В последние дни распространилось много слухов о том, что ряд финансовых организаций устраивает "атаку" на евро. Я не буду спорить со слухами, поскольку это, как у нас принято говорить в последние годы, "контрпродуктивно". Но несколько тезисов на данную тему озвучить стоит.

 

Первое. Для того, чтобы адекватно рассуждать о тех процессах, которые сегодня происходят в крупных кластерах мировой экономики (а Евросоюз – это крупная часть мировой экономики), необходимо понимать ее устройство, так сказать, целиком. Современная мировая экономика представляет собой единую систему разделения труда (до 1988–91 гг. это было не так, а максимальное количество "независимых" кластеров доходило до 5) с центром в Соединенных Штатах, которые ее и поддерживают за счет своего спроса. Масштаб этого спроса, если его оценивать по паритету покупательной способности, составляет, по разным оценкам, 35-40% от всего мирового совокупного спроса. Напомню, что здесь имеется в виду конечный спрос, т. е. такой, который направлен на потребление, а не на перепродажу в той или иной форме, пусть и через амортизацию. Конечный спрос предъявляют, в подавляющем большинстве, домохозяйства и государства.

 

Второе. Значительная часть создаваемой в мире продукции идет либо на потребление внутри США, либо ориентируется на спрос, который возникает за счет экспорта в США. Так, в Китае спрос на автомобили в основном возникает либо со стороны тех, кто непосредственно работает на экспортных предприятиях, либо тех, кто работает на предприятиях, обслуживающих экспорт, либо же стимулируется государством за счет кредитов, выдаваемых опять-таки за счет средств, полученных от экспорта.

 

Третье. В соответствии с нашей теорией кризиса (которую можно в кратком виде, т. е. исключительно для последнего кризиса, прочитать здесь, а полный вариант – на курсах по "Неокономике"), темпы спада экономики США, если бы ее постоянно не стимулировали разными искусственными методами, составляли бы примерно 8-12% в год. Итоговый масштаб спада, который должен быть достигнут по итогам "острой" стадии кризиса, составляет примерно 55-60% от ее максимального значения летом 2007 года. Поскольку такого "чистого" варианта не получается, то темпы будут меньше (хотя падение объемов мировой торговли в 2009 году составило как раз 12%), но самыми сильными пострадавшими от падения спроса в США станут те, кто максимально экспортируют в эту страну (Япония, Китай, Евросоюз), и те, кто "живет" на объемах мировой экономики (например, нефтеэкспортеры).

 

Четвертое. Развитие кризиса будет происходить крайне неравномерно, причем сильнее всего эта неравномерность "ударит" по регионам со сложной структурой экономики, в частности, Европе. Дело тут не в том, что денежный поток для нее сократится сильнее всего (тут, скорее всего, "впереди планеты всей" будет Япония), а в том, что в отсутствие централизованной власти будут серьезные проблемы с внутрирегиональными перетоками. Например, проблемы Греции и других средиземноморских стран ЕС прежде всего состоят в том, что из-за сокращения доходов в компаниях-экспортерах резко упали туристические потоки.

 

Пятое. Поскольку кризис только начинается, то и противоречия эти будут только расти. Решить их, что называется, "консервативными" методами не получится никак, поскольку они будут нарастать быстрее, чем смогут проявиться эффекты от этих методов. А поскольку в капиталистическом мире проблемы одних – это способ заработать для других, то и желающих "поиграться" на этих проблемах будет достаточно. Нужно только помнить, что причины возникновения этих проблем носят абсолютно объективный характер, и поэтому пытаться их решить путем борьбы с теми, кто на них спекулирует, бессмысленно.

 

Шестое. Специфика современной политической элиты состоит в том, что она не может себе позволить взять на себя ответственность за происходящие события, а значит, никогда не будет их публично и всерьез обсуждать. Из чего однозначно следует, что никаких принципиальных и жестких решений она также принимать не будет, их просто невозможно осуществить без предварительных публичных обсуждений. И, таким образом, кризис будет продолжаться, прерываемый регулярными "ремиссиями", связанными в основном с эмиссионной поддержкой спроса. Кроме того, постоянно будет нарастать кампания против "спекулянтов", которые своей деятельностью "подрывают" устойчивость мировой экономики.

 

Собственно, тезисы на этом заканчиваются, и сказать мне больше особо нечего. Проблемы Греции очень скоро станут проблемами практически всех стран Евросоюза, склоки на уровне отдельных стран будут все время усиливаться, но никаких реальных мер принято не будет. И это не будет "атакой на евро", это будет саморазрушение европейской экономики – в рамках аналогичных процессов, проходящих во всем мире. На уровне жизни населения это скажется самым печальным образом, а уж как оно будет разбираться со своими политическими элитами, мне, по большому счету, наплевать. Нам бы со своими разобраться…

(Fintimes, 05.03.10)