ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ

Если у меня есть тысяча идей, и только одна из них оказывается плодотворной, я доволен.

Альфред Нобель

«Какие остались впечатления от чемпионата мира?» — такой вопрос регулярно звучал в августе в многочисленных интервью на телеканалах Татарстана, и гости от спортивной темы быстро переходили к впечатлениям от города: «У вас так интересно! Город чистый! Народ дружелюбный». Когда туристы и гости едут в Казань, они хотят с собой увезти незабываемые минуты, именно за это платят. Это новая экономика.

«Турист или гость увозит теплые воспоминания, которыми можно поделиться с другими» 

Туризм как часть нашей экономики появился совсем недавно. Тысячелетие Казани подстегнуло интерес к республике. А затем Универсиада создала хорошую рекламу, вслед за этим начался туристический бум. Традиционно эту отрасль относят к сфере услуг, но ведь главное для туриста — не просто отдохнуть, узнать что-то новое, купить сувенир, главное — впечатления от республики, жителей, музеев, ресторанов, общения. Турист или гость увозит теплые воспоминания, которыми можно поделиться с другими.

Развитые страны проделали громадный путь от аграрной экономики к индустриализации, затем к массовому производству. Повышение производительности труда привело к сокращению занятости на селе и промышленности, сфера услуг стала основной для создания новых рабочих мест. Товарное производство быстро теряет свою добавленную стоимость, услуги оказываются более значимыми для получения прибыли. К примеру, уже сегодня главным продуктом становится не сам мобильный телефон, а приложения к нему. Некоторые фирмы к своим услугам в качестве подарка дают мобильник, который становится лишь поводом, а не товаром. IBM все еще выпускает компьютеры, однако это далеко не основное производство, оно нужно для деятельности по оказанию услуг.

Но и сфера услуг находится под угрозой. Так, предприятия, которые занимаются бизнесом через интернет, предлагают большие скидки как для покупателей, так и для предприятий. В результате масса посредников остается без работы. Еще один удар по сфере услуг наносит быстро распространяющаяся автоматизация. Сегодня она не щадит телефонистов, банковских служащих и т. д., как не щадила в XX веке промышленность. Мировая экономика не успевает насладиться очередными изменениями, как вслед за ними идут новые — на пороге массовая роботизация, причем не только промышленности, но и сферы услуг. Роботы не устают, они трезвые, работают качественно, становится неважным, где собран автомобиль Ford — в США или «Алабуге». Не успели развитые страны перейти к роботизации промышленности, началась персонализация товара, где существенно не просто массовое производство, а производство с учетом конкретных потребностей, нужны конвейеры не унифицированного товара, а с учетом индивидуальных запросов. А тут уже в полную силу набирает обороты экономика впечатлений. Товаров и услуг уже недостаточно, нужны впечатления. Татарстану, чтобы угнаться за мировым развитием, надо перескакивать через ступени или все их совмещать: аграрную реформу, промышленную революцию, развитие сферы услуг, роботизацию — и не мешкая переходить к следующей стадии — продаже впечатлений. Для этого нам самим надо измениться с помощью экономики трансформаций, когда «товаром» становится изменение кадров.

Адам Смит
«Адам Смит рассматривал услуги почти как необходимое зло — он называл их «непродуктивным трудом», потому что услуги не подлежат физической инвентаризации»

АДАМ СМИТ БЫЛ НЕ ПРАВ

Адам Смит не ценил труд актеров, шутов, музыкантов, оперных певцов, танцоров и т. д. Он рассматривал услуги почти как необходимое зло — он называл их «непродуктивным трудом», потому что услуги не подлежат физической инвентаризации. Он писал: «Труд даже ничтожнейших из этих людей имеет некоторую ценность, определяемую теми же принципами, что и любой другой вид труда; однако даже благороднейшие представители этих профессий не производят ничего, что можно было бы впоследствии купить и использовать для нового производства. Речь актера, выступление оратора, мелодия музыканта — все это рождается и умирает в одно и то же мгновение».

Но времена изменились. Люди не просто хотят пожениться, но сделать это во Дворце бракосочетания, свадьбу превратить в спектакль, снять целый фильм и сохранить его на память. Впечатления не умирают, если они значимы. И хотя само по себе впечатление нельзя увидеть или потрогать, люди его высоко ценят. В наше время изменилось понимание «потребительской корзины», куда вошли не только ценные для покупателя товары и услуги, но и ощущения значимых мгновений жизни. Люди копят деньги, чтобы поехать в другую страну отдохнуть, но не просто полежать на пляже, а совместить это с посещением интересных мест, завести новые знакомства, увидеть что-то невиданное.

Чай можно продать по-разному: в больших мешках, оптом, тогда он обойдется дешевле. Это как продажа сырья. Чай можно предложить в хорошей упаковке, и его не стыдно дарить. Можно устроить чайную церемонию и вкушать особые ароматы; а можно подать чай в особенном историческом месте, и он надолго запомнится. Я на всю жизнь запомнил кафе в Гаване, где завсегдатаем был Хемингуэй. Разве забудешь его стены, исписанные автографами знаменитостей! Для хозяина кафе я был всего лишь очередным клиентом, который заказал тот же коктейль, что и Хемингуэй, но он бережно сохранил всю обстановку того времени и создал незабываемое впечатление. Это дороже любых коктейлей.

В Казани в конце 19 века было 16 чайных магазинов. Самый известный — на углу нынешних улиц Университетской и Баумана — просуществовал 100 лет
В Казани в конце XIX века было 16 чайных магазинов. Самый известный — на углу нынешних улиц Университетской и Баумана — просуществовал 100 лет

Чаепитие можно превратить в незабываемое шоу, воспроизводящее появление чайной культуры в Татарстане, увязав его с «Чайным торговым путем» от Китая до Казани. На торговле чаем выросли самые знаменитые купцы и меценаты нашего города, например Александровы. Впоследствии и татарам разрешили заниматься чайной торговлей. До строительства Транссиба чай доставляли на верблюдах, и эта картина сама по себе достаточно красочна. Можно к этому привлечь китайские компании. В ходе чайного шоу можно награждать лучшие фирмы знаками отличия и продавать их чай в качестве сувениров. В этом случае мы уже продаем не просто изысканный чай, а особую атмосферу, главным становится не сам товар и даже не реклама, а театрализованное представление, которое и будут оценивать по достоинству.

Пивные фестивали в Баварии собирают толпы людей со всей Европы. Чем хуже чай? Попробовать изысканные китайские, индийские, цейлонские чаи от самих производителей захотят многие. Такой чай незабываем, за него не жалко заплатить никакие деньги, еще захочется увезти с собой сувенир, чтобы воспроизвести впечатления дома с семьей, соседями, друзьями, заодно показать виды Казани, новых приятелей. Ценность сувениров и их цена не только в изделии, но и в тех воспоминаниях, которые они несут с собой. Сувениры — это способ превратить впечатление в общение, передать его часть другим людям, это ниточка, связывающая человека с пребыванием в республике. На этой ступени экономики действует принцип «Самые лучшие вещи на земле — не вещи». Культура чая — важный элемент нашей цивилизации, о котором не мешает напомнить людям в достойном виде.

«У вас Кремль cовсем не такой, как московский...»

«У ВАС КРЕМЛЬ НОЧЬЮ КАК САХАРНЫЙ»

Казань постепенно становится шопингом впечатлений. Комфортность Казани начинается с аэропорта. Особенно это заметно после московской бестолковости и гонора. После Москвы простая вежливость воспринимается как благо. Знакомая москвичка, которая приехала просто так, призналась, что ей нравится ночная Казань: «У вас Кремль ночью как сахарный. Совсем не такой, как московский...» Ночная прогулка по центру города, ночная суета со своими ароматами надолго запомнятся, тем более что, вернувшись домой, люди окунаются в серые будни — от кухни до офиса и обратно, тошнотворный телевизор и редкие праздники с обильным возлиянием.

Казань — это разнообразная кухня, которая за последние годы сильно изменилась в лучшую сторону. В хороших ресторанах обслуживание и качество еды вполне соответствуют мировым стандартам и имеют свою изюминку в лице богатой татарской кухни. Рестораны по всему миру стараются найти собственное лицо, порой они оформляются тематически: рыбные с экспонатами на стенах, как в настоящем музее, и рассказами об особенностях рыбы и рыбалки; в Риме во дворе ресторана разыгрываются бытовые сценки, при этом из ближайших домов вдруг из окон выглядывают женщины и начинают громко ругаться с посетителями, да так, что вначале не понимаешь, это спектакль или на самом деле жильцы недовольны шумом. В Осло мне пришлось побывать в ресторане викингов — еда была, как в Средние века, отвратительная, но именно так питались в своих походах предки норвежцев, шведов, датчан. В Японии мы сидели в настоящем доме самурая, в глубине японского сада с золотыми рыбками в пруду, казалось, будто ожили гравюры Хокусаи. Но что меня особенно поразило — это сервировка ресторана, там знали о гостях из Татарстана и меню напечатали в тонах флага Татарстана. Я увез меню с собой. Какое внимание! Это не просто уровень обслуживания, а уважение к стране гостей.

«Казань — это разнообразная кухня, которая за последние годы сильно изменилась в лучшую сторону» 

Конечно, тематические рестораны уже не новость, им придется конкурировать, чтобы выжить. Для казанских ресторанов существует вполне естественный выход — это привязка к реальной истории города. Захватывающая тема меняет восприятие реальности гостем, он оказывается не просто в ресторане, а в исторической атмосфере, тогда может оказаться, что люди будут ходить за впечатлением, а заодно и ужинать.

За рубежом считается большой удачей, если ресторан находится в историческом месте, в старинном здании. Сколько снесли великолепных зданий в Казани, как хлам, старье, оправдываясь тем, что пришло поколение строителей. Кабинет министров изгалялся, изобретая причины для сноса исторических зданий. В одной из своих официальных записок я даже отметил, что по тем критериям, которые выдвинуты нашими органами для сноса ветхих зданий, надо начать с башни Сююмбике. Мое мнение не одобрили. Сейчас в старинных зданиях можно было бы разместись и рестораны, и магазинчики, и музеи, а их заменили безвкусными поделками эпохи нуворишей с малыми архитектурными формами. Прокурор республики не мог остановить эпидемию сносов и пожаров, снесли даже святые для любого татарина «Номера Булгар», зная, что задевают самые тонкие струны, но ведь так хотелось показать свою власть и продажность общества. Одна из несомненных заслуг нынешнего президента республики в том, что он решительно остановил эту вакханалию.

«Казань — город великих свершений, в нем не надо ничего выдумывать, достаточно восстановить эпизоды из прошлого» (на снимке — дом Апанаева) 

Казань — город-музей, город впечатлений, где каждый дом — история, где каждый ресторан вполне может иметь свое лицо, где магазины могут воспроизводить исторические сюжеты. Конечно, мировые бренды не нуждаются в рекламе, но сама торговля может стать маленьким спектаклем, ведь в центре города почти каждый дом — целая эпоха со своими судьбами, трагедиями, открытиями. Я появился на свет в Татарской слободе в доме Апанаева (там был родильный дом), как раз напротив нынешнего музея Тукая, затем жил в «Марусовке», где во дворе в двухэтажном доме под лестницей ночевал босяк Пешков. Эта улица тогда носила имя Молотова, который учился в Казани. Юношей, прочитав пьесу Горького «На дне», я ходил смотреть подвал дома, где происходили сцены пьесы (этот дом снесли). В соседнем дворе жил Киров, чуть ниже родились Шаляпин и Бауман, напротив нашего дома в 30-е годы жил Такташ, а на верху улицы в угловом доме Ульянов-Ленин играл в шахматы. Всего лишь маленькая улица, а сколько имен.

Казань — город великих свершений, в нем не надо ничего выдумывать, достаточно восстановить эпизоды из прошлого. Мы порой страдаем от избытка брендовых сюжетов, личностей, событий. Например, мало кто знает, что цветное телевидение изобрел казанец Александр Аполлонович Полумордвинов 5 августа 1900 года. В 1925 году его патент был продан английскому изобретателю Джону Бэрду, который пытался связаться с автором, но советское правительство не позволило. Любая другая страна отмечала бы этот день как интеллектуальное достижение, но у нас об этом даже не вспоминают. Сколько же у нас неизвестных героев!

В Казани невероятное количество памятных мест, которые мы пока еще не умеем достойно представить, но уже всем это интересно, всем занимательно, увлекательно, так отзываются гости. Музеи — это хорошо, но когда сам город становится музеем — это уже другой ракурс, другой взгляд на жизнь, это то, что нельзя увидеть ни в каком другом городе. Уолт Дисней построил волшебный мир, где живут персонажи его мультфильмов, где разворачивается волшебное действо, превращающее посетителей из наблюдателей в полноправных участников. Для каждого гостя актеры разыгрывают представление. Это замечательная находка Диснея. У нас же в городе живут люди, а не актеры, и о них гости отзываются как о приветливых, доброжелательных. Казалось бы, что может быть в этом такого особенного? Объяснение простое — надо вспомнить, чем нас пичкают по всем телеканалам России: все новости начинаются с обстрелов в Донбассе, терактов в разных странах, убийств и коррупции. Далеко не все граждане страны хотят участвовать в патриотических митингах «НАШИХ» против «КОГО-ТО», многие мечтают о созидательной атмосфере, когда люди не убивают других только за то, что они говорят на ином языке.

«Татарстан курортом не назовешь, но здесь можно увидеть другую жизнь, что-то особенное, чего нет в своем регионе» 

ТАТАРСТАН КАК «ВНУТРЕННЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ»

Мне много приходится слышать отзывов тех, кто раньше бывал в Казани и вновь приехал: «Прошло всего несколько лет, а как город похорошел». Постоянное изменение — это особое впечатление. Мне самому не верится, что Казань так быстро строится. В юношеские годы мы часто купались под Фуксовским садиком и иногда заплывали к противоположному берегу Казанки, где начинались колхозные поля. Этим летом там проходил чемпионат мира. В нашей Казанке соревнуются пловцы со всего мира! Невероятно! Трудно представить, в каком плачевном состоянии был Кремль, когда мы разрабатывали концепцию его реставрации. Уже забылся день, когда тихо и незаметно покинул вонючие казармы военный гарнизон, простоявший там со времен Ивана Грозного. За это время выросло целое поколение молодежи, мы незаметно привыкли, что Кремль ночью сказочный, что целые кварталы в городе вырастают за один год, чемпионаты стали обыденностью, что в наших супермаркетах можно легко встретить мировые бренды, что звезды спорта, кино, шоу-бизнеса охотно приезжают в Казань, а иностранные делегации едут по делам сплошным потоком. Значит, можно без злобы и конфликтов двигаться вперед. В последние годы на научные конференции в Казань едут охотно и за свои деньги с тем, чтобы не только обсудить какие-то научные проблемы, но увидеть Казань, Болгар, Свияжск, чтобы воочию убедиться, что Татарстан преуспел, что он, действительно, становится в авангарде регионов страны и даже становится страной в стране или, как выразился в свое время писатель Василий Аксенов, «внутренним зарубежьем».

Мы еще не до конца оторвались от советской действительности и никак не перейдем к «товарному мышлению», предпочитая «коррупционное мышление», но пора уже переходить с товарного производства к экономике впечатлений, когда основным компонентом в цене становится не сам товар и даже не услуга, а впечатление. Иначе говоря, в товар надо закладывать последующее впечатление. Harley-Davidson даже звук мотора запатентовал — замечательный пример. История экономического прогресса заключается во взимании платы за то, что когда-то было бесплатным, в частности звук. 20 лет назад трудно было представить, что будут торговать землей в мешках или водой в баллонах. Сегодня готовы платить за впечатление, но оно возникает, когда есть уникальность, находящая отклик в душе покупателя. Человечество всегда стремилось к новым волнующим впечатлениям, чтобы расти, учиться, развиваться, совершенствоваться и меняться. В то время как мир движется по направлению к экономике впечатлений, все то, что мы получали раньше вне экономической деятельности, становится объектом купли-продажи. Это значимая перемена, и она означает, что мы платим за то, что раньше получали даром.

Покупатели впечатлений уже не совсем покупатели, они гости, а продавцы — шоумены. Как люди экономят на товарах, чтобы купить больше услуг, так и новые покупатели экономят время и средства на услугах, чтобы приобрести более ценные для них впечатления. И они однажды начнут «коллекционировать» впечатления так же страстно и увлеченно, как сейчас они коллекционируют вещи. Впечатления по сути своей личностны. Они затрагивают человека на эмоциональном, физическом, интеллектуальном или даже духовном уровне. Нет двух людей, которые получили бы одинаковые впечатления. Каждое впечатление возникает как следствие «соприкасания» обстоятельств и состояния человека. Самые сильные впечатления меняют восприятие времени, пространства и материи. Это совсем другая экономика и совсем другой «товар».

Экономика впечатлений возникает на достаточно высоком уровне жизни, когда люди имеют все необходимое и готовы платить за дополнительные удовольствия. Но вот что интересно: в Казань едут не только состоятельные и не для простого отдыха — все же наш город не Ницца и даже не Крым. Татарстан курортом не назовешь, но здесь можно увидеть другую жизнь, что-то особенное, чего нет в своем регионе. От нас все эти годы требовали быть как все, не выделяться, но людям интересно особенное, необычное, разнообразие культур, совместное проживание разных национальностей. Преимущество Татарстана в его уникальности, своем неповторимом облике, своем мнении, которое не всегда совпадает с общероссийским трендом. Уникальность, исключительность, которые дают хорошие результаты, становятся удивлением, новым ощущением, незабываемым впечатлением на фоне привычной рутины, которую навязывают клиентам массовые производители.

z=z=z

Она вселенной сущность и услада,
Красавиц века ханша и досада:
Лицом — жасмин и статью — кипарис,
Власами — цвет Божественного сада.
Волшба луны в ночи ее ресниц,
Вселенная ей поклониться рада.
Раб Сайф-и Сараи, тужить не надо:
Сам Бог дивиться ей — и ты дивись...


Сайф-и Сараи. ХIV век

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции