Проблемы бюджетных дефицитов PIGS не угрожают существованию евро. Но валютный союз имеет структурные слабости, устранить которые гораздо сложнее, чем спасти отдельно взятую страну, считает Исмаил Эртюрк, старший преподаватель Манчестерской бизнес-школы Университета Манчестера.

 

 

Когда у финансовых рынков возникли разногласия с правительствами по поводу мер, направленных на снижение бюджетных дефицитов в Греции, Испании и Португалии, хедж-фонды и другие инвесторы стали "шортить" евро. Это стало причиной падения стоимости единой европейской валюты на Forex и появления вопроса о ее долгосрочной жизнеспособности. Финансовые рынки изобрели новую аббревиатуру для обозначения финансово слабых государств ЕС – PIGS (Португалия, Ирландия, Греция и Испания).

 

 

 

Кто лишний в PIGS. Включение Испании в этот список ошибочно и показывает, как плохо порой финансовые рынки разбираются в макроэкономике. Испанские банки гораздо сильнее, чем германские и британские. Дефицит бюджета Испании достигает 9,8% ВВП, что также немного по сравнению с 12,3% ВВП в США. Поэтому атака рынков на испанские бонды неоправданна с экономической точки зрения. Она, как заявили тогда власти Испании, была чисто спекулятивной. В этой стране, конечно, есть проблемы – высокая безработица и экономический спад. Но в этом нет ничего необычного, поскольку до кризиса рост испанской экономики опирался на потребительское кредитование и инфляцию в жилищном секторе. Сейчас эти условия не существуют, и Испании предстоит найти новые пути генерирования экономического роста и разбираться с последствиями падающих цен на жилье. Но дефицит ее бюджета невелик и позволяет правительству наращивать расходы ради стимулирования экономики.

 

 

 

Однако Греции и Ирландии дефициты бюджетов не дают такой возможности, они слишком велики – 12,7% и 12% ВВП соответственно. Все страны еврозоны с высокими дефицитами очень малы, оказать им помощь большим странам валютного союза будет не трудно. Собственно, представители властей Германии и Европейского ЦБ уже намекали, что ЕС рассматривает планы помощи Греции, если облигации нового выпуска не будут иметь успеха на финансовых рынках. Германия либо группа стран ЕС, может предоставить гарантии по греческим суверенным бондам, а затем эти бонды могут быть выкуплены непосредственно германскими или другими европейскими банками. Поэтому технически и политически решение проблемы Греции существует, пока эта страна согласна проводить убедительное сокращение дефицита бюджета. Фискальные проблемы PIGS не угрожают евро. Хотя финансовые рынки в погоне за краткосрочными спекулятивными прибылями будут продолжать атаковать его, они недостаточно сильны, чтобы вынудить Грецию или любую малую страну покинуть еврозону. Но инвесторы правы, когда указывают на то, что "проект евро" имеет структурные долгосрочные слабости, устранить которые гораздо сложнее, чем спасти Грецию или Ирландию.

 

 

 

Повестка на пост-кризисный период. Одна из этих структурных проблем – слабость Европейского ЦБ. Сильной валюте нужен сильный и надежный центральный банк. Еврозона обладает сильной экономикой с положительным сальдо торгового баланса и самым большим ВВП в мире, но мощного денежно-кредитного регулятора у нее нет, поскольку страны-участницы валютного союза по политическим соображениям не хотят передавать на наднациональный уровень полномочия своих центральных банков. В долгосрочной перспективе еврозоне следует укрепить ЕЦБ, если она хочет сделать евро сильным элементом глобальной экономики. Тем более что ЕЦБ уже дал для этого аргументы: в 2008 году он боролся с банковским кризисом успешнее, чем ФРС США и Банк Англии.

 

 

 

Другая слабость еврозоны заключается в отсутствии единого унифицированного рынка капитала. Облигации и акции, номинированные в евро, до сих пор выпускаются и торгуются преимущественно на национальных фондовых площадках. Здесь странам еврозоны нужно выработать совместное решение. Отчасти причина затруднений Греции в рефинансировании долгов заключается в отсутствии единого рынка облигаций. Ей приходится договариваться с разными национальными рынками в рамках еврозоны, чтобы успешно разместить свои бумаги.

 

 

 

Странам еврозоны также следует разрешать трансграничные банковские слияния, в результате которых будут появляться по-настоящему европейские банки. Единая валюта не может функционировать эффективно при наличии раздробленной банковской системы. Появление огромных дефицитов бюджетов в Греции и Ирландии в значительной мере стало следствием рискованной политики и избыточного левериджа банков, которым пришлось оказывать финансовую помощь. В долгосрочном плане для обеспечения силы и жизнеспособности евро нужна консолидированная банковская система.

 

 

 

Конечно, есть проблемы в реальных секторах экономик малых стран еврозоны. Так, промышленность и сектор услуг Греции после присоединения к валютному союзу теряют конкурентоспособность. Но такие структурные экономические проблемы требуют более скоординированной экономической политики в рамках еврозоны и мер, направленных на потребности конкретной страны. ЕС не удалось разработать региональную экономическую политику на Балканах для своих новых стран-членов. Экономики Греции, а также Болгарии, Румынии и Хорватии выиграли бы в результате региональной консолидации финансовых рынков и инвестиций в региональные инфраструктурные проекты. Интеграционная политика ЕС пока не решила эти задачи.

 

 

 

Таким образом, существуют серьезные долгосрочные вызовы жизнеспособности еврозоны. Сегодня можно решить проблему бюджетного дефицита Греции. Но чем дальше, тем труднее будет устранить структурные слабости небольших стран еврозоны, если они не добьются устойчивого экономического роста и не начнут создавать рабочие места в секторах с высокой добавленной стоимостью.

 

(Финанс., 09.03.2010)