ПЯТЬ ДНЕЙ НАСТОЯЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ПРАЗДНИКА

Совершенно неожиданно наш оркестр попал в поле зрения Рене Мартена — организатора и основателя музыкального фестиваля «Безумный день», который проводится во французском городе Нант с 1995 года. Я думаю, это случилось во многом благодаря нашим нарастающим связям на Западе и нашим телевизионным активам на канале Mezzo: о нас стали говорить, появился интерес, который реализовался в конкретном проекте, мы получили приглашение от человека, который придумал потрясающий музыкальный праздник в своем родном городе. В 2016 году симфонический оркестр Татарстана поедет в Нант — очень красивый и сравнительно небольшой город на севере Франции, город Жюля Верна и Луи де Фюнеса.

 Александр Сладковский

В этом году я сам принимал участие в фестивале. Меня пригласили дирижировать польским оркестром Sinfonia Varsovia, и я имел возможность на собственном опыте прочувствовать, что же такое «Безумный день». Идея заключается в том, что музыка как искусство становится абсолютно доступной для всех слоев населения и уровней восприятия. На концерты приходят дети и люди преклонного возраста; искушенные ценители классической музыки и те, кто пока еще не очень хорошо понимает ее, но, посещая мероприятия фестиваля, приучается к сложной симфонической культуре. В течение одного действительно безумного дня (впрочем, это, скорее, фигура речи — 20 лет назад дней было три, а теперь фестиваль проходит в течение пяти дней) толпы людей ходят из зала в зал, и в каждом для них играет новый оркестр с уникальной программой. В празднике, а это действительно большой музыкальный праздник, задействованы самые разные коллективы, начиная от маленьких детских ансамблей, заканчивая всемирно известными оркестрами, которые сегодня являются флагманами музыкального симфонического искусства. Каждый концерт длится буквально 45 минут. Представьте, что вы попали в культурный центр, в котором несколько залов, люди фланируют из одного в другой, и перед каждым входом — огромная очередь. Все билеты на фестиваль продаются без указания места, поэтому чем раньше ты попадаешь внутрь, тем более удачное положение относительно сцены сможешь занять.

Билеты недорогие, но объем продаж невероятный — в этом году на пять дней было продано 150 тыс. билетов. Это хорошая прибыль, мощная, хотя окупить ею фестиваль вряд ли получится: в Нант приглашают лучших музыкантов со всего мира, поэтому расходы там более чем солидные. Генеральным спонсором последнего «Безумного дня» был BMW, мероприятие традиционно поддерживают частные компании и государство, это очень объемный многосторонний проект с точки зрения экономики. Франция — одна из самых ярких просветительских стран, в которой люди очень озабочены своим образованием, культурным уровнем, поэтому популярность «Безумного дня» зашкаливает, и для спонсоров участие в нем тоже очень престижно.

 

Постепенно Мартену удалось распространить сферу влияния своего детища, и теперь «Безумный день» проходит в Японии, Китае, Бразилии, Испании... На всех фестивалях нет ни одного случайного музыканта или оркестра, выступают люди, которые имеют очень устойчивую надежную музыкантскую репутацию — это главный критерий для приглашения. Это форум, который объединяет тех, для кого музыка без преувеличения составляет смысл жизни. В прошлом году по приглашению Мартена мы с татарстанским оркестром были задействованы в «Безумном дне» в Токио. Нагрузка на музыкантов гигантская: в течение дня оркестр дает три-четыре концерта, а в перерывах и после концертов проходят еще и репетиции. Это настоящий марафон, который пробуждает самые глубинные мобилизационные силы музыкантов: в какой-то момент открывается второе дыхание, без него никак. Когда в этом году я выступал с Sinfonia Varsovia, я ощутил это особенно ярко: после четырех концертов и трех репетиций в 22:00 мы должны были собраться на четвертую репетицию, усталые музыканты в совершенно обмякшем состоянии ждали меня, но начало все равно сдвинулось из-за временных накладок. Причем это был единственный прогон ми-мажорного концерта Баха со скрипачом Сержем Циммерманом — на следующий день нас показывали в live-интернет эфире канала Arte на весь мир. Ответственность колоссальная.

 

БРЕНД TATARSTAN NATIONAL SYMPHONY ORCHESTRA И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОСТЬ НАСТОЯЩЕГО ИСКУССТВА

Наш оркестр сейчас продвигает себя и бренд Tatarstan symphony на мировом уровне. Любому музыкальному коллективу очень непросто завоевывать какие-то серьезные залы, не имея имени, поэтому мы постепенно, шаг за шагом, осуществляем свои стратегические завоевательные планы, и пока что я очень удовлетворен ходом этого движения. «Ступенькой» в достижении цели станет и наша поездка в Нант в 2016 году. Каждый год Мартен придумывает тему на весь фестиваль, в 2015 она звучала как Passion («Страсть»), в 2016 это будет «Природа». Список произведений сейчас утверждается, думаем над тем, чтобы играть Пасторальную, Волжскую, Рейнскую симфонии, какие-то современные произведения. О составе оркестра можно будет подробнее говорить, когда будет утверждена программа: если мы будем играть «Весну Священную» Стравинского, там заняты 110 человек, и мы поедем полным составом; если будут отобраны какие-то другие произведения, которые не требуют такого огромного оркестра, поедет меньше народу. Я надеюсь, что поедут все, 110 человек — это так называемый четверной состав, который нужен для исполнения Малера, Шостаковича, Прокофьева и Стравинского.

 

Разумеется, никто не ждет от нас, что мы будем играть музыку исключительно русских или татарских композиторов. Музыкальное искусство не имеет национальной принадлежности, я давно пытаюсь донести эту мысль до своих слушателей. Музыка может иметь национальный колорит, но ее популярность в мире все равно определяется исключительно тем, насколько талантливо она написана. В Англии, Германии, России и Франции есть очень плохая музыка, а есть та, которая написана просто потрясающе. Как вы думаете, почему чаще всех других композиторов в мире звучит Чайковский? Потому что он был абсолютным гением, который смог при жизни построить себе памятник! Ему в спину дышит Рахманинов. На фестивале у нас нет цели показать успехи той или иной композиторской школы, но есть цель показать искусство в чистом виде, а настоящее искусство, повторюсь, не имеет национальных границ. Не знаю, хорошо это или плохо, но это объективная реальность: варшавский оркестр, который играет норвежскую музыку (Грига) под руководством русского дирижера, а за роялем — русский пианист. Или пример с «Безумного дня» в Токио: играем Брамса, за роялем — молодой японец, оркестр из Татарстана и я за пультом.

Идея настоящего искусства в том, чтобы не разобщать людей, а объединять их. Музыка — тот самый язык, который не требует перевода, и когда наступают тяжелые времена, именно музыканты становятся послами своих стран, проводниками настоящих гуманистических идей. И то, что Мартен делает фестиваль не только в Нанте, это лишний раз подтверждает.

 

ВОЗМОЖЕН ЛИ «БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ» В ТАТАРСТАНЕ?

Рене Мартен делает попытки привезти фестиваль и в Россию — насколько я знаю, в этом году «Безумный день» должен пройти в Екатеринбурге. Однако технически сейчас это очень сложно, у нас в стране не самое благоприятное время для подобных проектов с чисто экономической точки зрения. Конечно, мне бы хотелось перехватить инициативу и провести «Безумный день» в Казани, однако я понимаю, что это, скорее всего, будет непросто в нынешних условиях. Во-первых, у нас пока нет нужного количества залов: у Оперного театра высокая занятость, есть наш большой зал, который на деле не такой уж большой (всего 700 мест), у нас же есть камерный зал, но, к сожалению, в них невозможно давать концерты параллельно. Вторая причина — в городе будет сложно продать достаточное количество билетов на классический концерт, чтобы хотя бы частично окупить приезд иностранных оркестров.

Поэтому я считаю, что нашему оркестру сейчас нужно в первую очередь разогреть свои мощности, которые у нас, несомненно, есть, но пока еще работают не в полную силу. Мы можем и должны поддерживать и последовательно развивать инфраструктуру, которой обладаем, а обладаем мы, к слову, очень большим ресурсом, просто пока наша работа не вызывает такого широкого отклика, как спорт или попса. Чтобы сделать классическую музыку здесь такой же популярной, как во Франции, нам надо потрудиться еще как минимум лет 50, причем последовательно, без многолетних перерывов, которые были в новейшей истории нашего оркестра. Но я верю, что нужно работать с тем, что есть, и это обязательно принесет результаты.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции