Вот уже год Рунет потешается над роликом череповецкого магазина "Корвет-мебель", созданной местными рекламщиками. Он известен под названием "Сама ты, Оля, вредина!".

"Треш", "ролик аццки доставляет", "самая тупая реклама, которую я когда-либо видел", "торжественный вынос мозга" — вот только некоторые из отзывов на это творение. Ролик вывесил в своём блоге сам Тёма Лебедев, его закачали на Youtube и Rutube. Его приводят как образец  непрофессионализма, провинциализма, дурного вкуса и глупости. На него даже сделали пародию.

Ролик, конечно, "вставляет", что и говорить. Свет — никакой. Операторская работа — нулевая. Актрисы — похоже, первые попавшиеся на улице симпатичные девушки. Костюмы — "в чём всегда хожу". Снято чуть ли не любительской камерой с рук. О "сценарии" лучше не вспоминать. 

Словом, кошмар.

Но! Только на Youtube этот ролик набрал 200 тыс. просмотров. Точнее сказать невозможно, потому что под названием "Сама ты, Оля, вредина" просмотров 76436, а под названием "Креатив" — 121177. Весьма возможно, что он там выложен ещё под какими-то именами. Сколько всего народу видело этот ролик, считая блоги, сайты, социальные сети — не сосчитать. По результату — это настоящая вирусная реклама. Конечно, это не 11 млн. просмотров, которые были у "Бунта одного менеджера" (рекламы бекмамбетовского "Особо опасен"), но и затраты на производство несоизмеримы.

И тут меня начинают терзать смутные сомнения. Вот такой результат — он что, случаен? Сотни тысяч человек по всей стране, узнавших о магазине "Корвет-мебель" в Череповце. Конечно, все они туда не ломанутся, но дело-то в том, что "Корвет" — это питерская мебельная фабрика, имеющая, между прочим, интернет-магазин. "Корвет-мебель" в Череповце, похоже, никакого отношения к петербургскому "Корвету" не имеет.

Но представим себе такую гипотетическую ситуацию: в Питере на "Корвете" сидит очень умный рекламщик, который, узнав о существовании череповецкого магазина с похожим названием, задумал использовать его как инструмент продвижения брэнда "Корвет". Ведь всякий, посмотревший ролик  в Сети, полезет искать "Корвет-мебель"  и наткнётся именно на питерскую фабрику (у череповецкого магазина сайта нет). А дальше — дело техники.

И вот этот гипотетический умный рекламщик нанимает самого серого из череповецких "креативщиков" (или сам стилизует ролик под законченный треш) и запускает его в Сеть (кто именно первым выложил ролик, теперь уже не так просто установить — точно известно, что Артемий Лебедев был не первым). Результат мы наблюдаем.

Могло такое быть? Могло. Рискованно, конечно. "Погибла репутация газеты, и боюсь, что навсегда. Правда, на нашу газету никогда еще не было такого спроса, она никогда не расходилась в таком количестве экземпляров и никогда не пользовалась таким успехом, но кому же охота прослыть свихнувшимся и наживаться на собственном слабоумии?" Но герой Марка Твена рассказывал о том, что "брюкву не следует рвать руками, от этого она портится. Лучше послать мальчика, чтобы он залез на дерево и осторожно потряс его" и что "тыква — единственная съедобная разновидность семейства апельсиновых, произрастающая на севере, если не считать гороха и двух-трёх сортов дыни". Но разве без риска делается хоть что-то стоящее? В ролике, кстати, ничего касающегося мебели нет, так что её репутация не пострадала.

Но это, конечно, безумное предположение. Напомню мудрость Бисмарка: "Никогда не ищите тонкого замысла там, где всё объяснимо простой глупостью".

Про вредину Олю я вспомнил, глянув на выложенный на Youtube ролик наших "ГрАней" "Нарасхват" — вирусную рекламу "МегаФона". Достойная работа. Сделана профессионально, смысл совершенно ясен — не то что в иных "креативных" рекламах. Даже слегка противозаконная: красный Дед Мороз, держащий в руках красную картонку с белым кругом, которого в погоне за "МегаФоном" никто не замечает, уж очень на кого-то похож. Сеть, впрочем, всё стерпит.

А теперь смотрим на количество просмотров: восемнадцать! Не густо. Там же — другой ролик "МегаФона", тоже вирусный. Куда более "креативен": там парень, проснувшись с похмелья в постели с незнакомой, по-видимому, девушкой имитирует разными способами плохую связь, когда ему звонит начальник. Здесь просмотров побольше: 7513. Но с "врединой Олей" не сравнить.

В чём тут дело?

Очевидно, в том, что вирусная реклама должна быть слегка сумасшедшей. И может быть, даже не слегка. По этому принципу запустили на большую поп-орбиту ещё год назад никому не известную Стефанию Джерманотту, выступающую под именем Lady Gaga. Её последние клипы сделаны явными шизофрениками (между прочим, один из ярких признаков шизофрении — вмонтирование в человеческое тело различных железяк и механизмов), и клипы эти расходятся как горячие пирожки. Количество просмотров Bad Romance только на Youtube — 115 320 945! Кстати, он тоже выложен несколько раз, так что это число надо существенно увеличить. А сколько на других хостингах, в социальных сетях, ещё где-то?.. Кстати, Bad Romance рекламирует украинский бренд Nemiroff, и нетрудно заметить, что в одном месте Lady Gaga читается как "LADY БАБА".

Вот этого самого здорового сумасшествия и не хватает хорошим, но чересчур традиционным роликам наших рекламщиков. А если уж начинается "креатив", то он движется не в сторону здорового сумасшествия, а в сторону глупости или тотальной зашифрованности идеи. 

И как показывает практика, это всё-таки очень разные вещи.

16.02.10

Владимир Марченко

Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций.
Работал на президентских и парламентских избирательных кампаниях на Украине, в России и РТ.
Работал в министерстве культуры РТ, был советником министра образования РТ в области pr.
В настоящий момент консультант ряда коммерческих структур в Казани.