Тема общественных слушаний: «Демографические преобразования в современной России, активация социальной защиты семьи и детства, взаимодействие добровольцев и детей-сирот в трудной жизненной ситуации».

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ?

Мы говорили о проблемах профилактики сиротства, социальной адаптации выпускников детских социальных учреждений, поддержке кровных семей, материальной помощи многодетным семьям, стимулированию усыновления, привлечению волонтеров в помощь неблагополучным кровным семьям, а также усыновителям.

Как председатель регионального отделения «Матери России» в Республике Татарстан я выступила с докладом "Законодательство в области семейной политики» с анализом семейного законодательства, в частности, Концепции семейной политики на период до 2025 года, Закона о социальном обслуживании населения. Также я подняла вопрос о необходимости законодательно признать правоспособность семьи как особого института и социальной общности.

Предлагаю вам посмотреть полную видеозапись слушаний,



опубликованную на сайте интернет-телевидения Общественной палаты РФ:https://www.oprf.ru/press/conference/1447

(начало слушаний: 1:40; мое выступление: 3:22:29 — 3:33:33)

На встрече присутствовали:

— Адвокат Михаил Баршевский, отец 2 усыновленных детей,

— Банкир Роман Авдеев (отец 4 кровных детей и 19 усыновленных детей) и его Благотворительный Фонд «Арифметика добра»,

— Общественное движение «Мы — дети России»,

— Благотворительный фонд «Виктория»,

— писательница и мама-усыновитель Диана Машкова,

— выпускники сиротских учреждений,

— представители ГД ФС РФ, органов исполнительной власти, Министерства образования и науки,

— Синодальный отдел по благотворительности и милосердию РПЦ

По итогам слушаний была принята следующая резолюция:

«Российская современная общественность значительно озабочена и активно обсуждает программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части проведения бесплатной медицинской услуги по прерыванию беременности (аборта). В связи с замедлением роста российской экономики и дефицита госбюджета налогоплательщики настроены на пересмотр статей расхода Министерства здравоохранения РФ в вопросе перераспределения части средств Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на более значимые для программы перспективных демографических преобразования категории. Например, на поддержку социально уязвимых слоев населения в виде поддержки центров материнства и детства, содействия в становлении приемных семей, оказание помощи многодетным семьям, стимулирования методов отечественного усыновления, финансирования центров «кризисной беременности» и многое другое.

Общественное мнение требует оценки долгосрочного и среднесрочного характера демографических преобразований и анализа рисков перед социально незащищенными категориями российских граждан, а это вызывает необходимость выработки глубокого анализа ситуации и формирования более эффективных решений с помощью комплексных программ перераспределения бюджета.

На общественных слушаниях 23 декабря 2014г. в Общественной Палате представители Федеральных н муниципальных органов исполнительной власти, Министерства здравоохранения РФ, общественных объединений, религиозных организаций, других институтов гражданского общества имеют реальную возможность разработать рекомендации для будущего проекта и ответить на актуальный вопрос современного российского общества о нормах Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в целях повышения эффективности профилактики абортов (искусственного прерывания беременности) и ряде других законов о социальной защите детей.

Социальная сфера в российской экономике одна из самых остро реагирующих на любые изменения политических и макроэкономических изменений. Ощущение защищенности и уверенности в стабильном будущем для российских граждан лежит в сфере стабильной социальной политики, и ее исследование занимает ключевую роль в формирование будущей модели и стратегии развития всего государства. Соответственно, понимание органами исполнительной и законодательной власти ожиданий населения с корреляцией последующих действий и выявление перспективных мер со стороны Правительства РФ является необходимым для укрепления стабильности в российском обществе. Видится целесообразным проведение общественных слушаний на регулярной основе на предмет удовлетворенности населения и формирования рекомендаций для рассмотрения будущих законопроектов социальной сферы. На общественных слушаниях сегодня важно обсудить самые актуальные законопроекты, например, о внесении изменений в статьи ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (о единовременной выплате из средств материнского (семейного) капитала), ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», ФЗ « Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Существует постоянная необходимость в оперативном инструменте мониторинга социальных настроений граждан:

— мониторинга ожиданий сокращения социальной поддержки со стороны государства в период кризиса и соответствующие действия граждан,

— мониторинга степени удовлетворенности качеством предоставления социальных услуг,

— выявления необходимых мер по стабилизации общественных ожиданий и действий в период нестабильности развития российской экономики.

Мы уверены, что Общественная Палата, может стать действенным механизмом консолидации мнений всех составляющих частей российского общества, органов власти и церкви.

В настоящее время механизмы независимой оценки качества предоставляемых социальных услуг в виде стимулирования отечественного усыновления и профилактики работы с «отказниками» не регламентированы, но при этом российское общество требует полной транспарентности и эффективности этого процесса. Нам видится правильным провести комплекс исследований по эффективности работы органов опеки и попечительства в части проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденных постановлением Правительства РФ. В целях профилактики методов отечественного усыновления и сокращения детей-сирот в социальных учреждениях необходимо выработать рекомендации органам опеки и попечительства по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания детей, а также разработать стандарт сопровождения замещающих семей.

Мы выделяем важным вопросом улучшения социальных настроений в Российской Федерации развитие добровольчества и благотворительной сферы, участие волонтеров в развитии своих компетенций в сфере деятельности, направленной на различные формы помощи гражданам, находящимся в сложной жизненной ситуации. Повышение уровня заинтересованности добровольчества и волонтерства в решении государственных социальных задач — важный индикатор «здоровья» российского общества. Необходимо активировать степень вовлеченности молодежи и подростков в организацию совместной деятельности с органами государственной власти в решении стратегических и текущих задач благотворительного сектора. В настоящее время эта сфера находится в латентной стадии развития. Пытаясь повысить эффективность использования добровольчества и волонтерства в России, мы обязаны разработать формы и методы проведения воспитательных и обучающих программ и мероприятий по работе с социальной сферой российской экономики. Рекомендации будет полезны как непосредственно организаторам добровольческой деятельности в социальных учреждениях, например для детей, оставшихся без попечения родителей, так и тех, кто создает эффективные условия для такой работы — административного персонала и специалистов госучреждений, представителей местных властей и институтов гражданского общества.

Итоговым решением общественных слушаний 23 декабря 2014 действенного механизма контроля за расходами бюджета федеральных органов власти, внедрению отдельных инструментов открытости, формирование рабочих заседаний с привлечением референтных групп и экспертов. На компромисс в вопросе включения принципа открытости государства и подготовки законодательных инициатив в сфере защиты прав ребенка на жизнь, а также создания необходимых организационных основ для федеральных органов исполнительной власти (Министерства образования и науки РФ и др.), их структурных подразделений, территориальных органов в выработке нормативно-правовых актов о профилактике беспризорности и безнадзорности, стимулированию методов отечественного усыновления, поддержке кровной семьи и оказание содействия приемным семьям. Общим мнением слушаний также является необходимость привлекать волонтеров для решения важных социальных задач путем размещения информации о социальной деятельности органов исполнительной власти в сети интернет, в других информационно-телекоммуникационных сетях, а также создавать отдельные информационные системы (бак необходимости привлечения волонтерских организаций и других институтов гражданского общества.»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции