Самым старейшим в Группе компаний «Нэфис» является ПАО «Нэфис Косметикс» (бывший Завод братьев Крестовниковыхъ и Химкомбинат им. М.Вахитова). Начиналось все в 1855 году с открытия первого в Казани стеариново-свечного завода, который основали братья Крестовниковы. На территории предприятия  и сейчас можно увидеть красное кирпичное здание, где  раньше изготавливались свечи. Изготавливают и поныне, причем даже на старинном оборудовании, которое сохранилось в очень хорошем состоянии. Вот только спрос на свечи значительно снизился с тех пор...

52085.jpg
Иосиф Крестовников 
52086.jpg
 Валентин Крестовников

Кстати, первые крупные промышленные предприятия в городе возникли еще в 18 веке, но, к сожалению, в результате исторических событий в настоящее время сохранилось только одно из них – это Казанский пороховой завод, он уже перевалил рубеж в 220 лет. В 18 же веке у нас еще основываются Казанская суконная мануфактура (1714 год) и Казанское Адмиралтейство (1718 год). Но до сегодняшних дней они не дожили. Из сохранившихся до настоящего времени предприятий мы - вторые по старшинству в столице Татарстана.

Московские купцы инвестируют в Казань 

 «Нэфис» был основан в 1855 году как частная стеариново-свечная фабрика московскими купцами Валентином и Иосифом Крестовниковыми. Вообще в Казани был очень высокий уровень развития химической науки. Пока один из братьев болел, второй время не терял, а посещал публичные лекции в Казанском императорском университете, с которым и в дальнейшем предприятие продолжило тесно сотрудничать. Именно  передовой ученый Казанского университета Модест Киттара разработал «Проект стеаринового  завода в Казани». К тому моменту в Росси пользовались сальными свечами, что было дорого и не удобно в обращении. И, когда во Франции запустили успешное производство стеариновых свечей, русские предприниматели тоже пытались наладить их производство. На момент принятия решения Крестовниками о запуске нового бизнеса, в стране существовало 13 стеариново-свечных заводов, которых, впрочем, тот же Киттара называл «лабораториями», а не серьезными предприятиями. Учитывая возможности широкой сырьевой базы, сбыта продукции, наличия дешевой рабочей силы и преимущество географического положения Казани, Крестовниковы  принимают решение инвестировать деньги в этот проект. Качество производимых свечей, которые были и ровнее, и белее, и дешевле, и горели дольше - было оценено по достоинству, что позволило быстро нарастить обороты производства.

Казанское мыло становится таким же брендом, как тульский пряник

Поначалу завод ориентировался исключительно на производство свечей, самого востребованного тогда товара. Но часть свечного сала и олеиновая кислота от его переработки, оставались неиспользованными. Поэтому, предприимчивые Крестовниковы решили делать у себя на фабрике еще и мыло. Самым дорогим считалось «мраморное» мыло, в рецептуре которого использовался «американский гарпиус», то есть канифоль. Медленно охлаждая смесь, мыловары получали красивый рисунок, действительно похожий на мрамор.

52084.jpg
52083.jpg

Дальше – больше. В мыле стали использовать яйца: желтки шли в мыло, а белки – в свечи, качество мыло улучшалось с каждым применением новаторского метода. В 1890 году  завод впервые выпустил мыло, которое стало в России ноу-хау – оно могло стирать даже в холодной воде.

Но производство мыла не было для завода Крестовниковых  ключевым направлением. Так, в 1900 году  из 2260 работников только 88 было занято мыловарением, тогда как в свечном цехе работали 923 человека. Тем не менее, к 1914 году на долю фабрики приходилась двенадцатая часть всего российского производства мыла (по свечам – половина).

Крестовниковы получили право использовать изображение государственного герба России как официальные поставщики мыла для императорского двора, что считалось очень почетным. Казанское мыло стало своего рода брендом, как скажем, тульский пряник.

 «Нэфис» заслуженно считается инновационным предприятием и доказывал это во все времена. Постоянно повышать эффективность производства компании помогала казанская химическая школа. Для совершенствования продукции на завод приглашались известные ученые-химики. Например, в 1868 году Константин Зайцев (ученик крупнейшего ученого Александра Бутлерова) создал и возглавил на заводе собственную лабораторию. Именно благодаря Зайцеву впервые в мире стало возможным внедрение каталитической гидрогенизации растительных жиров.

Первый в России аналог аспирина и другие инновации

Первая мировая война отрезала Россию от поставок важнейших товаров. Самая катастрофическая потеря – многие лекарства, которые в основном поставлялись как раз из Германии. Помочь делу взялись казанские химики. В кратчайшие сроки они наладили на заводе Крестовниковых первое в России производство аналога аспирина. Казанский аналог известного жаропонижающего средства высоко оценили фармацевты и медики во всем мире, признавая, что по лечебным свойствам он не уступает немецкому препарату, а по чистоте превосходит и его, и швейцарский, и американский аналог. Это производство просуществовало до 1919 года, и впоследствии разработанные в Казани технологии были использованы другими фармацевтическими заводами страны.

Еще одно ноу-хау появилось в первое десятилетие двадцатого века, которое прошло для завода под знаком внедрения инновации мирового масштаба. Впервые была найдена возможность для промышленного расщепления растительных жиров и получения салонина для свечей и мыла без использования самого сала.

По сути то, что делает «Нэфис» сегодня, внедряя новейшее оборудование (лучшее, что представлено на мировом рынке), работая с качественным сырьем, постоянно обучая своих рабочих – это традиция, которая идет от истоков образования компании. «Нэфис» успел посотрудничать со многими зарубежными компаниями, поэтому не удивительно, что сегодня один из ключевых постов вице-президента по развитию производства занимает итальянец Массимо Бонори.

62251.jpg
Массимо Бонори 

Лидеры мирового рынка начинали со свечей и мыла     

Так, из небольшого производства образовалось сильнейшее предприятие страны, занимающее главные позиции на федеральном рынке, и  конкурирующее с крупнейшими транснациональными корпорациями, такими как Procter&Gamble и Henkel. «Нэфис Косметикс» находится на лидирующих позициях во всех ключевых сегментах рынка бытовой химии и продукции технического назначения.

1.jpg
 

Интересно, что промышленное производство косметических изделий зародилось еще в конце XVII века во Франции, затем в Италии, Великобритании и других странах. А вот отрасль бытовой химии зарождалась примерно в одно время. Самая длинная в России история у компании «Невская косметика» (1839 год). Она начинала так же, как и «Нэфис» с производства стеариновых свечей, мыла и олеина. В России из старожилов есть еще фабрика «Свобода» (1843 год), далее в 1855 году появились мы, затем «Северное сияние» в 1860 году и в 1864 году «Новая Заря».

Кстати, крупнейшие транснациональные компании, работающие в этой сфере, были созданы позже, чем «Нэфис». Henkel появился в 1876 году, Unilever создан в 1880. По хронологии создания лишь одна компания из мировых лидеров-экспортеров бытовой химии появилась раньше всех –  Procter&Gamble, и тоже начинала как предприятие по производству мыла и свечей. В целом, компании прошли довольно схожий путь, хотя бы частично. С одним существенным нюансом: иностранные коллеги развивались в условиях рыночной экономики, а наше предприятие работало в условиях плановой экономики советского периода, что не могло не иметь своих последствий. Об этом периоде старейшего предприятия России мы расскажем в следующем блоге, посвященном 160-летию ГК «Нэфис». 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции