ГОСБАНК ЧЕРЕЗ ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА ПОСЛЕ ВЫДАЧИ КРЕДИТА  ПОТРЕБОВАЛ С КАЗАНСКОГО АВТОДИЛЕРА ДОСРОЧНО ВЕРНУТЬ 87 МЛН. РУБЛЕЙ  
 

Падение продаж автомобилей в прошлом году на 50% вынудило многих игроков на авторынке Татарстана – в том числе лидеров - искать дополнительную поддержку в банках. Компания "АКОС", проблемы которой ранее не были заметны широкой публике, сейчас в полной мере испытывает давление кредитора в лице банка ВТБ, проявляющего крайнюю степень принципиальности. В Арбитражном суде РТ на днях прошло слушание дела по иску казанского филиала банка к компании "АКОС". 
 

ЧЕТКАЯ  ПОЗИЦИЯ

Еще один татарстанский автодилер отбивается от атак гиганта отечественной банковской индустрии. В марте 2009 (то есть в пик кризиса!) АКОС взял в государственном банке ВТБ кредит в 70 млн. рублей под… 21,5% годовых. Под залог попало недвижимое имущество, принадлежащее компании. Как заявила в суде (заседание состоялось на минувшей неделе) представитель истца, с первого же месяца заемщик начал просрочку платежей по процентам. В результате спустя четыре месяца просрочки банком было принято решение о досрочном истребовании суммы кредита.  

Однако требование выполнено не было, и ВТБ обратился в арбитраж. Кредитная организация требует взыскать в солидарном порядке 86,9 млн. рублей - с учетом процентов и неустойки.  

Как стало известно газете "БИЗНЕС Online", ВТБ не единственный банк, кредитовавший АКОС. С другими кредитными организациями, как утверждают в самой компании, достигнуты соглашения о реструктуризации. Представитель АКОСа пояснил суду, что и в ВТБ было направлено предложение о встречи для нахождения компромисса. Но ответа пока не поступило. Между тем, на процессе представитель банка заявила, что ВТБ в этом вопросе занимает четкую позицию – требовать возврата кредита, поскольку АКОС практически с самого начала не производил выплаты по нему. 

Представитель ответчика адвокат Дмитрий Панов не стал отрицать факт неоплаты по кредиту. Отметил только влияние кризиса, высокий процент по кредиту – но договор есть договор – и репутацию компании, которая многие годы была добропорядочным плательщиком. А также высказал возражения по залоговому имуществу. "Банки занижают стоимость залогового имущества, это общеизвестный факт, - сказал Панов. – Мы считаем, что и стоимость наших зданий занижена, она нас категорически не устраивает. Необходимо провести независимую оценку". Иначе, высказал опасения адвокат, компания может утратить здания за бесценок.   

В результате суд  взял перерыв для выбора оценщика и проведения в дальнейшем экспертизы. 

В НАДЕЖДЕ НА РОСТ

Ситуацию газете "БИЗНЕС Online" прокомментировал Александр Стариков - генеральный директор компании "АКОС": 

- Перед кризисом  те компании, которые проповедовали  интенсивное развитие, вынуждены были прибегать к тем или иным формам заимствований. Главное было - не перейти допустимую грань в соотношении доходности и общей суммы задолженности. Мы считаем, что нам это удалось. Более того, в течение 2009 года удалось сократить кредитное бремя и сократить количество банков-кредиторов. Теперь с нами остались только несколько банков-партнеров, все татарстанские. Это Сбербанк Татарстан, Энергобанк, Спурт банк, БТА и КамКомБанк. Со всеми удалось договориться о реструктуризации нашей оставшейся задолженности. Условия конечно у всех разные, но, главное, что  эти банки идут нам навстречу и понимают, что единственным способом возврата кредита в кризис является поддержка предприятия и помощь ему в увеличении им роста продаж и услуг. К тому же если заемщик обслуживает существующий кредит вовремя и в полном объеме.  

У нас действительно  есть задолженность перед банком ВТБ. Она естественно значительно  перекрыта залогом недвижимости. Но, к сожалению, по отношению к  должникам ВТБ занимает жесткую позицию. Нам не известно ни одной компании, которой бы удалось реструктуризировать долг с ВТБ. Но мы ищем пути решения этого вопроса.  

У компании "АКОС" есть уверенность, что "дно" кризиса  пройдено и автопром начинает возрождаться уже в этом году.   Продажи автомобилей начинают расти. Банки все больше и с большей охотой выдают розничные кредиты на приобретение автомобилей. Продажи автомобилей в кредит по многим брендам вернулись на докризисный уровень в процентом отношении. Растет и количество людей желающих приобрести автомобиль. И мы с уверенностью смотрим в завтрашний день. Несомненным подспорьем будут в 2010 году и государственные программы утилизации старых автомобилей и субсидирования кредитных ставок при покупке российского автомобиля в кредит. Спор с ВТБ затормозит, конечно, наше развитие в регионах, но никак не отразится на текущей деятельности компании в целом.  

НЕПРИМИРИМЫЕ

Отметим, что  ситуация с АКОСом – не единственный случай, когда ВТБ занимает жесткую  позицию по отношению к своему заемщику. Так, газета «БИЗНЕС Online» уже рассказывала об аналогичной ситуации, в которой оказался другой известный в РТ автодилер – группа "Таттранском", владельцем которой является Ильдар Зиннуров. Как рассказывал он в интервью нашему изданию, кредитный портфель в конце прошлого года в этом банке у Таттранскома составлял около 400 млн. рублей и по этим кредитам компания в свое время заложила часть своего имущества – здания и земельные участки. По словам Зиннурова, Таттрсанском, не имея возможности договориться с ВТБ о реструктуризации, был готов к худшему – то есть изъятию этих залогов.

Не менее известен и громкий конфликт между ВТБ  и компанией "ВАМИН-Татарстан". Здесь позиция банка оказалась еще жестче – буквально две недели назад Арбитражный суд назначил процедуру описи имущества ВАМИНа после того, как компании не удалось договориться с ВТБ о реструктуризации долга в 1,1 млрд. рублей. Причем компании не помогло даже заступничество первых лиц республики.

Каким образом  могут отреагировать на эти действия ВТБ другие потенциальные заемщики в Татарстане? Не начнут ли искать банки, где настроены более вегетариански по отношению к своим должникам?  

Владимир  Казанцев 
 

Справка 

Компания АКОС работает на рынке с 1991 года. Специализация - продажа, сервисное и гарантийное обслуживание автомобилей (автосервис), поставка необходимых запасных частей для всей гаммы продаваемых нами автомобилей, магазины автоаксессуаров, шин, дисков, и т.п, розничная торговля горюче-смазочными материалами. 

Компания АКОС является официальным дилером многих российских автопроизводителей - ОАО "ГАЗ", ОАО "Русавтобуспром" (Автобусы ПАЗ, Автобусы КАВЗ, Автобусы ГоЛаз, Автобусы ЛиАЗ), украинского ПО "АвтоЗАЗ" и многих знаменитых иностранных производителей - NISSAN, HYUNDAI, KIA, SUZUKI, UzDAEWOO, FIAT, SSANGYONG, YAMAHA, BALTMOTORS.  

Ежегодно компания продает более 5000 автомобилей. Автосалоны расположены в Казани, Набережных Челнах и Альметьевске. В Казани действуют три крупнейших технических центра по обслуживанию и ремонту автомобилей (автосервисы) иностранного и российского производства и склад запасных частей для них.