Для организации частных школ такого уровня уровень доходов в Набережных Челнах недостаточен. То есть у нас нет такого количества людей, которые позволили бы себе значительные расходы на создание такой частной школы. То, что касается медицины, то, с моей точки зрения, это вопрос был вообще не первоочередной, а нулевой очередности. Я бываю на совещаниях в БСМП каждый раз, когда приезжает Рустам Нургалиевич и вижу, что осталось за немногим. То, что у нас будет одна из лучших клиник в нашей стране, это однозначно. Самое главное понять, где мы персонал возьмем, кто сможет работать на этом оборудовании, обеспечивать тот уровень медицинских услуг, который позволит реализовать вложенные деньги. Вопрос, конечно, не простой будет.

 Остаются проблемы, касающиеся детских садов. У меня идет сбор общественного мнения. То есть мы проводим социальные исследования, я собираю вопросы наших работников. 30 процентов вопросов сегодня касаются детских садов. Родители, имеющие маленьких детей, это самая активная часть нашего населения с точки зрения их трудовой пригодности. И если у человека есть забота из-за того, что в семье родился ребенок и один из членов семьи не может работать, потому что нет места в детском саду, это одна из главных проблем. Она создана постсоветским периодом, когда детсады и КАМАЗ перепрофилировал в черт знает во что. Но проблему нужно решать, после медицины это вопрос №1 и сам по себе он не решится.

 Можем ли мы сегодня построить достаточное количество детских садов? Во-первых, долго, во-вторых, дорого. То есть нужны какие-то нестандартные подходы и заниматься этим нужно не сегодня, а еще вчера. Пока решения полноценного нет. А значит население будет чувствовать себя дискомфортно.

 Я позавчера провел полдня с министром образования РФ, он был в республике. Мы очень много с ним говорили. Он полностью поддерживает те шаги, которые КАМАЗ организовал в области высшего образования, профессионального образования. И мы говорим о том, что мы будем это направление развивать. Фактически мы сегодня софинансируем ежегодно до 90 учебных мест, платим стипендию сверх государственной. Так называемый завод-вуз – это первый эксперимент в стране и работа в течение первого года, итоги опросов студентов показывают, что мы выбрали правильное направление и собираемся работать по нему и дальше.

 Но опять-таки мы должны сегодня очень критично оценить то, что происходит в высшем образовании. Это в первую очередь касается Набережных Челнов, потому что качество образования в высших учебных заведениях, говоря мягко, считаю очень недостаточным по сравнении с тем, чего мы сегодня хотим иметь. Начиная с преподавателей, я уж не говорю о студентах. Я знаю о чем говорю, потому что Андрей Александрович Фурсенко включил меня в состав федеральной комиссии по подбору федеральных университетов, я невольно начал готовиться. Соответственно, я все сам прочитать не могу, и те, кому на КАМАзе положено этим заниматься активно подключились к этой работе и мы знаем, какие требования сегодня предъявляются к национальным университетам. Надо признать, что в стране учебных мест в вузах через три года будет в два раза больше, чем студентов. Преподаватели университетов этого осознавать не сильно хотят. А те, кто хотят, формируют программу развития, идут с заявкой в комиссию при министерстве образования РФ для того, чтобы получить более высокий статус. В Татарстане у нас на сегодня таких нашлось три университета: КГУ получил особый статус федерального университета, а также КАИ и КХТИ сделали заявки. Пока выиграл этот конкурс только КАИ, с которым мы работаем. А те вузы, которые не в состоянии написать заявку, оценить свою деятельность, представить ее на суд, с моей точки зрения, неполноценный вузы, которые не отвечают требованиям сегодняшнего времени. 

КРИЗИС НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЕСКОНЕЧНЫМ 

Помимо образования нам необходимо сегодня продолжать поддерживать остальную инфраструктуру города. Тема, которой надо касаться, – это транспорт, пассажирские перевозки. Я вижу, что происходит в стране. Не потому что я интересуюсь этой темой системно, просто знаю эту тему, потому что мы производим автобус. Чтобы продавать автобус, надо знать, как подходить к клиенту. Везде этот бизнес в России является неприбыльным, везде есть проблемы. Что касается Набережных Челнов, то проблема стояла бы гораздо острее, если бы не было КАМАЗа. Мы просто сегодня на себе выносим около 70 процентов перевозок, наше предприятие ООО "Электротранспорт" и КАМАЗ дотируют все пассажирские перевозки Набережных Челнов. Банкротство двух крупных АТП говорит о том, что у нас в городе в этой сфере очень много проблем. Мы не ищем того, что завтра кто-то придет и решит эту проблему, я бы сказал, что все-таки нужно заниматься трамвайными путями, за последние годы мы попытались решить проблему в некоторой части, проложили трамвайные ветки, но в целом, если брать соединение старой и новой части города, проблема не решена. КАМАЗу это сегодня не по карману и в ближайшие пять лет мы этого точно сделать не сможем.

Если мы занимаемся перевозкой пассажиров, это не бизнес, это социальная функция, это только затраты. И если обращаешься в министерство транспорта, говорят, вы не муниципальная и не государственная собственность. Тогда государство должно создать такие условия для ведения этого бизнеса, чтобы можно было обновлять парк, выполнять другие функции. А сегодня это все находится на каком-то подковерном уровне, когда не видишь решения вопроса, соответственно все это потихонечку начинает рассыпаться. За восемь лет моей работы в Набережных Челнах мы купили один трамвай. Сегодня в ООО "Электротранспорт" капитальный ремонт трамваев проводится чуть ли не стопроцентно.

Хотелось бы, чтобы если есть вид бизнеса, он был осмысленный и мог развиваться дальше. Кризис не может быть бесконечным. Я оцениваю, что последствия этого кризиса наша компания, соответственно и город, будут переживать еще около трех лет. Затем нам понадобиться другой уровень персонала, другие подходы к бизнесу, к работникам, для того, чтобы начался масштабный рост. Я бы очень хотел, чтобы мы за эти три года, также как КАМАЗ подтягивает организацию производства на мировой уровень, то же самое было сделано в решении социальных вопросов города. Чтобы за три года мы должны подтянуть медицину, образование, культуру, пассажирские перевозки на тот уровень, который будет предъявлять экономика.

У меня настойчивое предложение, чтобы получить ваше одобрение на разработку такой программы республиканскими организациями и ведомствами.