризиса было смешанным. С одной стороны, в России уже очень высокий уровень проникновения мобильной связи — 143 процента, а в Москве и Санкт-Петербурге так и вовсе 190 процентов. Это свидетельство естественного насыщения рынка, так что рассчитывать на органический рост доходов от вновь подключающихся абонентов больше не приходится. Некоторые операторы пытаются продолжать гонку подключений, но мы не считаем нужным в этом участвовать — это значило бы размывать качество абонентской базы.

В первом квартале 2009 года мы столкнулись с серьезным снижением разговорной активности абонентов, но затем количество минут, выговариваемых абонентом ежемесячно, вновь стало устойчиво расти. Конечно, темп этого роста уже не такой, как в 2006-2008 годах, но важно, что рост возобновился.

ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ РЫНКА

- Сейчас кризис закончился?

- Cмотря что называть кризисом. Конечно, индустрия не вернулась к уровню 2008 года, и если честно не стоит рассчитывать на возвращение в ближайшем будущем. Но ситуация стала стабильной — в частности, опять же, с точки зрения объемов потребления услуг абонентами. И сейчас мы фокусируемся уже не на том, чтобы бороться с кризисом, а на устойчивом развитии, особенно в том, что касается новых услуг. Восстанавливаются и другие отрасли, что тоже положительно влияет на нас, так как "оживают" корпоративные клиенты.

- Как вы сами упомянули, вы работаете в ВымпелКоме уже почти год — с апреля 2009-го. Что из запланированного уже удалось сделать, а что пока нет?

- Основной целью было успешно пройти через неопределенность рынка, созданную кризисом. То есть резервировать наличность, вовремя обслуживать долги (с чем мы блестяще справились) и превратить ВымпелКом из мобильного оператора в интегрированную компанию. Процесс интеграции, как известно из истории, никогда не бывает завершен окончательно, тем более что трансформации должна подвергнуться не только штаб-квартира, но буквально каждое подразделение, каждый филиал. Тем не менее, мы закончили львиную часть работы, связанной с объединением. Причем закончили успешно: из результатов 2009 года видно, что наиболее быстрый рост демонстрируют как раз новые сегменты бизнеса, влившиеся в ВымпелКом недавно, — например, FTTB (Fiber to the Building, вариант широкополосного интернет-доступа, предусматривающий доведение оптоволоконного кабеля до здания). Показательно и то, что в условиях интеграции нескольких видов бизнеса нам удалось повысить операционную эффективность.

- Вы именно эти цели ставили год назад?

- Да, именно это мы обещали акционерам.

- Значит, топ-менеджеров ВымпелКома ждут хорошие бонусы за прошлый год?

- Ну, это должны решить акционеры (смеется). Наша работа оценивается по ряду KPI (ключевых показателей эффективности), которые выполнены.

ДОХОДЫ ВЫРОСЛИ НА 150%

- Перед вами отчитался МегаФон. Его руководство тоже утверждает, что достигло поставленных целей — добиться лидерства по чистым подключениям абонентов. Судя по статистике, МегаФон и впрямь лидер по чистым подключениям, вдобавок он вот-вот догонит ВымпелКом по общему количеству абонентов в России. Вас это не тревожит?

- Совсем нет. Наши KPI связаны с финансовыми показателями ВымпелКома, а не с количеством абонентов. Когда уровень проникновения мобильной связи составляет 143 процента и рынок насыщен, то не так важно, сколько у тебя появляется новых абонентов. А по качеству существующей абонентской базы мы считаем себя лидерами. Например, если оценить динамику среднего счета на абонента (ARPU), то у МегаФона этот показатель уменьшился за прошлый год на 13 процентов, а у нас в России — всего на 7 процентов. Наша годовая выручка от услуг мобильной связи в России прибавила 7 процентов, а у МегаФона — только 2,4 процента. Я с большим уважением отношусь к стратегии МегаФона, наша же стратегия четко ориентирована на качество привлеченных абонентов и на финансовые показатели, которые обеспечиваются благодаря этим абонентам.

У всех операторов разная методика учета абонентов — кто-то отсеивает пользователей через три месяца молчания, кто-то через шесть. Но активный абонент — тот, кто активен всегда. И наша статистика подтверждает, что у нас количество таких пользователей не снижается. Продолжительность разговоров в пересчете на одного абонента у ВымпелКома растет и частично нивелирует снижение средней цены минуты (которое происходит вследствие конкуренции), в результате наш ARPU снижается медленнее.

- Приобретая Golden Telecom, ВымпелКом обещал, что к 2010 году подключит к оптоволоконным сетям 15,6 миллиона российских домохозяйств. Но с началом кризиса инвестиции в стройку ШПД были приостановлены. Каковы в итоге ваши успехи на данный момент?

- Комментировать цифру в 15,6 миллиона домохозяйств я не стану, она не фигурирует в моих ключевых показателях эффективности (смеется). Но начиная с середины 2009 года мы очень активно развивали бизнес FTTB. При этом исходили из того, что главное — дотянуться не до здания как такового, а до потребителя. Активнее всего мы инвестировали в то, чтобы подключить к ШПД конкретные квартиры, расположенные в домах, до которых мы дотянули кабель. В результате доля квартир, расположенных в таких домах и реально пользующихся Интернетом от ВымпелКома, резко выросла. В апреле 2009 года она чуть превышала 8 процентов, а сейчас уже 12,4 процента.

Параллельно мы все-таки строим сети в новых городах. Сейчас мы присутствуем примерно в 70 городах, где обслуживаем примерно 7,9 миллиона домохозяйств (на конец 2009 года). К концу этого года их прибавится еще несколько миллионов. Но опять же, должен быть баланс между количеством подключенных домов и квартир в этих домах.

Наши доходы от ШПД (и проводного, и мобильного) в массовом сегменте выросли в 2009 году на 150 процентов. Это настоящий успех, и в целом мы считаем ШПД одним из рынков с наибольшим потенциалом развития.

"Ведомости"

 Справка

ОАО "ВымпелКом" - оператор сотовой и фиксированной связи. Обслуживает 64 млн. абонентов, из них в России – 50,89 млн. Акционеры – Altimo (44%), Telenor (29,9%), 24,3% торгуется на NYSE. Капитализация – $17,3 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2009 г.):  выручка – $8,703 млрд.,  чистая прибыль – $1,122 млрд.