На днях завершается прием официальных поправок к так называемой госпрограмме по реализации национальной политики в Р. Башкортостан на ближайшее несколько лет. В Башкортостане в силу специфичности общественно-политической ситуации принятие этого важного документа откладывается уже который год. К примеру, в Татарстане аналогичный закон был принят уже в 2013 г. Головная федеральная стратегия реализации национальной политики в РФ также уже была принята два года, как говорится тянуть уже нету более никакой возможности, потому и вбросили ее именно сейчас.

Для обсуждения проекта программы гражданами республики, его разработчики – минкульт РБ отдал всего две недели. Учитывая, что для многонациональной республики, данный документ имеет стратегически важное значение и отнюдь не является очередным проходным законопроектом, данный срок явно недостаточен, что и показал тот факт, что реального обсуждения в обществе за это время он так и не получил. Но в то же время это этого срока оказалось вполне достаточно для того, чтобы сделать кое-какие выводы о ней.

Итак, внимательно просмотрев предложенный проект госпрограммы состоящий из трех более мелких подпрограмм, становиться предельно ясно, что все они писались лишь под одну из них, а именно - «Всестороннее и гармоничное развитие башкирского народа».

При этом абсурдность и ангажированность авторов проекта видна уже с обложки проекта программы, что уже дает тревожные мысли за содержание всего документа. Во-первых, среди соисполнителей документа фигурирует Исполком Международного союза общественных объединений «Всемирный курултай (конгресс) башкир». Понятно, что это общественная организация официально (подчеркну это особенно) представляющая интересы башкирского народа, все бы ничего, но возникает резонный вопрос, а как быть с национальными объединениями других народов республики, хотя-бы крупнейших этносов региона (учитывая, что включать сюда весь список народов явно не целесообразно). Ну или на худой конец, можно было бы (даю бесплатный совет бюрократам) хотя бы ради политкорректности поставить в числе исполнителей программы – Ассамблею народов Башкортостана, хотя конечно всем известно, что сей орган выполняет чисто декоративные функции. Но в этом случае хотя-бы сохранялась видимость какого-то плюрализма и равноправия. Остальные исполнители программы, это сплошь  государственные структуры, и никаких других общественных структур среди них нет. Таким образом взяв в руки сей документ уже с первой его страницы понимаешь одно – во многом он написан лишь для удовлетворения национальных потребностей лишь титульного этноса республики, умело замаскированный здесь в одну их подпрограмм. В принципе за такой расклад можно не только ругать, но и одновременно можно и похвалить составителей программы – Минкульт РБ. За что спросите вы? Ну хотя за то, что дали нам возможность четко уяснить ту истину которая уже давно вертелась на языке, но которую все стыдливо предпочитали умалчивать: за 5 лет с момента ухода со своего поста прежнего «хозяина» Белого Дома М.Г. Рахимова, уже вошедшего в историю двумя вещами - прихватизацией БашТЭКа и антитатарской нацполитикой сопровождавшейся не только игнорированием конституционных прав татарского народа республики, но и татарофобской истерией раздуваемой как представителями академического сообщества, так и ангажированными нац. организациями – радикальных улучшения в этнополитическом положении татар Башкортостана так и не произошло. Ни одно из ключевых требований съездов татар Башкортостана, проходивших как при рахимовском правлении, так и в хамитовском так и не были претворены в жизнь. Подчеркну это особенно - ни одного. И проблема здесь не только в том, что за последние три года уровень татарофобской истерии в республике вновь воскрес из небытия. Причем участвуют в этом как «недобитые» элементы из бывшей рахимовской чиновничьей когорты, так и общественные организации (и роль официозного «Курултая башкир» в этом процессе явно не последняя). Ну да впрочем Бог с ними, раз уж им это доставляет такое большое удовольствие, что прямо аж жить без него никак не получается – т.к. у них в этом случае  ломается простая, но стройная картинка мира – во всем виноваты татары (ну абсолютно во всем), то пусть и дальше продолжают свою политическую клоунаду (природа этой шовинистической шизофрении - предмет для отдельного разговора). Сейчас разговор о другом, почему под убаюкивающую бала, бла разговоры о якобы прекрасной ситуации в сфере национальной политики, не только не решаются застарелые татарские проблемы, но и мало того, имеют место быть дальнейшее сужение татарского этнокультурного фактора в республике (ярким свидетельством чему является скандальное закрытие Килимовского историко-культурного центра). Хотя с другой стороны, если внимательно приглядеться, то учитывая синхронность этих тенденций, становиться очевидным, что эти два процесса тесно взаимосвязаны между собой.

Добавим еще, что помимо огромного количества мероприятий предназначенных в рамках реализации программы «Всестороннее и гармоничное развитие башкирского народа», пункты других подпрограмм также можно фактически полностью отнести к вышеозвученной программе. К примеру, в первой подпрограмме «Содействие этнокультурному и языковому многообразию народов Республики Башкортостан» предусмотрены такие мероприятия как

Научные исследования в области терминологии, топонимики и ономастики башкирского языка; Создание корпуса башкирского фольклора по итогам научных исследований в Республике Башкортостан и в субъектах Российской Федерации с компактным проживанием башкир; Изучение предыстории и этапов становления башкирского национального литературного языка (вторая половина XIX в. – первая половина XX в.); Издание научных работ по актуальным проблемам башкирского языкознания; Создание раздела на башкирском языке среди языковых разделов свободной энциклопедии «Википедия» в сети Интернет; Подготовка и издание произведений классиков башкирской литературы на государственных языках Республики Башкортостан; Производство телепрограмм «Учим башкирский язык», «Алтын тирмэ», «Башкорттар»; Проведение мероприятий по дублированию художественных, мультипликационных и документальных фильмов на башкирский язык; Поддержка выпуска периодических изданий на башкирском языке в субъектах Российской Федерации с компактным проживанием башкир; Подготовка и издание 10-томного толкового словаря «Академический словарь башкирского языка».

И это только небольшая часть список всех тех мероприятий, которые проводится официально под программой вроде как направленной на удовлетворение этнокультурных интересов всех народов, а по сути работают на интересы одной самой «равной» из всех. Но какое отношение простите имеют отношение эти мероприятия к содействию языкового многообразия народов Башкортостана. К поддержке интересов башкирского имеет прямое, но к другим народам нет. Для чего спрашивается ставить  эти мероприятия в данную подпрограмму, ведь для удовлетворения нужд титульного этноса республики уже и так выделена своя отдельная  программа, так зачем еще сюда и их приплетать. Ответ на этот вопрос очевиден – по другому славные работники башкирского минкульта просто работать не умеют. Ну не могут же в самом деле чиновники славно выращенные в кузнице кадров бывшего «большого» друга татарского народа Ильдуса Илишева, сделать что-нибудь для нужд братского башкирам народа… Их ведь 20 лет учили совершенно другим вещам,  а никакого приказа «отвыкнуть» от этого негласного правила они за эти годы так и не получили.

 

Эта проблема также несомненно связана не только с минкультом, проблема здесь стоит еще «выше». В Белом Доме национальную политику продолжают курировать как раз бывшие рахимовские кадры. Эти ребята благодаря своей «усидчивости» свели своего бывшего шефа в «политическую могилу», обеспечив ему еще при жизни «спокойную старость». Конечно главный идеолог рахимовской национальной политики – Ильдус Илишев ушел в небытие из политической жизни республики, но взращенные тогда им «компетентные» кадры никуда не делись и продолжают пребывать на своих должностях. Поэтому в этой ситуации меня лично не удивляет нынешний поворот событий. Эти ребята по другому работать не могут, так как по другому просто не научены, поэтому у них в итоге и получается очередной бег по замкнутому кругу, приводящий к одним и тем же последствиям.  Тут уж Хамитову Р.З. придется в ближайшее время сделать серьезный выбор, либо и дальше пустить все на самотек позволив продолжить «бег кругу» этим кадрам, что никакого благоприятного исхода для него лично не сулит. Либо же наконец сделать решительный жест. Как говорится момент истины подошел. Дальше тянуть, уже не получится.

Таким образом фактически вся госпрограмма по реализации национальной политике в республике работает прежде всего на интересы титульного этноса. Причем принимаемая сейчас программа уже не первая по счету. Впервые башкирский этнос получил себе преференции в этом вопросе еще в середине 90- гг., когда в первый раз была принята программа «Возрождение и развитие башкирского народа». Напомню, что разработанный в свое время проект Госпрограммы «Татары Башкортостана» и одобренный на втором съезде татар Башкортостана в 2003 г., благодаря «усилиям» татарофобствующих бюрократов из Белого Дома вроде прежнего министра культуры и нацполитики И. Илишева надолго лег под сукно и неизвестно всплывет ли когда-нибудь из небытия. По крайней мере никаких признаков его “воскрешения” в настоящее время не наблюдаеться. То есть продолжение практики выделения более “равного среди равных” имеет место быть и по сегодняшний день, и татарам по мнению лоббистов госпрограммы в этой иерархии и дальше предстоит тянуть лямку “второсортного” народа.

Что касается программы по башкирскому народу, то пока существует проблема сохранения национальной и языковой идентичности малых народов России, она несомненно должна быть. Как говорится дискуссий по поводу быть или не быть не должно иметь места – однозначно быть. Но  в то же время недопустимо, при этом игнорировать интересы татарского населения республики, численность которого в реальности даже больше чем самих башкир. И дело здесь не вовсе в абстрактном споре - справедливо это или не справедливо. Важнее уяснить одно – финансы на реализацию госпрограммы не упадут нам с неба, их возьмут из бюджета республики, который напомню формируется и за счет татар Башкортостана. А так по факту получается что деньги татарских налогоплательщиков опять как в «старые (но отнюдь не добрые) рахимовские времена» пойдут на поддержку вовсе не их интересов. Подобный финансовый «альтруизм» в таком болезненном вопросе как национальный, неизбежно приводит к весьма печальным последствиям для всех сторон конфликта.

 

Недавние скандалы связанные с увольнением директора белебеевской гимназии и закрытием единственного в республике татарского историко-культурного центра в с. Килимово (при том, что  без проблем функционируют несколько аналогичных башкирских и русских учреждения), судя по их неожиданному и синхронному появлению из ниоткуда, смахивают на характер преднамеренной провокации, с тем, отвлечь внимание татарской общественности от более важной задачи – отстаивания интересов татарского населения республики при принятии госпрограммы по национальной политике в Башкортостане.

В этой ситуации единственный способ – это созвать внеочередной съезд Союза татарских общественных организаций и выработать общую позицию татар Башкортостана по данному вопросу. Мнения отдельных граждан это хорошо, но без доли наивности предельно ясно, что позиция общественных институтов представляющих интересы народов республики в этом случае звучит весомее, и их голос властям игнорировать будет куда сложнее. В этой связи именно Союз татарских общ. объединений, включающий в себя все татарские организации Р. Башкортостан легитимен выступать от имени всех татар республики. Поэтому в этом случае инициатива должна исходить от самих татарских организаций входящих в нее, так как на сегодняшний день всем в татарской среде уже давно ясно, что человек, поставленный якобы официально представлять интересы татар Башкортостана – Римма Утяшева, фактически занимается чем угодно (в том числе и антитатарскими провокационными выпадами), но только не своими прямыми обязанностями.  Во время проталкивания ее на пост председателя РНКАТ РБ 3 года назад, в итоговой резолюции 3 съезда  этой организации как раз были обозначены основные ключевые вопроса для решения этнокультурных проблем татар Башкортостана. Поэтому заново «изобретать велосипед» в этом случае вовсе не обязательно, можно вполне опереться на этот вполне легитимный документ. Позволю себе процитировать эти требования:

 

«1. Принятие в ближайшее время Правительством Республики Башкортостан представленной в 2011г. РНКАТ РБ «Государственной программы «Национально-культурное развитие татар Башкортостана на 2012-2020 гг.».

2. Реализуя многочисленные решения и обращения татарских национальных организаций начиная с Первого Съезда татар Башкортостана внести изменения в Конституцию РБ и республиканские законодательные акты о придании татарскому языку статуса государственного наряду с башкирским и русскими языками.

3. Принятие в ближайшее время решения Правительством Республики Башкортостан о безвозмездной передаче Дворца культуры УЗЭМИК, находящегося в республиканской собственности, РНКАТ РБ  для создания на его базе республиканского национально-культурного центра татар.

4. Добиться открытия при УНЦ РАН комплексного исследовательского центра (института), изучающего историю и культуру татарского населения РБ.

5. Открыть при БГПУ им. М. Акмуллы научно-методический и образовательный центр «Функционирование и развитие родного (татарского) языка, литературы и культуры в полиэтническом пространстве Башкортостана».

6. Организовать за счет средств бюджета РБ на базе СОШ № 84 – татарской гимназии в г. Уфе Республиканскую татарскую школу-интернат для одаренных детей.

7. Систематизировать и организовать за счет бюджетов Республики Татарстан и Республики Башкортостан в рамках подписанного Соглашения между республиками от 22 декабря 2010 года увековечивание выдающихся личностей татарского и башкирского народов на территориях братских республик с проведением таких мероприятий, как:

- издание книг (паспортизация в виде энциклопедии и др.);

- снятие документальных фильмов;

- организация музеев;

- открытие памятников и мемориальных досок;

- присуждение новых названий улицам, населённым пунктам и т.д.»

По прошествии 3 лет ни один из этих вопросов не решен. И как раз решение этих проблем должны быть отражены в госпрограмме.

Рассматриваемая нами Госпрограмма - основополагающий документ не будет не просто декларировать какие-то общие слова о дружбе и межнациональном согласии и т.д. Там безусловно есть и практическая часть - согласно которому и пойдет национальная политика в Башкортостане в ближайшие годы. Поэтому, если в конечном тексте стратегии интересы татар республики не будут отражены, то условно говоря в итоге получится, что у татар Башкортостана якобы все хорошо и никаких проблем нет, следовательно, рассчитывать на то, что застарелые этнокультурные проблемы татар Башкортостана решаться в этом случае опять-таки уже не приходиться. Логика здесь убойна и с ней трудно поспорить - если все хорошо, то пусть все остается как есть, менять ничего не надо.

 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции