Многокритериальные задачи принятия решений, поиск рационального зерна и оптимальности, представляют собой исключительно сложный класс задач интеллектуальной деятельности человека. Наличие нескольких критериев увеличивает нагрузку на ограниченную естественными пределами оперативную память человека, делает задачу, стоящую перед человеком, более неопределенной, требует высокой концентрации внимания и нередко – нестандартного мышления.

С другой стороны отмечено, что в мире наблюдается общий процесс деградации дипломатических, политических, культурных и деловых отношений. Такой глобальный системный тренд по снижению уровня компетенций дает возможность управлять всеми ее участниками исподволь, опосредовано, для защиты интересов надгосударственных олигархических структур в лице частных и частно-государственных транснациональных корпораций, слившихся с властью и банковским капиталом большинства стран, участвующих в т.н. санкциях. Все изложенное легко увязывается в сопоставимые ряды исторических фактов из прошлого и настоящего. 

Такое ослабление государственных систем многих стран и неадекватные сложившейся политической ситуации заявления правительства США и его ключевых фигур косвенно проявляют себя в этом смысле на фоне следующих реальных событий и действий политических и экономических структур запада:

- современный западный мир в своих проявлениях и действиях на международной арене все больше становится похож на средневековый мир;

- создание частных вооруженных сил (это ли не пережитки феодальной раздробленности и слабости внутригосударственной политики);

- объединение вооруженных сил Европы для организации коллективной обороны и защиты граждан (без участия НАТО), - одно из индикативных показателей, демонстрирующих ослабление государственных структур западных держав;

- наметившийся экономический и политический раскол внутри ЕС в связи с санкциями против России, как адекватная ответная реакция на нерациональные действия с т.н. санкциями;

- события на Украине конца ХХ - начала XXI века (связанные, в том числе, с  распадом СССР, который, по мнению многих независимых международных аналитиков, произошел не без помощи извне) приведшие к кризису, терроризму, военным конфликтам, отрицательным экологическим последствиям и гуманитарной катастрофе на территории Восточной Европы;

- события на Ближнем Востоке, Северной Африке, Югославии (Европа), связанные с действиями США, как государства, и военно-политического блока НАТО, приведшие к гуманитарным и экологическим кризисам в странах этих регионов;

- зарождение псевдогосударственных образований на Ближнем Востоке, показавших слабость государств и отсутствие коалиционных связей в регионе, и политическую несогласованность окружающих стран и международных политических организаций;

- снижение уровня подготовки и реализации деклараций в практической дипломатии и внешнеполитической деятельности целого ряда зарубежных политиков, дипломатов, государственных деятелей, приведшие к тупиковым ситуациям во многих переговорах и перспективных проектах;

- девальвация многих понятий связанных с гражданственностью, свободой и неприкосновенностью  личности, в том числе и в европейских странах и США;

- морально-этический и духовный кризис в среде гражданского населения, силовых и управляющих структурах (что отмечается самими западными социологами);

- опасные тренды глобального экологического кризиса и изменений климата, с последствиями взаимовлияния на ноосферу и общественное сознание социума;

- периодические политические, экономические, финансово-кредитные и биржевые кризисы, когда международная олигархия проявляет заботу только о сохранении своих капиталов и господствующего положения, а не о сглаживании последствий кризиса, уровне и качестве жизни населения, решении гуманитарных и экологических проблем, целей и задач политических элит и управляющих государственных структур.

Печален тот факт, что часть представителей российской элиты,  общественных, политических, управленческих структур и СМИ исповедовала целиком или в виде суррогатов идентичные нормы по отношению к собственной стране, своим гражданам (таких примеров достаточно в нашем недавнем прошлом, среди них: уклонение  от налогов, коррупция, правовой и гражданский нигилизм, вывоз капиталов и офшоризация, вывоз технологий, человеческого капитала и трудовых ресурсов, криминализация экономики, культивирование таких социальных явлений, как: штрейкбрехерство ( за счет экспорта дешевой рабочей силы), непомерной величины разрыва между оплатой труда, ведущее к расслоению общества, превалирование вывоза капитала над вывозом товаров, исповедование искаженных экономических взглядов и моды на вложение капиталов в недвижимость за рубежом, что приводит к омертвлению оборотных средств и перетоку отечественных финансовых ресурсов и т.д.  К месту  отметим, что в самих США и  странах Европы, такая модель поведения по отношению к своему государству и гражданам, отнюдь не приветствуется). Иными словами, в политической, социально-экономической культуре многих стран Запада и бывшего СССР можно отметить появление нового феномена, - субкультуры, - проявляющейся (на фоне показанных выше   элементов деградации и падения компетенций) в  виде отстраненного отношения ее представителей к сообществу своих бывших и настоящих граждан, отделению их от гражданского общества и государства, при общей тенденции к твердому намерению управлять последними, но уже на началах и с позиций международных надгосударственных сообществ, исповедующих вышеуказанные принципы. Особенно ярко феномен подобной субкультуры и ее политических пристрастий проявился в 2014-2015 г.г. в Украине, в период последнего обострения ее кризисного положения последних лет.    

Чем же обусловлено такое положение вещей?

Целые страны, их блоки, в том числе и США давно уже стали инструментом и механизмом извлечения прибыли для транснациональных компаний, которые опосредовано, а часто и беззастенчиво, управляют ими в своих интересах через лиц принимающих решения, своих протеже и ставленников (что не скрывается и в западной печати). Таких примеров множество. В зависимости находятся также и политические круги стран ЕС.

Успехи российской экономики и внешнеполитического курса (БРИКС, ЕАЭС, Таможенный Союз) стали камнем преткновения для части представителей международной олигархии в последние годы. В качестве примера может служить целый ряд неоптимальных и нерациональных решений для экономик западных стран, - в связи с санкциями против России на фоне украинского кризиса, - которые ведут целый ряд европейских стран к экономическому и политическому фиаско (вспомним демарши групп и отдельных стран ЕС против санкций, вплоть до предложений о выходе из ЕС, связанных с экономическими проблемами, возникшими в связи с «пакетной дипломатией» со стороны США).

Что же получается? Украинский кризис ясным образом проявил и в явном виде показал, что в управлении большинством государств Европы участвуют далеко не элиты, а тем паче граждане, этих стран.

Такое положение вещей, как нам кажется, должно несколько задеть самолюбие европейцев, как европейских элит, так и общественности и объединений граждан этих стран. Где же  гордость наших западных соседей по Европе? Нашли же в себе силы элиты ряда европейских стран при поддержке своего гражданского общества, предприняв попытки думать и решать судьбу своих народов самостоятельно. Какие же оптимальные и рациональные решения и реальные предложения выдвинет правящая элита европейских стран?

Тем не менее, опыт международных отношений показывает, что действенные результаты в сложившейся ситуации могли бы дать такие международные форумы, как Гражданская Восьмерка (Civil 8), проходившая в рамках SUMMIT2006(G8), - это международная площадка для обсуждения актуальных проблем современного мира сквозь призму интересов и нужд гражданского общества. Благодаря диалогу, выстраиваемому между представителями гражданского общества и официальными лицами стран «Группы Восьми» вырабатывались предложения по ключевым вопросам, волнующим гражданское общество на основе принципов прозрачности, преемственности и открытости.

Такие инициативы как Гражданская Двадцатка (G20), другие общественно-гражданские форумы, также направлены на развитие народной дипломатии. Нам видится, что и здесь Российская Федерация могла бы выступить инициатором таких переговоров и встреч представителей широких слоев населения с целью локализации конфликта в Восточной Европе, поиска компромиссов и разрешения накопившихся противоречий. Ни для кого не секрет, что идеи и инициативы по организации Гражданской Восьмерки исходили в большей мере от представителей РФ и были поддержаны общественно-гражданскими силами остальных стран-участниц. Нам видятся в этом плане вполне реальные и открытые возможности по воссозданию диалога представителей прогрессивных сил стран G8/G7, ЕС и G20, в частности по вопросам перспектив мирового устойчивого развития и преодоления экономических и политических кризисов с выработкой последующих рекомендаций для правительств стран-участниц, на основе их действующих конституций. 

Послесловие:

Буквально на днях гражданское общество, люди интересующиеся проблемами, показанными в настоящей статье, познакомились со вторым казанским изданием 2015 года, - сборником статей «Кризис в России преодолим!», авторы: Панарин В.С., Оболенский А.М., Савухин Н.С.

В книге в доступной форме показаны причины мирового и российского кризисов, их периодичность и закономерности. Некоторые выдержки из статьи «Мировой кризис и российская доля» в достаточной мере высвечивают доводы, приведенные в этой статье:

• «…С приходом очередного кризиса приходят и вопросы о закономерности его появления. Какие международные или внутренние политические события являются причиной кризисов, о каких тенденциях мировые кризисы говорят, и чему призваны предшествовать. Борьба за власть внутри стран и борьба за обладание мировыми ресурсами сырья, энергии, чистой воды на международной арене – постоянная, из века в век, одна и та же причина чередой идущих мировых кризисов. Периодичность кризисов, их характеристики, длинные и короткие циклы, эти темы преобладают в теориях ученых экономистов Западной Европы и США. В человеческой истории о разрушительном воздействии войн на судьбы людей в результате возникновения политических и экономических кризисов написаны горы книг; во много крат большие, чем о жертвах цунами. История кризисов вшита в историю человечества со времен фараонов и до наших дней белыми нитками, часто окрашенными кровью. Что несет нынешний кризис – очередной передел сфер влияния с игрой военно-ракетными мускулам, или что-то непривычное, положительное?...».

• В разделе «Кредитно-финансовая система как инструмент разорения страны» приведены следующие примечательные слова известного финансового магната М.Ротшильда: «Дайте мне управлять деньгами страны и мне нет дела, кто создает ее законы».

Сборник может быть также полезным преподавателям и учащимся профильных вузов.

Нелишне здесь затронуть и книгу Джона Перкинса «Исповедь экономического убийцы», которая сразу же попала в десятку национальных бестселлеров США, тем самым, подтвердив востребованность темы. Характерно, что она появилась в то время, когда американское общество переживает кризис трансформации самосознания. По-видимому, в самих США, окончательно отходит в прошлое хрестоматийные мотивационные стереотипы американских идеалов конца XIX – начала XX века. Одинокая сверхдержава не может быть ничем иным, кроме империи, - со всеми вытекающими отсюда последствиями.

За плечами и на совести автора — специальные операции по проведению масштабных экономических преобразований в Индонезии, Панаме, Эквадоре, Колумбии, Саудовской Аравии, Иране и других странах, которые США провозгласили зонами своих жизненных интересов. Джон Перкинс рассказывает о том, как он помогал воплотить секретную схему, направившую миллиарды нефтедолларов Саудовской Аравии в экономику Соединенных Штатов. Это способствовало еще большему укреплению личных отношений между традиционалистской саудовской монархией и целым рядом американских высокопоставленных чиновников.

Действительно ли автор не побоялся раскрыть тайну едва ли не главного оружия корпоратократии или эта книга – зловещий сигнал, приказ молчать и бояться всем тем, кто самонадеянно относит себя к «независимо мыслящей элите» и считает, что может принимать участие в самостоятельном определении путей развития своей страны.

В предисловии к книге Джон Перкинс откровенно пишет:

«...Экономические убийцы (ЭУ) – это высокооплачиваемые профессионалы, которые выманивают у разных государств по всему миру триллионы долларов. Деньги, полученные этими странами от Всемирного банк,. Агентства США по международному развитию (USAID) и других оказывающих «помощь» зарубежных организаций, они перекачивают в сейфы крупнейших корпораций и карманы нескольких богатейших семей, контролирующих мировые природные ресурсы. Они используют такие средства, как мошеннические манипуляции с финансовой отчетностью, подтасовка при выборах, взятки, вымогательства, секс и убийства. Они играют в старую как мир игру, приобретающую угрожающие размеры сейчас, во времена глобализации. Я занаю о чем я говорю. Я сам был ЭУ...».

Российский читатель наверняка с большим интересом заглянет на кухню, где высокооплачиваемые экономические советники готовят рекомендации, следование которым заставит течь повседневную жизнь простых граждан страны именно так, а не иначе. Реформы реализуются именно так, как их прописали, вне зависимости от волеизъявления населения или даже смены правительства. С подкупающей прямотой Перкинс повествует о механизме научного эконометрического обоснования дутых показателей роста, с помощью которых одариваемых попросту обводят вокруг пальца.

Автор знает, о чем говорит. Джон Перкинс — высокопоставленный экономический советник, работавший при правительствах многих стран мира, талантливый экономист (несмотря на ироничную самокритику, содержащуюся в книге, его исследования действительно внесли определенный вклад в теорию эконометрики). Работа «киллера от экономики» заключалась в проведении в жизнь политики, защищавшей интересы американской корпоратократии (союза правительства, банков и корпораций) под видом борьбы с экономической отсталостью.

«…В любом случае – это увлекательный и откровенный рассказ о том, как устроен современный мир, что вращает колеса глобализации и почему где-то все время сияет солнце, а где-то вечная непогода», - так подытожил свою оценку книги Джона Перкинса  Л.Л.Фитуна, д.э.н., проф., лауреат премии «Лучшие экономисты РАН», руководитель Центра глобальных стратегических исследований ИАФ РАН.

Последние инициативы стран БРИКС демонстрируют желание руководства этих стран независимо от внешних обстоятельств двигаться в направлении устойчивого развития территорий, экономик и населения.

Так, например, в этеквинской декларации (по итогам пятого саммита БРИКС) от 27 марта 2013 года были намечены новые области сотрудничества для изучения:

- форум БРИКС по вопросам публичной дипломатии;

- диалог стран БРИКС по вопросам молодежной политики;

- туризм;

- энергетика;

-  спорт и проведение крупных спортивных мероприятий и другие.

В заявлении для прессы Президент РФ В.В.Путин по итогам саммита БРИКС 27 марта 2013 г. в Дурбане (ЮАР) отметил:

«…Страны БРИКС понимают свою роль и ответственность как лидеров глобального роста: на наши страны приходится более 27 процентов мирового валового продукта, или 15,4 триллиона долларов.

Россия выступила с инициативой разработать «Стратегию долгосрочного экономического сотрудничества», которая учитывала бы национальные планы развития и способствовала бы укреплению роста экономик всех стран «пятерки».

Особое внимание на саммите уделено расширению деловых связей. Ждем инициативной, содержательной работы от делового сообщества после создания Делового совета БРИКС.

Символично, что во всех наших странах делается акцент не только на темпах, но и на качестве экономического роста. Это подразумевает, в том числе, переход к самым взыскательным, самым передовым экологическим, природоохранным стандартам.

В этой связи отмечу подписание Многостороннего соглашения о финансировании совместных проектов в сфере «зеленой экономики», включая внедрение энергосберегающих технологий и вторичную переработку сырья…» /БРИКС-2015: Сб.статей. – М.Ленанд.2014/.

 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции