Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000031040 StartFragment:0000000532 EndFragment:0000031024

 

Как Вы с позиций 2015 года оцениваете итоги принятия Декларации о суверенитете РТ?

Принятие Декларации о суверенитете Республики Татарстан оцениваю как незабываемое достойное гордости историческое событие в жизни Татарстана и татарского народа в короткий период очередной оттепели бессрочной политической зимы в России. Та, которая наступила на рубеже 50- 60-х годов прошлого века и названная хрущевской, покончила с культом личности Сталина и подорвала созданный им режим массового террора. Вдохнувшему воздух свободы поколению, названному «шестидесятниками», мы во многом обязаны следующим размораживанием 80-90-х годов XX века. Оно тоже началось сверху, и получила название «перестройка». «Социализм», построенный в СССР, оказался пожирающим самого себя и пугающим мир мутантом. Вековые имперские традиции, наследственная приверженность к насилию, тяга, как верхов, так и низов к единовластию оказались сильнее теории построения справедливого процветающего общества свободы. Реформирование всей политической и экономической системы стало вопросом жизни или смерти единой страны.

Советский Союз, в отличие от царской России, хотя и не был уже «тюрьмой народов», но оставался казармой наций. Согласно матрешечной «федерации» народы Союза ССР были выстроены по вертикальной субординации: одни имели право образовать союзные республики, другие – автономные республики, третьи – автономные области, четвертые – автономные округа. Были и те, которые были лишены права даже на самую низшую форму самоопределения. Например, крымские татары, немцы Поволжья, турки - месхетинцы.

Долгожданная и запоздалая перестройка раскрепостила чувство национального достоинства народов, ущемленных в правах рамками куцых «автономий», подняла их на борьбу за равноправие в едином Союзе.

Татарстан добивался статуса союзной республики и при Ленине, и при Сталине, и даже при Брежневе.

При образовании СССР в 1922 году, туда со статусом союзных республик вошли лишь четыре республики: РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР. Остальные – Казахстан, среднеазиатские и закавказские республики до поры-времени, оставались автономными республиками в составе тех четырех. А союзными они стали без каких-либо хлопот, без деклараций о суверенитете, а всего лишь решением сверху, как подарок.

Кстати, отказывая Татарстану стать союзной республикой, никто, даже Ежов с Ягодой, не говоря о Берии, не додумался обвинять республику в «сепаратизме», в «разрушении России», как это происходило при и после принятия татарстанской Декларации.

В составе депутатов XII созыва Верховного Совета Татарской АССР, избранного весной 1990 года, большинство составили те, кто шел на выборы с лозунгом о союзном статусе автономного Татарстана. Пятилетний срок этого созыва – это первая и единственная в Татарстане пятилетка торжества парламентской демократии, единства законодательной власти и народа, свободы слова и мысли, высокой культуры политической борьбы.

На счету этого созыва: Декларация о государственном суверенитете Татарстана, успешное её подтверждение через референдум и закрепление Конституцией, принятие государственной символики, закон о языках, решение о создании Татарского государственного национального университета и многое другое.

Единогласное принятие Декларации о государственном суверенитете стало проявлением концентрированной единой воли народа и власти Татарстана.

Никто в Верховном Совете ТАССР напрямую не возражал против необходимости повышения прав и полномочий республики. Но не все депутаты были готовы поддержать провозглашение Верховным Советом ТАССР государственного суверенитета республики.

Настороженное отношение значительной части депутатов к идее суверенитета было выражением настороженного отношения к нему, в основном, русскоязычного населения Татарстана. Оно понятно и не заслуживает каких-либо упреков.

Нельзя было не учесть, что русский народ объективно и субъективно, менее заинтересован и в статусах национальных автономий, и в федеративном устройстве России. Для русского народа эти категории означают лишь форму государственного устройства, и являются лишь предметом спора – лучше она или хуже других форм. А для татарского и многих других народов – это вопрос национально-культурного выживания. Судьбу республики нельзя было решать только простым большинством, голосами только тех, кто напрямую заинтересован в повышении статуса республики.

Общее согласие всего многонационального народа республики было первейшим условием продвижения к развитию государственности Татарстана. Таков был наш политический принцип.

Позволю себе цитировать свою формулировку этого правила на сессии Верховного Совета 20 мая 1992 года:

«Каждый последующий шаг нам следует предпринимать лишь тогда, когда, во-первых, есть возможность его реализации; во-вторых, после того как все граждане Республики Татарстан убедятся, что от предыдущего шага никому не стало плохо».

Эта идея была поддержана Верховным Советом Татарстана.

Поэтому мы не пошли на принятие Декларации через референдум. Не сомневались в успехе, но опасались политических спекуляций и раскола населения по национальному признаку. Но, когда нарекания, что мы, принимая Декларацию, не «спросили у народа», переросли в реальную угрозу отмены Декларации, нам не оставалось иного пути как провести референдум. И тут же обвинения в нашей боязни референдума обернулись тотальной информационной войной против его проведения и беспримерным политическим давлением на Татарстан. Естественно, они не могли не сказаться на результатах голосования. Тем не менее,21 марта 1992 года большинство наших сограждан (61,4 процента голосовавших при участии 81,7 процента граждан, имеющих право голоса) ответили «ДА» на вопрос:

«Согласны ли вы, что Республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?»

Референдум стал всенародным одобрением Декларации о государственном суверенитете Татарстана. Проведение референдума было ответом нашим оппонентам: «Хотите референдум? Получайте!»

 

Что получилось, что не получилось из задуманного сделать за эти годы?

Надежды татарского народа на самосохранение и национально-культурное развитие были связаны с новым статусом республики в составе преобразованного Союза. На то была направлена и Декларация о государственном суверенитете Татарстана. От разрушения единого Союза татары потеряли больше, чем, кто-либо: надежды на свободное развитие, и почти весь смысл Декларации о суверенитете. Из всех республик и из всех народов самыми заинтересованными в сохранении СССР и в преобразовании его как Союз равноправных республик, были Татарстан и татарский народ.

С распадом СССР исчезла и возможность преобразования его в Союз равноправных народов, в примерную и привлекательную для всех народов мира модель «нового мирового порядка».

Упущенные нами самими возможности и отступления – их тоже, к горькому сожалению, немало. Это общие наши и беда, и вина. Всех нас – от самого рядового избирателя, до самого высоко сидящего избранного. Всем нам не хватило гражданской ответсвенности за свое будущее. Увы, высота политической «планки», взятая народом в порыве революционного вдохновения и с хорошего разбега при попутной буре, редко когда закрепляется как повседневная норма. Великий германец Отто фон Бисмарк подметил в одном из своих изречений эту печальную закономерность. Так происходит, наверное, потому, что при революции одни борются за её идеалы и программные лозунги, а другие за её плоды.

Самая болезненная для меня потерянная возможность – срыв постановления Верховного Совета о создании Татарского государственного национального университета.

Выведение татарской нации из общего глубокого национального кризиса, духовного и культурного упадка, возрождение и поднятие уровня развития татарского языка до языка науки, культуры, политики и государственного управления – таким виделось историческое призвание Татарского национального университета.

Мое предложение о создании ТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА в 1995 году» вошло в постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 20 июля 1994 года

Вековая мечта татарского народа о Национальном университете, казалось, была как никогда близка к осуществлению. Но противников создания Татарского национального университета оказалось устрашающе много. Даже среди руководителей высокого ранга и депутатов из руководящего звена.

 

Какую роль Декларация сыграла в судьбе республики и России в целом? Каково значение этой Декларации в условиях современного Татарстана?

Каким сегодня стал Татарстан, его успехи растущий авторитет в стране и в мире, а также досадные болячки – это плоды тех лет, как сводный результат использованных и упущенных возможностей десяти свободных лет.

Значение принятой 30 августа 1990 года Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан в условиях современного Татарстана вижу в пробуждении воли народа к свободе и равноправию, в политическом раскрепощении и в уверенности в самом себе.

А в судьбе России Татарстан с его Декларацией стал, в основном, сдерживающим фактором в её движении к худшим картинам жизни прошлого. Не стану расшифровывать.

Да, колесо истории России катится слишком медленно и не всегда в желаемым её народам направлении.

Идеалы народовластия и равноправия народов, пробудившаяся надежда татар на обретение достойного статуса республики, на сохранение и СВОБОДНОЕ развитие национальной культуры, языка, вековая мечта о создании завершенной системы национального образования – от дошкольных учреждений до национальных университетов – всё ещё остаются делом будущего.

А выбор дальнейшего нашего пути невелик: или отчаяться и отчалить к тихому уютному берегу равнодушного созерцания, или не сдаваться и продолжать грести против течения по избранному курсу. Ведь сказано: «Движение – всё, покой – ничто». Будет движение – будет и всё ближе к его успеху.

Фандас Сафиуллин

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции