НОВЫЕ ПОДРОБНОСТИ ГРОМКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ПРОЕКТА

Совместное предприятие Sollers и Fiat обещает выпускать к 2014 году до 500 000 автомобилей в год, при этом около 150 000 полноприводных внедорожников принадлежащей Chrysler (20% ее акций – у Fiat) легендарной марки Jeep. Об этом сообщил первый зам. гендиректора Sollers  Николай Соболев. Тем временем за весь прошлый год в России было продано всего 416 автомобилей марки Jeep, а ее продажи рухнули на 86%.

ПРОИЗВОДИТЬ ДО 150 000 JEEP В ГОД

Эксперты авторынка уверены, что в России стоит запускать в производство, в первую очередь, именно недорогие и компактные модели Jeep – они пользуются наибольшим спросом. При заявленных объемах такие модели имеет смысл локализовывать, говорит руководитель автомобильной практики Ernst&Young Иван Бончев. Такие автомобили появились в модельном ряду Jeep в последние годы, в дополнение к Wrangler, Cherokee, Grand Cherokee и Commander добавились кроссоверы Compass и Patriot, который в России продается под брэндом Liberty. Эти авто оснащены бензиновыми и дизельными двигателями объемом 2 и 2,4 литра.

В целом подписанное 11 февраля между Fiat и Sollers соглашение о СП предполагает создание производства мощностью до полумиллиона автомобилей в год – начиная с 2014 года. При этом СП намерено производить до 150 000 Jeep в год. Уровень локализации составит не менее 50%, пообещали партнеры, а в РФ будет налажено производство двигателей и коробок передач.

На прошедшей 12 февраля телеконференции для инвесторов зам. гендиректора Sollers Николай Соболев заявил, что в СП войдут мощности Заволжского моторного завода – те, на которых сейчас выпускаются двигатели для коммерческих автомобилей Fiat Ducato. Там планируется наладить и производство двигателей объемом 1,6 - 2,0 литра и коробок передач для тех автомобилей, которые будет выпускать новое СП.

Такие двигатели вполне возможно устанавливать на американские кроссоверы, считает директор российского офиса JATO Dynamics Владимир Видулов. Он уверен, что это позволит достичь заявленного уровня локализации и снизить цены на автомобили. Сегодня любая модель Jeep стоит в России примерно в 1,5-2 раза дороже, чем в США. Не случайно за весь прошлый год в России было продано всего 416 автомобилей этой марки, а ее продажи рухнули на 86% (рынок в целом – на 49%).

Заявленные Sollers и Fiat цели вполне реализуемы, отмечает Видулов. Россияне, как и американцы, предпочитают мощные машины. Эксперт прогнозируется, что через несколько лет на долю внедорожников будет приходиться около четверти продаж. А нынешний модельный ряд Jeep позволяет удовлетворить потребности практически любого покупателя подобных машин.

ИДУТ ПЕРЕГОВОРЫ О КРЕДИТЕ

Эксперты считают, что к 2020 году в России будет продаваться до 700 000 внедорожников. В таком случае намерения Sollers не выглядят фантастическими, говорит руководитель проектов Boston Consulting Group Владимир Тузов. Он уверен, что только организация производства по технологии полного цикла позволит снизить цены на автомобили – на 13% по сравнению с импортируемыми. В случае глубокой локализации скидка может быть еще больше. Представитель Sollers сообщил, что некоторые модели в СП сразу будут выпускаться в режиме полного цикла.

Весь проект будет стоить 2,4 млрд. евро. Во время визита в Набережные Челны 11 февраля нынешнего года премьер-министр РФ Владимир Путин сказал, что 2,1 млрд. евро готово выдать государство в виде 15-летнего кредита. Соболев сообщил, что переговоры о кредите компания ведет с ВЭБом, запросив при этом дополнительные льготы – субсидирование части процентной ставки за счет бюджета и отсрочку выплаты основной части долга на пять лет. Речь идет о субсидировании 2/3 ставки рефинансирования (сейчас – 8,75%). В обмен ВЭБ может получить 10% акций СП. Однако акционером может стать и третья сторона: акции могут быть проданы с заключением опциона на обратный выкуп финансовому инвестору.

Это, в общем-то, обычные условия финансирования долгосрочного инвестиционного проекта. В 2009 году правительство России субсидировало кредиты на техническую модернизацию, ожидалось, что в этом году такая практика будет продолжена. Что касается предлагаемого ВЭБу пакета, то это пока только пожелания Sollers – конкретные параметры определятся в ходе переговоров с банком.

По материалу газеты "Ведомости"