В конце прошлой недели случилось нечто невероятное - меня пригласили на коллегию Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям. Это аналог местного минпечати. Из чего я сделал вывод, что мои колонки профильные чиновники читают. Последний раз на подобных мероприятия бывал во времена Зили Рахимьяновны, когда в начале 2000-х она рулила татарстанскими СМИ. И я решил, почему бы не сходить...

Действо сие проходило в кабмине. Я специально уточнил: другие коллегии проходят в других местах. Например, минэкономики собиралось в скромном концертном зале "Ак барса". Из чего можно сделать первый вывод: Рустам Нургалиевич СМИ наши уважает и ценит.

И всё-таки удивительно  хорошо оно вот тут устроено! Коллегия — наверху, в зале заседаний, слишком маленьком, чтобы вместить всех, журналисты — внизу, в пресс-центре. Экран большой, всё видно и слышно. Показывают тоже хорошо: это уже почти настоящее кино. Раньше как-то не так было, какое-то изображение неживое, видно, что чисто техническое — вроде как поставили камеру, она и снимает, на манер камеры видеонаблюдения. Теперь это прямо телевизионная картинка с элементами монтажа. И компьютеры на столах стоят для желающих написать первыми и опередить конкурентов, и даже никто не мешает.

Благодать! Европа…

На такие мероприятия  надо западных журналистов приглашать. То, о чём говорят наверху, им всё равно не понять — слишком тонко у нас устроена политика, всё на полутонах, намёках и даже полунамёках, картина рисуется не яркими красками, а еле заметными оттенками пастели, в лучшем случае — акварелью. Не зная, что к чему, — не разберёшь. Оценить глубины, которые кроются за выступлениями, может только тот, кто в них нырял. Снаружи бездны не видно; ровная поверхность, только иногда лёгкая рябь взволнует гладь, — и всё. А то, что всё хорошо и правильно устроено, — так это и так заметно. Разве что девушек в строго-соблазнительных костюмах, разносящих чай и кофе, не хватает.

Но это было бы уже, пожалуй, чересчур, — тогда посетителей из пресс-центра кабмина палкой не выгонишь…

Хорош, хорош пресс-центр. Достойная имиджеобразующая структура. Надо бы её поинтенсивней использовать. Свои и так уже знают, следовало бы почаще гостей приглашать. А то у нас всё боятся, "как бы кто чего ни написал". Так ведь всё равно напишут! В эпоху Интернета бояться, как бы "кто-то чего-то не написал", — это всё равно что опасаться столкновения в гонках на выживание. Боишься — не участвуй. А вот управлять медиа-пространством  так, чтобы на "что-то кем-то написанное" и внимания бы не обращали, — так это искусство, которым у нас пока не владеют. Впрочем, это очень сложная вещь. Даже у американцев не всегда получается.

А у нас руководство всё ещё даже блоги не завело… А пора бы! Вот по итогам той же коллегии каждому из выступавших и отписаться бы в блоге, рассказать то, что невозможно или не следует говорить в официальном докладе. Официальный — он на то и официальный, что там, кроме обтекаемых формул, ничего не найдёшь. Официальные доклады обычно такими и бывают, потому что являются отчётами о проделанной работе, вроде как расширенными заявлениями на право занимать кресло и дальше, а подчинёнными воспринимаются как руководство к действию. Выступления в прениях ещё могут содержать некоторые намёки на что-то, но обыкновенно уж такие тонкие, что и не разглядишь. Официальные доклады становятся острыми и правдивыми лишь в критической ситуации, когда разница между официальным и неофициальным исчезает, поскольку никто не знает, где начинается одно и заканчивается другое.

Вот для того блоги  и существуют: что не сказал в  официальном докладе — напиши в блоге. От себя лично. Не как от официального лица, а как от живого человека, занимающего должность. Расскажи о проблемах, которые невозможно официально озвучить, пожалуйся на обстоятельства, о которых с трибуны не расскажешь, поделись тревогами, которые слушатели в зале не воспримут, попроси помочь. Именно таким способом создаётся твой объёмный многогранный образ, нивелируются недостатки и высвечиваются достоинства. Сочетание официальности и неофициальности создаёт эффект интимного общения между автором блога и читателями; зазор между официальностью и неофициальностью генерирует личную доверительность, которую нелегко достигнуть другими способами.

А то! Разве от нечего делать политики во всём мире, вплоть до Барака Обамы и Дмитрия Медведева, наперегонки заводят блоги, обращаясь к гражданам помимо официальных каналов?

Почему-то мне кажется, что одним из первых, кто, по призыву президента Медведева, заведёт себе блог, будет Ильшат Аминов. В своём выступлении на коллегии он походил на Фиделя Кастро в его лучшие годы: тот хоть и говорил, имея перед глазами текст речи, но говорил так, что ни у кого из слушателей не возникало и мысли о том, что он читает по бумажке и тем более — что эту речь ему написал кто-то другой. Аминову есть о чём писать: скажем, рассказ о становлении канала ТНВ будет куда как интересен отнюдь не только телевизионщикам. Вот мне, например, будет интересен. Этого, конечно, мало, чтобы Аминов завёл себе блог; но таких, как я, найдётся немало. Нет ничего интересней, чем изучать становление чего-то, заглядывать в самый исток, когда это что-то едва приобретает мало-мальски определённые очертания.

Канал ТНВ вообще заслуживает большего внимания, потому что ТНВ — это имиджеобразующая структура. КАМАЗы, майонез "Mr Ricco", сайты государственных учреждений, ТНВ — вот источники, которые у людей за пределами республики формируют образ Татарстана. Отправляясь на Универсиаду или в путешествие, современный человек первым делом залезет в Интернет, а если есть возможность, посмотрит и телевидение страны или города, куда он собрался (конечно, неплохо бы и на КАМАЗе проехаться — но это уж слишком).

И тут сразу становится понятным, насколько мало используется ресурс ТНВ. Пока это в основном телевидение для связи с соотечественниками за пределами Татарстана. Но наша республика — слишком большая экономическая и политическая величина, чтобы этим ограничиваться. Это всё равно как если бы корпорация Би-би-си предназначалась только для связи с англичанами, живущими за рубежом. Однако же англичане подобным отродясь не занимались; корпорация Би-би-си всегда была орудием государственной политики, она для этого создавалась и этим успешно и занимается с 1922 года.

Вот таким же должно стать и ТНВ. Это — следующий  шаг в его развитии, и его  неизбежно придётся сделать в мире, где для информации давно уже не существует границ, и всякое сообщение любого сорта будет немедленно препарировано, исследовано, сопоставлено с другими и приведёт к выводам, от которых и волосы на голове дыбом могут встать.

Я не сомневаюсь, что  Аминов (с помощью ТАТМЕДИА, ТАИФа и т.д. ) это сделает, если соответствующее  техзадание будет сформулировано.

Вот только будет  ли?..

24.02.2010

Владимир Марченко

Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций.
Работал на президентских и парламентских избирательных кампаниях на Украине, в России и РТ.
Работал в министерстве культуры РТ, был советником министра образования РТ в области pr.
В настоящий момент консультант ряда коммерческих структур в Казани.