Так что, хоть я и вышел на заслуженный отдых, свободного времени у меня будет по-прежнему мало. О реализации этого проекта я думал не один год, но все как-то не складывалось взяться по-настоящему в силу различных причин, по большей части объективных. А сейчас я безвозмездно буду заниматься этим по велению души.

НЕ КАЖДОГО ДЕДА НАЗОВУТ БАБАЕМ

- Вас в республике за глаза уже давно называют "бабай", что в переводе с татарского означает "дед", даже тогда, когда вы дедом еще и не стали. Вас это не обижает?

- Нисколько. Хотя поначалу несколько смущало, но это было недолго. У нас, у татар, обращение "бабай" - это проявление уважения. Не каждого деда еще назовут "бабаем". Что примечательно, "бабаем" меня за глаза называют не только татары, но и русские. Только они называют меня - "наш бабай". Это говорит само за себя. Мне грех жаловаться на отношение абсолютного большинства людей к себе. Я всегда чувствовал их сопереживание и даже тогда, когда меня критиковали, главное, – не было злости. За это я благодарен всем татарстанцам.

В то же время к русским, проживающим в республике, я испытываю особую благодарность. Когда в начале 90-х гг. прошлого века началась перестройка и была провозглашена гласность, татарская интеллигенция воспряла духом. Начались массовые выступления, митинги с требованиями возрождения государственности, татарского языка и национальной культуры. Людей можно было понять, ведь в советское время больше всего потеряли татары. К примеру, к этому времени на всю Казань осталась всего одна школа, ведущая обучение на татарском языке. То есть, фактически, наш родной язык, традиции оказались на грани исчезновения. И это не преувеличение. Я благодарен русским, которые с пониманием отнеслись тогда ко всей этой ситуации, не выступили против и тем самым не допустили противостояния на межнациональной почве. В условиях Татарстана, где татары и русские живут бок о бок веками, где столько смешанных браков и все так переплелось, что это могло бы привести к катастрофе.

Оценивая те годы, в СМИ любят писать о том, что в республике восприняли буквально слова первого президента России Бориса Ельцина - "берите суверенитета столько, сколько проглотите" и отхватили, что называется, "кусок по полной". Это крайне упрощенный подход. Для того чтобы понять тогдашние действия Бориса Николаевича Ельцина и мои как главы Татарстана надо было знать ситуацию изнутри. Одна из крупнейших республик РФ, при тогдашней всеобщей неопределенности, стояла на распутье - остаться с Россией или стать полностью независимой. Общественность Татарстана протестовала, проходили нескончаемые митинги. Был очень непростой расклад политических сил в парламенте республики. Сегодня я могу ответственно сказать, что, подписав договор о взаимном делегировании полномочий между органами власти Российской Федерации и Республикой Татарстан, нам с президентом России удалось миновать катастрофического развития событий.

- Какое напутствие вы дадите своему преемнику на посту президента?

- Придерживаться нравственных принципов и оставаться центристом. Это касается не только Рустама Минниханова. Кто бы ни был в будущем президентом Татарстана, он всегда должен оставаться центристом. Первое лицо не вправе принимать односторонние решения, которые могут привести к разрушению человеческой жизни, какими бы благими мотивами он при этом ни руководствовался. Жизнь каждому человеку дана единожды, не ты ее ему дал и не ты вправе его этой жизни лишить. Это заповедь основных религий, и именно здесь проходит та невидимая нравственная грань, за которую нам, политикам, переступать нельзя. Это мои убеждения, моя философия, сформировавшаяся по жизни.

Президент Татарстана не должен стесняться проявлять заботу о татарах в вопросах сохранения национальной культуры и традиций, обычаев своего народа. Политика государства на федеральном уровне должна заключаться в том, чтобы создать одинаковые условия для всех наций и народностей, чтобы сберечь и сохранить эту многоликость Российской Федерации.

Не надо опасаться понятия "национальная политика". Не может быть Россия унитарным государством в силу своей многонациональности и никогда им не будет, кто бы и как бы к этому ни стремился. Любой политик, руководители самого высшего ранга должны осознавать это в полной мере. Ни один народ никогда не откажется от своей истории, от своего языка. Мы, к сожалению, и в условиях демократического развития в вопросах национальных продолжаем оставаться "наполовину беременными".

Сохранение баланса в вопросах национальной политики - очень сложный путь, все попытки удержать эту проблему насильно - временны, а главное - бесперспективны. К примеру, в ходе подготовки проекта стандартов образования попытка изначально не учитывать надлежащим образом интересы национальных языков уже вызвала напряжение в национальных республиках. Я говорю об этом не в ущерб русскому языку. Искать простых решений в этих вопросах не нужно. Нам пришлось побороться в вопросах по стандартам образования, но не надо нам каждый раз бороться за то, что является изначально моим от рождения, неотъемлемым правом.

Совершенно очевидно, что в условиях демократического государства национальные вопросы продолжают требовать своего решения с учетом интересов всех национальностей. Мы у себя крайне бережно относимся к национально-культурным ценностям многонационального и многоконфессионального Татарстана.

НАМ УДАЛОСЬ ПРОЙТИ ПО ЛЕЗВИЮ НОЖА

- Минтимер Шарипович, что вы как президент можете поставить себе в заслугу? Есть то, о чем вы жалеете?

- Важнейшим достижением для меня является то, что нам удалось изменить отношение к татарам как к нации. Советская идеология, тогдашние учебники в части татаро-монгольского ига были пропитаны крайне негативным отношением. Я лично очень переживал по этому поводу, из-за этой несправедливости переживала, прежде всего, вся наша интеллигенция. Мы ведь веками в дружбе и согласии живем вместе с русским и другими народами. Отрадно сознавать, что за годы моего президентства отношение к моему народу резко изменилось в положительную сторону. Сейчас даже страшно представить, какие бы ярлыки на татар повесили, окажись Татарстан тогда, в начале девяностых, виновником возможной трагедии в центре России. Нам, как говорится, удалось пройти по острию ножа, добившись дальнейшего укрепления межконфессионального и межнационального согласия. Это я считаю главным нашим достижением. В результате Татарстан сегодня находится в авангарде развития новой Российской Федерации.

- Вы были непосредственным свидетелем и участником многих исторических событий, которые происходили в России и Татарстане. Нет ли у вас мыслей написать обо всем этом?

- Знаете, я раздумываю над этим. У меня к этому двоякое отношение. С одной стороны, у людей сейчас просто мало времени читать. С другой – книгу нужно писать, не изменяя себе, своим принципам. Я к себе очень щепетильно отношусь. Готов ли я сесть за книгу и оставаться при этом самим собой? Пока размышляю…

- Для журналистов, вы всегда являетесь образцом общения политика со СМИ. Работать с вами на протяжении без малого пятнадцати лет было большой честью. А чем для вас было общение с прессой?

- В целом мне было комфортно работать со СМИ. К их разумному голосу я всегда прислушивался, это всегда было для меня как для президента полезно. Я терпеливо воспринимаю объективную критику, но если есть намеренное искажение фактов, личные выпады и оскорбления, то этого не терплю и никогда с этим не соглашусь - как любой нормальный, уважающий себя человек. Не зря говорят, что "пером можно убить", поэтому на журналистах лежит особая ответственность, об этом всегда нужно помнить. Нельзя гнаться за дешевой сенсацией и писать что-то, даже не пытаясь вникнуть в ситуацию или будучи некомпетентным. В федеральных СМИ часто любили писать об "авторитарных методах правления Шаймиева", о "зажиме СМИ". Если исходить из здравого смысла, не было ничего подобного никогда. Я всегда открыт для прессы. Приезжайте в республику, чтобы увидеть все своими глазами. По жизни я не могу быть виноватым перед кем-то только потому, что ему очень хочется меня съесть.

Тем не менее, хочу сказать, что за весь период общения со СМИ я убедился в том, что там работает все-таки больше "взрослеющих", ответственных, чем случайных людей. После своего заявления об уходе, я внимательно следил за публикациями в СМИ, и в своей массе они были благожелательными. За это я благодарен журналистам.