ЧТОБЫ ПРИЗВАТЬ ТАТНЕФТЬ И ТАТНЕФТЕПРОДУКТ К ОТВЕТУ ЗА "БЕНЗИНОВЫЙ СГОВОР", УФАС НАМЕРЕНО ИДТИ ДО КОНЦА - ЧЕРЕЗ ВСЕ СУДЕБНЫЕ ИНСТАНЦИИ

Сегодня руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (УФАС) Александр Груничев пролил свет на ситуацию, которая возникла в настоящее время вокруг "бензинового" сговора. Как выясняется, фигуранты этого громкого дела – Татнефть-АЗС-Центр и  ХК "Татнефтепродукт" оказали отчаянное сопротивление и сумели отбить претензии УФАС. Но руководство антимонопольной службы настаивает на своей правоте.  В ходе интернет-конференции газеты «БИЗНЕС Online» Груничев заявил, что УФАС намеревается дойти в этом деле до финальной точки, пройдя все необходимые судебные инстанции. 

"НА БЕНЗИНОВОМ РЫНКЕ ДОМИНИРУЮТ ВЕДОМСТВЕННЫЕ АЗС"

Напомним, год назад татарстанское УФАС признало ОАО "Татнефть", ООО "Татнефть-АЗС-Центр" и ОАО "ХК "Татнефтепродукт" виновными в установлении монопольно высоких цен на моторное топливо. Однако, как выяснилось, дальше деклараций дело не пошло. Несмотря на то, что эти компании объективно доминируют на розничном бензиновом рынке, официально доказать это оказалось очень сложным делом. Вот что рассказал сегодня в ходе онлайн-конференции Александр Груничев:

- Уникальная ситуация: у нас в республике около 800 АЗС. При этом где-то половина из них – ведомственные заправки. То есть, допустим, есть АТП – на его территории работает заправка, предназначенная исключительно для своих автобусов. На свободном рынке этот бензин не продается, но исключать эти заправки из отрасли мы не можем. И, в результате, в целом по республике доминирующего положения у компаний Татнефть и Татнефтепродукт нет – совокупно они занимают менее 50% рынка.

- А каковы доли этих двух дилеров?

- Они практически равны.

- То есть на бензиновом рынке доминируют ведомственные заправки?

- Получается, что да. Их в Татарстане около 400 и они занимают более 50 процентов рынка. Но не во всех районах. Там, где нет ведомственных заправок или других сильных игроков, признать доминирующее положение Татнефти и Татнефтепродукта нам удалось. На обе компании были наложены штрафы на общую сумму около 15 миллионов рублей. Если вы внимательно посмотрите на дело, то увидите, что в нем фигурирует не две эти компании, а 15 или 16 хозяйствующих субъектов, которые действуют в 37 муниципалитетах. Мы специально сделали так, что каждый муниципалитет в данном случае считался отдельным рынком. Иначе признать доминирующим положение Татнефти и Татнефтепродукта не удалось бы.

"ЧТО ПОМЕШАЕТ МОНОПОЛИСТУ ПОВЫСИТЬ ПРИБЫЛЬНОСТЬ ДО 100, ДО 1000%?"

- Судебное разбирательство по этому делу идет уже более года…

- Арбитражный суд в Татарстане, первую инстанцию, мы прошли с успехом – выиграли. Но 11 арбитраж в Самаре 1 марта нас, к сожалению, не поддержал, удовлетворив апелляцию операторов АЗС. Копию решения мы пока не получили, поэтому наше решение все еще как бы в силе.

- Но вы все так же считаете, что сговор был?

- Ну конечно. Мы будем обжаловать это решение, пройдем все три инстанции, как положено. И даже если кассация нас тоже не поддержит, мы все равно отправим это дело в надзор, потому что считаем его знаковым. Если мы сдадимся без боя, то завтра наши монополисты, которых достаточно много, вообще перестанут ограничивать свою рентабельность. Мы считаем, что 25 процентов - это нормально, а по экономической теории – это вообще суперприбыль. Но почему-то суд принимает решение, что и 50 процентов - это приемлемая рентабельность. И возникает вопрос: что помешает монополисту повысить прибыльность до 100, до 1000 процентов, если даже суд принимает его сторону? Самая главная наша задача – ограничивать рентабельность монополистов. Потому что, допустим, в бензиновом секторе она ведем к росту себестоимости множества товаров и услуг. И, в конце концов, пагубно влияет на всю экономику.

P.S. Помимо рассказа о "бензиновом" сговоре, Александр Груничев в ходе почти трехчасовой онлайн-конференции ответил на десятки вопросов читателей газеты «БИЗНЕС Online». Их интересовали различные направления деятельность антимонопольного ведомства, ситуация на рынках рекламы, строительства и недвижимости, ЖКХ и др. В ближайшее время «БИЗНЕС Online» опубликует полный текст конференции.

Сергей Кощеев,
фото Ильи Лавриненко