Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000076416 StartFragment:0000000532 EndFragment:0000076400

 

«Спасите русский язык!». «Печаль и плач» «миллионов русских родителей и школьников»... «Законодательно принудили изучать некий неродной и не полезный ему язык»... Вместо «очень нужного в жизни языка», «не нужная принудительная «мова» в родной России»! «Эскалации межнациональной напряженности, созданной непродуманными законами» из-за «амбиций» «национал-законодателей» и неуправляемого «национального возрождения» с «парадом с суверенитетов». «Русские и русскоязычные жители национальных регионов» стали их «заложниками». Под угрозой «безопасность нашей страны» и скрепляющий её русский язык...

Таково краткое содержание «Открытого письма» высшему руководству государства, политическим партиям, государственным деятелям и политикам. Об запрете преподавания в школах государственных языках национальных республик РФ наравне с русским языком. Называется: «Спасите русский язык и межнациональное согласие в национальных республиках России!». Подписано активистами русских националистических организаций из 4-х республик — Татарстана, Башкортостана, Бурятии, Коми — и их федеральными единомышленниками. Опубликовано 14 мая 2015 г. в Сети и в «Звезде Поволжья» (№ 18, 2015 г.).

«Мы – за безопасность нашей страны, одна из основ и скреп которой – русский язык. И нам не нужна принудительная «мова» в родной России, что по сути привело к тысячам смертей сегодня в братской Украине» — это как ультимативное требование «спасителей». Государственные языки республик у них уже не родные языки «в родной России», а чужие чуждые России смертоносные «мовы», угрожающие «безопасности нашей страны» и её «основу и скрепу» — русскому языку. Враги, короче говоря.

В Татарстане уже давно шумят противники преподавания татарского языка как равноправного с русским языком государственного языка республики. В декабре 2012 года они, назвав себя как «общественное движение за полноценное изучение русского языка и добровольное изучение татарского языка в русскоязычных общеобразовательных школах РТ», обратились «Открытым письмом» Президенту Татарстана Рустаму Минниханову. («ЗП» № 47, 28 декабря 2012 года).

По сравнению с нынешним призывом о «спасении», то «Письмо» было более скромным, но требование к руководству Татарстана было ещё более провокационным: принять государственную программу «по временному (на время учебы) либо постоянному переселению русских и русскоязычных жителей, желающих обучать своих детей в общеобразовательных школах с достаточным изучением русского языка, в равноценные города центральной России».

Сегодня иная тональность. Уже без требований комфортного бегства от татарского языка за счет бюджета республики. Но с уверенностью в избавлении от него не трогаясь с места.

Даже Николай Ильминский, миссионер, создавший в XIX веке целую систему христианизации и русификации нерусских народов, был более уважителен к татарскому языку, чем нынешние «спасители» русского языка. Вот как выразил свое отношение к татарскому языку этот идеолог российского имперского шовинизма в «Мнении о преподавании татарского языка в Оренбургской гимназии», написанном в сентябре 1862 года:

«Напрасно думают, что татарский язык совершенно бесполезен в образовании. Напротив, он способен упражнять и развивать мышление, подобно латинскому языку. Принадлежа к особому, так называемому урало-алтайскому семейству, татарский язык имеет устройство совершенно от европейских языков. Законы татарского языка своеобразны, но немногосложны, последовательны и логичны. Чтобы ими пользоваться, нужно отчетливо понять их, по немногосложности и последовательности...

Для русских детей, составляющих большинство воспитанников Оренбургской гимназии, также необходимо начать изучение татарского языка с раннего возраста...

Чиновнику, занявшему значительное место в Оренбургской губернии, знание туземного языка буде полезно, потому что непосредственно сблизит его с инородцами и даст прямо видеть их нужды и положение».

(Источник: НА РТ, ф.968, оп.1, д.6, л. 1-3).

Письмо о «спасении» появилось накануне совместного заседания Советов по межнациональным отношениям и по русскому языку, которое 19 мая 2015 г. провел Президент РФ В.В. Путин. Как попытка эмоционального давления на участников мероприятия и на В. Путина. С намеренной передозировкой страшилок об угрозах с «тысячами смертей», с «печалью и плачем» миллионов русских родителей и школьников. Чтобы нагнетаемый градус гнева у адресатов был достаточен для принятия жестких мер по зачистке языкового пространства РФ от «не нужных» языков. Как избавление от угрозы пожаров, сжигая и выжигая всё вокруг — что могут поджечь «враги» и что может гореть!

Не случайно и одновременное с «Открытом письмом», тоже 14.5.2015, опубликование проекта федерального закона № 789680-6 О внесении изменений в закон "Об образовании в РФ» «в части восстановления единства образовательного пространства и реализации единой государственной политики в области образования в Российской Федерации". В случае его принятия будут заблокированы государственные языки республик. Госсовет Татарстана уже опротестовал законопроект.

Не сомневаюсь в том, что большинство русских людей примут истеричный призыв о «спасении русского языка» от языков древних коренных народов России как приступ белой или черной «патриотической» горячки. Но ведь немало «в родной России» и тех, кто готов принять за истину и как руководство к действию любую шовинистическую националистическую провокацию и ложь о Татарстане и о татарском народе. Спорить с такими бесполезно. Потому пишу для тех, кому интересно и не бесполезно видение ситуации с другой её стороны — с татарской. Конкретные примеры в «Открытом письме» спасителей русского языка — тоже о Татарстане и о татарском языке.

«Письмо» напоминает обращение в сентябре 2001 года 40 титулованных татар из разных регионов РФ к депутатам парламента Татарстана с призывом отказаться от латиницы.

Подписи известных персон должны были убедить Президента РФ подписать бесподобный в истории человечества законодательный акт — закон о лишении татарского народа его права быть хозяином своего родного языка. Получилось. Но В. Путин подписал закон с сомнениями и советами на будущее по языковым законам. Они изложены «Служебной записке» Президента РФ № Пр-2150 от 11 декабря 2002 года, направленной Председателю Государственной Думы Г. Н. Селезневу. (Имею копию). Видно, что Президент РФ не имеет никакого отношения к идее принятия закона об орфографическом диктате. Он ссылается на на отрицательный отзыв Госсовета РТ и предлагает впредь прислушиваться к его мнению. Подписывая закон, чуть ли не оправдывается, ссылаясь на обращение «общественных и религиозных объединений, деятелей науки и культуры».

Очень похоже на то, что «Письмо» с призывом «Спасите русский язык!» имело похожую задачу — получить у президента РФ В. Путина «благословение» на жесткие меры к «принудительным мовам». В этот раз (пока) не получилось.

На том майском совещании В. Путин выступил с докладом о необходимости совершенствования законодательной базы в российской языковой политике. С указанием, что «делать это нужно взвешенно и при широком общественном обсуждении, свое видение должны высказать представители всех народов России».

Ссылаясь, правда, на чужой пример, он резко осудил дискриминационную национальную политику: «В ряде стран право значительных этнических общин на использование языка игнорируется или ограничивается, когда проводится жесткая, агрессивная политика языковой и культурной ассимиляции, и мы видим, к каким последствиям это приводит, к разделению общества на полноценных и неполноценных людей, на граждан и неграждан, а то и к трагическим внутренним конфликтам».

Это как по татарской поговорке: «Доченька, тебе говорю. А слушай ты, невестка!»

Президент сослался на ПРАВО республик устанавливать свои государственные языки и использовать их в работе органов госвласти и местного самоуправления.

«Для каждого народа вопрос сохранения родного языка – это вопрос сохранения идентичности, самобытности и традиций», – эти слова тоже Президента России, а не Татарстана.

Далее, он призвал к бережному отношению и сохранению всех языков народов РФ. При этом он отметил, что «Конституция России прямо гарантирует право всех народов на сохранение родного языка».

Президент также напомнил, что для развития языков народов России необходимо заниматься поддержкой электронных и печатных СМИ, изданием литературы на национальных языках, а особое внимание уделять школьному образованию.

«Вопросы развития и сохранения русского, всех языков народов нашей страны имеют важнейшее значение для гармонизации межнациональных отношений, обеспечения гражданского единства, укрепления государственного суверенитета и целостности России» - это тоже из доклада В. Путина.

Лишь заключение Президента РФ о том, что единство страны и народов России напрямую зависит от знания русского языка молодыми людьми, что часы на изучение русского языка нельзя сокращать ради других языков, читается почти как цитата из «Письма». Без упоминания слов об «скрепе».

По поводу прямой зависимости единства страны «от знания русского языка» и назначения русского языка основным «скрепом», у меня есть сомнение. Армия генерала Власова и армии под командованием советских маршалов говорили на одном и том же скрепе, но, несмотря на единый скреп, братание между ними не произошло. Одного скрепоносителя, генерала Власова, пришлось поймать и повесить, а другого, маршала Жукова, прославить как четырежды Героя. А Победа, и единство фронта с тылом были скреплены другим скрепом — единой волей, единой целью всехнародов СССР, выражаемыми на разных «мовах», но понимаемыми единообразно.

Если и в мирное время основным скрепом остается лишь один главенствующий язык, с насильственным вытеснением других, как «не нужных «мов», то кто же, какой еще народ захочет присоединиться, примкнуть к России? Зная, что его родной язык сочтут помехой, или даже угрозой единству и безопасности. Не обернется ли такой скреп лишь крепкой самоизоляцией России в плотно закрытой крепости, то есть геополитической ловушкой?

Было у Путина на том майском совещании и такое удивительное суждение: «Без всякого преувеличения можно сказать, подобной поддержки, настоящего сбережения национальных языков, как в нашей стране, никто никогда в мире не обеспечивал».

Да, такое не преувеличишь.

Но прошу не ёрничать, не строить шуточки по этому поводу. Наверное, и у него это не шутка и не издевка. Ведь разные классы, партии и группы стремятся держаться поближе к верхушке властной вертикали и стараются информировать её в своих интересах. Бывает — не только в созидательных. Есть и те, которые лживыми доносами и провокационной дезинформацией руководства добиваются принятия ошибочных и опасных для страны решений, закладывают очаги самовозгорания внутренних конфликтов в РФ. Работают. Был же создан целый «стратегический» информационный институт, местный филиал которого до недавнего времени очень активно распространял и поставлял «информацию» о «создании ваххабитского холдинга» совместно с властями Татарстана; о том, что Татарстан это гнездо терроризма с тысячами боевиков в лесах... А Министерство образования и науки РФ дошло до публичного заявления, что национальные татарские школы готовят не граждан России, занимаются «этнической мобилизацией молодежи»; короче, являются подрывными центрами! Те, кто рисует красивые картинки, они в том же строю с теми, кто сочиняет старшилки. Если Большому Начальнику показывать только красивую картинку, тогда те, которые недовольны реальным положением дел, тоже выглядят как очень нехорошие люди. Но, как видим и слышим из выступлений и высказываний В. Путина в разные годы, из разных потоков информации и нашептываний он и его ближайшее деловое окружение выбирает, всё-таки, не самое худшее.

«Полная дурь и бред, если кто-то, где-то запрещает в многонациональной стране родной язык или препятствует этому. Абсолютно недопустимо, вредно для страны в целом. Россия – сосредоточие такого национального, культурного, языкового богатства, которого в мире нигде нет. В этом как раз сила нашего государства ... Многие языки у нас под угрозой исчезновения. Мы должны принимать особые меры для того, чтобы сохранить культурное наследие нашей страны … Абсолютно недопустимо, если кто-то говорит о том, что нужно сокращать изучение родного языка». Это ведь тоже из выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина — на III съезде Всемирного конгресса татар 30 августа 2002 года, о фактах притеснения татарских школ за пределами РТ. А часть своего выступления на торжественном собрании, посвященной 1000-летию Казани, В. Путин произнес на татарском языке.

Но почему же реальная национальная политика РФ сильно расходится с позицией Президента? Кто её от имени Президента направляет и контролирует? Кое-кто, наверное, сам знает, а большинство, думаю, догадывается.

То, что происходит в национальной политике РФ, ну, конечно же случайно, соответствует не афишируемой, не пропущенной через законодательный конвейер программе «Русская доктрина». С объемом в 860 страниц. Подготовлена большим коллективом авторов и экспертов с высокими научными званиями, степенями и должностями. Презентация состоялась в 2005 году за пределами России, на греческом острове Корфу в Средиземном море. Идеи, цели и предложения «Доктрины» по национальной политике уже почти все воплотились в законодательных и иных государственных актах. Вот некоторые программные задачи «Доктрины» в области образования (цитирую по второму изданию: М, Яуза-пресс», 2007):

«Преподавание в школах и вузах России должно осуществляться только на русском языке… Статус русского языка как государственного должен быть утвержден предельно жестко» (стр. 173).

«Экзамены по русскому языку должны быть частью общей государственной экзаменационной системы и стандарта образования. Причем таким образом, что незнание или плохое знание языка будет значительно сокращать образовательные и карьерные перспективы» (стр. 173).

«Дерусификация окраин исторической России… должна быть хотя бы частично компенсирована политикой русификации регионов России, требующих квалифицированных трудовых ресурсов, в том числе русификацией ключевых транспортных узлов» (стр. 278).

В «Русской доктрине» есть подсказка и о необходимости того, опубликованного одновременно с «Открытым письмом» законопроекта № 789680-6 :

«...очевидной становится необходимость задать в явной форме единый государственный стандарт базовых знаний» (стр. 158 г).

Вот откуда требование ЕГЭ по знанию русского языка нерусскими школьниками по высшей категории сложности, на уровне тех, для кого он родной язык! С жесткой установкой: «Хочешь получить образовательные и карьерные перспективы — стань русским!»

Не много прошло лет после резкой отповеди В. Путина о бреде с дурью, и они стали законодательными нормами. В 2007 году 309-м федеральным законом из государственного стандарта школьного образования исключен национальный и компонент. Родные нерусские языки, национальная культура и история народа, которые изучались в рамках отмененного компонента, оказались вне защиты закона.

Пережившие каток жестокой «оптимизации» татарские школы уже перешли на русский язык обучения. Прекращена подготовка учителей для татарских школ. С преобразованием КГУ в КФУ уничтожен Татарский факультет.

В 2007-2008 годы разгромлены татарско-турецкие лицеи с 1500 учащимися. На основе заказных доносов. Без суда и следствия. Это были лучшие наши школы. Конкурс до 50-и человек на место. Учились там и русские ребята. Оканчивали с уверенным знанием 4-х языков: татарского, русского, английского и турецкого. Полное отсутствие правонарушений, наркомании, употребления спиртного и табака, сквернословия. Почтительное отношение к старшим, к педагогам... И самое примечательное – подготовленность выпускников пробиться через любой конкурс в самые престижные вузы в стране и за рубежом. Это и стало истинной причиной их разгрома!

Приказом Министерства образования и науки РФ №362 от 28 ноября 2008 года был введен запрет итоговых школьных экзаменов (ЕГЭ) для учащихся национальны школ на родном языке, на языке обучения. Не просто как бредовая дурь, а как контрольный выстрел по убиваемым национальным школам.

Единая языковая норма ЕГЭ лишь на русском языке независимо от языка обучения, единые требования к аттестации по русскому языку и литературе для учащихся нерусских школ по высшей категории сложности, на уровне тех, для кого русский язык является родным языком, означает принуждение нерусских народов РФ, нерусских родителей и их детей к отказу от родного языка и родной культуры, от родных школ ради продолжения образования!

Таким образом, правовое пространство для сохранения татарских школ и для школьного изучения татарского языка в Татарстане катастрофически сузилось и частично сохраняется (пока) лишь в Татарстане. Благодаря государственному статусу татарского языка. В настоящее время оно как у Гадкого утенка в одноименной сказке Андерсена: «Утенок должен был плавать по озеру без отдыха, чтобы не дать воде замерзнуть совсем, но с каждой ночью полынья, в которой он плавал, становилась все меньше и меньше».

Для татар, проживающих за пределами республики, а это более 75 % татар РФ, «полынья» уже накрепко заморожена узаконенными «дурью и бредом». Тысячи закрывшихся татарских школ по всем краям и губерниям России за неполных 10 лет. Например, в Пермском крае закрылись 64 татарские школы из 64.

Повторяю для тех, кто невнимательно читает: статья 68 Конституции РФ о праве республик на свои государственные языки остается единственной правовой возможностью школьного преподавания татарского языка. Государственный статус татарского языка в Татарстане это последняя спасательная «шлюпка» для тонущего татарского языка в школах Татарстана. Господа «спасители»хотят и её перевернуть. Под надуманными доводами о защите русского языка, об «добровольности изучения» из-за отсутствия практической потребности этих языков.

Не Татарстан и не другие республики РФ создали обсуждаемую непростую языковую ситуацию в Российской Федерации. Не по вине Татарстана и других республик возникли проблемы преподавания родных языков в РФ, в том числе родного русского языка. Они созданы имперской великодержавной национальной политикой государства.

Да, в протестах русской националистической общественности есть формальные основания и для справедливого недовольства по преподаванию татарского языка в русских школах РТ.

Первое. Очень плохое, ниже критики, преподавание этих языков. Так оно есть. Возразить нечем, но опровергнуть легко: протестующие ведь добиваются не улучшения методики преподавания, а освобождения их от изучения путем отмены его обязательности.

Второе. Есть половина правды и в том, что нет у русскоязычных граждан практической потребности в знании татарского языка в Татарстане. А половинчатость этой правды в том, что исходная её причина — почему нет потребности — тоже не в Татарстане. Создать потребность татарского языка в Татарстане, технологически, легко и просто. Всего лишь, в рамках правового государства, путем полного исполнения статьи 68 Конституции РФ о праве республики устанавливать свой государственный язык, употребляемых «наряду с государственным языком Российской Федерации».

Что означает «они употребляются наряду»? Это означает:

- любой гражданин РТ обращается в любой орган власти и госучреждения на любом из двух госязыков РТ и вправе получить и получает ответ на языке обращения;

- судебные заседания проводятся на том или другом языке по требованию судимого гражданина;

- все государственные мероприятия, делопроизводство в республике ведется, кому как сподручнее, на том или другом языке; без дублирования;

- письменные отчеты с мест, от разных организаций, учреждений, предприятий и т. д. в госорганы — тоже. Без дублирования, как некоторые люди это представляют. Или на том, или на другом языке.

- Никто из получателей заявлений, обращений, жалоб, отчетов и т. д. не имеет право требовать от граждан перевода! Перевод или понимание обращения проблема не обращающегося, а отвечающего и оказывающего услугу. Вот тогда будет потребность и нужность татарского языка и для русскоязычных граждан Татарстана.

Господа «спасители русского языка», вы готовы к созданию потребности татарского языка в Татарстане по нормам Конституции «родной России», или предпочтете пригласить вежливых зеленых человечков с автоматами?

В начале 90-х была попытка реализовать НЕОБХОДИМОСТЬ двуязычия, установив 15% -ю надбавку, за использование двух госязыков РТ в объеме квалификационных требований для работников разных организаций, служб, госорганов. Например, для трамвайного вагоновожатого в объеме объявления остановок и просьб уступить место отдельным категориям пассажиров, обращения безбилетникам в объеме в 5-6 фраз и максимум 30-40 слов. Было бы живее, теплее, чем машинные объявления. И полезным на 15% стимулом выучить эти несколько десятков слов. Хотели начинать с учителей, библиотекарей. Но какой вой поднялся! На всю Россию и по всей России. Пришлось отступить. Никак ведь не угодишь. Обязательность изучения татарского язык — это «принуждение», с «плачем и печалью»; материальное поощрение — «дискриминация русских»! А нормы Конституции «родной России» — это сочинение татарских «национал-законодателей».

Решение проблемы потребности татарского языка в Татарстане, невозможно без создания её и для татарского населения республики. Всё тоже легко и просто:

- отменить все дискриминационные законы и запреты в области школьного образования, национальной орфографии, СМИ последних15-и лет;

- ратифицировать и ввести в действие Европейскую Хартию о региональных языках;

- признать и поддержать Декларацию ООН о правах коренных народов;

- восстановить всё, что уничтожено в национальном школьном образовании: школы, гимназии, татарско-турецкие лицеи;

- вернуть национальный компонент в государственные стандарты школьного образования;

- не препятствовать созданию национальной системы образования от дошкольных учреждений до ВУЗов и свободному её развитию в рамках конституционных прав и общепризнанных норм международного права;

- установить облегченные нормы экзаменов по русскому языку для выпускников (и абитуриентов) нерусских школ; обеспечить равные возможности продолжения учебы в ВУЗах для окончивших русские и нерусские школы. Было же так в советские времена. Вступительные экзамены по русскому языку для них проходили по облегченной программе.

А ещё придется вылечить Министерство образования и науки РФ от шпиономании и врагомании, от маниакальных представлений о национальных школах как учреждениях подготовки «не граждан России», как о центрах «этнической мобилизации».

Когда всё это будет сделано, будут восстановлены и созданы равные потребности в изучении и русского, и всех других родных языков, когда будут обеспечены и гарантированы равные возможности продолжения учебы и равные карьерные перспективы для окончивших и русские, и нерусские школы, тогда снимутся все проблемы и почва для устрашающих «Отрытых писем». Вот чего нам следует добиваться вместе: и русским, и нерусским. Молча злорадствовать, когда наши школы душат и топят, и поднимать шум, когда мы вынуждены пытаться сохранить наш язык в русских и в русифицированных бывших татарских школах — это не по-русски, господа «спасители».

Как видите, решить России наши проблемы — легче всего. Для этого не понадобится ломать или в устоях страны. Достаточно всего лишь уважения и доверия к своим коренным народам, не относиться к ним как недобрая мачеха к нежеланным пасынкам.

А вот для исполнение требований о «спасении русского языка» путем лишения республик их права на свои государственные языки, властям России потребуется сломать всю Конституцию и государственный строй РФ. Придется:

- отказаться от «общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов», закрепленных в Преамбуле Конституции;

- отказаться от ст. 1 Конституции РФ о демократическом, федеративном правовом государстве РФ с республиканской формой правления;

- отказаться от ст. 5 ,часть 2 Конституции РФ о государственном статусе республик РФ и об их праве иметь свою конституцию и законодательство;

- отказаться от ст. 15, часть 4 Конституции РФ о том, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» и имеют верховенство.

- отказаться от ст. 29, часть 2 Конституции РФ о том, что «Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства»;

- отказаться от ст. 68, часть 2 Конституции РФ о праве республик устанавливать свои государственные языки.

- отказаться ст. 68, часть 3 Конституции РФ о гарантии всем народам РФ «права на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».

- придется заставить Конституционный Суд РФ отменить его Постановление от

16 ноября 2004 года о признании не противоречащим Конституции РФ равноправие татарского и русского языков как государственных языков Татарстана и правомерность их изучения в Татарстане в РАВНЫХ ОБЪЕМАХ. (К сведению авторов и сторонников «спасителей русского языка» от татар, башкир, якутов, бурятов и коми. Согласно статье 79 федерального закона «О Конституционном Суде РФ» его «постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами»).

- придется отменить статью 8 Конституции Татарстана «Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки». Но вся Конституция Татарстана приведена в соответствие с Конституций РФ. Она признана и закреплена Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан, подписанным в Москве 26 июня 2007 года. А сам Договор утвержден Федеральным законом № 199-ФЗ от 24 июля 2007 года. Придется порвать не только Конституцию РТ и Договор, но и федеральный закон РФ об их утверждении.

Многое в национальной политике сделано и без разрушения Конституции РФ. Сделано неделанием того, что Россия обязана была сделать.

Выполняя свои обязательства при вступлении в Совет Европы, РФ ратифицировала «Рамочную Конвенцию о защите национальных меньшинств», но, практически, еще не приступила к ее исполнению. А «Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств», вопреки тем же обязательствам, до сих пор не ратифицирована.

О том, что мы из-за этого потеряли приведу лишь один, венгерский, пример исполнения «Конвенции» и «Хартии» государствами — членами Совета Европы. (Имел возможность ознакомиться на месте).

В Венгрии 11 национальных меньшинств, составляющих от 2% до 0,1% населения страны. В Конституции Венгерской Республики закреплено, что все, живущие на территории страны национальные меньшинства и этнические группы, являются государствообразующими факторами. Там свободно создаются и работают национальные школы. Национальные классы в венгерских школах открываются по заявлению родителей 8 (восьми) школьников! На национальных языках ведется и обучение в вузах, особенно в педагогических. Наряду с получением школьных знаний на родном языке представители национальных меньшинств могут проходить курс обучения на этнической родине, получая стипендии от венгерского государства.

В Венгрии с учетом интересов национальных меньшинств созданы органы местного самоуправления, которые имеют право определять круг охраняемых памятников национальной культуры и заповедных мест; устанавливать даты собственных национальных праздников, как местных, так и в пределах страны; создавать учебные заведения и культурные учреждения, школы, музеи и театры, а также заботиться об их нормальном функционировании. Кроме того, они обладают правом вето в отношении постановлений, которые могут быть вынесены общими местными муниципалитетами по вопросам национальной культуры, обучения на родном языке или пользования им. Право вето распространяется и на вопрос о назначении руководителей их национальных и учебных учреждений. Нет запрета на буквы алфавита. В документах, удостоверяющих личность, фамилии и имена дублируются так, как они пишутся на родном языке.

Роль русского языка, как языка управления государством и межнационального общения народов — она бесспорна. Но нет в российской Федерации и «никому ненужных языков». Нет в России лишних, убыточных паразитических, безответственных и неполноценных народов.

Все народы Российской Федерации, которые не имеют своей государственности за пределами России, это её государствообразующие, то есть образующие Российскую федерацию народы. С напоминания этой истины начинаются первые слова Конституции: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, ...».

И язык каждого народа – он не менее родной и не менее дорог, чем язык тех, кто стремится установить в многонациональной стране свой языковой диктат.

Нет ничего нетерпимее, чем языковое высокомерие одних над другими.

Нет ничего оскорбительнее для народа, чем языковое насилие над ним.

Все народы Российской Федерации — болельщики за свою страну, за её успехи и благополучие. Необдуманная, безответственная национальная политика способно незаметно превращать их в многомиллионную массу молчаливо злорадствующих неудачам и бедствиям России. Это непростительно даже для тех, кто, как выражаются белорусы, больной на голову. А если это делается не по недомыслию, а по злодейскому уму, то это запредельно преступно.

Нет ничего более разрушительного для единства страны, чем негласно поощряемые расистские черносотенные нападки и законодательные покушения на родные языки, на национальные традиции, культуру своих же древних коренных народов.

В этих моих заметках — моё личное убеждение. Уверен, что очень многие тысячи сограждане со мной согласны. И мой призыв, верю, получит отклик у многих:

Россия, опомнись! Язык мой — не враг твой!

 

Фандас Сафиуллин

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции