Уже больше трёх месяцев прошло с момента введения запрета на ввоз молочной продукции из Австралии, США, Канады и стран Европы. Это пока слишком маленький срок, чтобы делать какие-либо выводы, но уже достаточный, чтобы понять, что эмбарго – это, по меньшей мере, не смертельно.
За это время опубликованы десятки, если не сотни, негативных прогнозов развития отраслей, сопряжённых с товарами, запрещёнными к ввозу постановлением Правительства РФ. Непонятно одно, как можно говорить о негативных тенденциях для производителя, если конкурентов становится меньше и освобождаются целые ниши на рынках молочной продукции, которые имеют все предпосылки для заполнения их товарами отечественного производства. Сами же производители, в большинстве своём, не слушая экспертов, на сложившуюся ситуацию смотрят с неугасаемым оптимизмом и видят в ней ничто иное, как импульс для развития.
Вот так ещё в августе комментировал ситуацию Александр Поляк: «Ситуация, которая сложилась на сегодняшний момент, когда доллар дорожает и запрещают импорт, как ни странно поможет российской промышленности. Можно провести аналогию с 1998 г., когда произошёл резкий обвал курса, что подтолкнуло вперёд российскую промышленность. Я думаю, сейчас мы можем ожидать подобного эффекта. Запрет на импорт, безусловно, приведёт к повышению цен, но для промышленности эффект будет положительный.» - это, по мнению члена правления Молочного союза России (РСПМО), в последствии стабилизирует ситуацию и на розничном рынке. Саморегуляция сделает своё дело.
Пугают аналитики и ростом цен для конечного потребителя молочной продукции. Но и здесь их прогнозы не сбываются, потому что сверхъестественных повышений нет и, вероятно, уже не будет. А это, безусловно, хороший знак – экономика отреагировала адекватно и данный сектор оказался стабильнее, чем думали многие.
«Основным элементом в себестоимости всей линейки молочной продукции – до 80% для продуктов традиционного ассортимента является стоимость сырого молока.» - рассказывает “The DairyNews” Андрей Даниленко, председатель правления «СОЮЗМОЛОКО». Поэтому уместно обратиться к мнениям не только теоретиков, но и непосредственных участников бизнес-цепочки – фермерам, производителям, дистрибьюторам и ритейлерам.
МОЛОЧНЫЕ РЕКИ И СЫРНЫЕ БЕРЕГА.
Очередной заряд актуальности тема приобретает в связи с отказом от украинских поставщиков сыра, благодаря непосредственному участию Ростпотребнадзора, запретившего ввоз данного продукта 13 октября 2014 года. Ссылался контролирующий орган на обнаружение в образцах сыра несоответствий требованиям к содержанию растительных белков и жиров. А также кишечной палочки и стафилококка. Такой, безусловно, позитивный для населения фактор с точки зрения безопасности, тем не менее, вызывает резонный вопрос об импортозамещении. Всего, по данным Федеральной таможенной службы, в 2013 году РФ импортировала 438,5 тысяч тонн сыров и творога на сумму 2,17 миллиарда долларов. Из них из Украины — 50 тысяч тонн на 315,2 миллиона долларов. Крупнейшими поставщиками данной продукции являлись Белоруссия (109 тысяч тонн), Германия (40,2 тысячи), Нидерланды (57,6 тысячи). Теперь вопрос удовлетворения потребительского спроса ложится на плечи Белоруссии, стран БРИК и, главным образом, России. Готовы ли оказались местные производители к такому повороту событий в августе и получившему дополнительное развитие сейчас?
Вот что думает о судьбоносном решении властей Тарас Кожанов, руководитель крупнейшей в России козьей фермы, находящейся в Республике Татарстан:
«Ещё три месяца назад мы восприняли новость с воодушевлением. Были и некоторые опасения, по поводу ответа на эмбарго в виде запрета Европейским производителям продавать доильное оборудование, трактора и закваски в Россию. Но они себя не оправдали. Поэтому сейчас мы с уверенностью осваиваем освободившиеся ниши отечественного рынка.
Ритейлеры, дистрибьюторы и даже рестораторы, наконец, направили свои взоры в сторону нашего производителя. И благодаря им устанавливается курс на насыщение собственной экономики, а не чужой. Да и конечный потребитель теперь сможет чувствовать себя в большей безопасности, потому что контролировать все этапы от производства до продажи проще внутри страны, а не на границе проверять уже готовый продукт или полуфабрикат. Там ведь за всем и не уследишь. А в качестве собственной продукции, в том числе, качестве молока с фермы «Лукоз Саба» и, следовательно, производимых из него продуктов мы уверены полностью и уверенность эту можем подтвердить приверженностью своих клиентов.
Конечно, в нашей непростой задаче по выведению в свет пока не особенно популярных продуктов из козьего молока, эмбарго сыграет не последнюю роль и поспособствует реализации наших планов.
Результат уже есть. Переработчики, конечно, не выстраиваются в очереди к отечественным фермерам, но теперь намного активнее ищут поставщиков сырья в пределах страны в связи с планируемым расширением производства. Поэтому и фермеры оптимистично смотрят в будущее. Уже к концу 2014 года и мы, вполне оправдано, ожидаем прирост поголовья около 30%. Примерно такой же прирост мы хотим увидеть и в 2015 году, чтобы удовлетворить запросы производителей.
Резюмируя, можно сказать, что мы эмбарго, всё-таки, рады. И благодарим за такое решение наши власти.»
ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ. РЕШАЕМ ВМЕСТЕ.
Как и в любой другой отрасли, в сельском хозяйстве, на жизни которого в наибольшей степени скажется правительственный запрет, есть свои проблемы. Эти проблемы есть и в такой специфической сфере как молочное козоводство. По неизвестным причинам коза у нас в стране не считается молочным животным и в связи с этим есть ряд законодательных недочётов, которые мешают бурному развитию козоводства в Татарстане и других субъектах РФ.
В то же время, не может не радовать тот факт, что эту тему затрагивали и на главном аграрном форуме страны «Золотая осень – 2014». Дмитрий Анатольевич Медведев, открывая форум выступил со следующими заверениями: «Введённые ограничительные меры всем известны. Хотя и были вынуждены, но тем не менее, фактически дали преференции для развития наших аграрных компаний. И хотел бы вас всех заверить, что курс на импортозамещение – это не сиюминутный порыв, а чёткая стратегическая позиция государства.»
Владимир Тарасович Кожанов, руководитель Департамента молочного козоводства, пользуясь случаем, и особым вниманием высших чиновников сферы сельского хозяйства и непосредственно премьер-министра Российской Федерации задал ему неожиданный, но важнейший для козоводов вопрос: «Когда продукция из козьего молока и козье молоко будет считаться молочным животноводством?». Удивившись реальному состоянию дел, так сказать, «на селе», Дмитрий Анатольевич дал поручение министру сельского хозяйства Российской Федерации Фёдорову Николай Васильевич «подумать об этом».
В целом, аналитиками прогноз молочному животноводству, в том числе молочному козоводству даётся положительный, хотя и остаётся ряд бюрократических проблем. Но, учитывая повышенное внимание власти к сельскому хозяйству и понимание его роли в продовольственной безопасности, которую невозможно переоценить, это становится задачами первого приоритета.
ВОПРОС ВРЕМЕНИ.
Остаётся нерешённым лишь вопрос общественного мнения. Отечественный производитель и его продукции недооценена потребителем. На сегодняшний день неоправданное доверие вызывают у ритейлеров и дистрибьюторов именно зарубежные товары, но при этом по цене, полезности и даже качеству они, зачастую, объективно проигрывают нашим. Хотя многие продавцы розничного сегмента заявляют о готовности «номер один» для перехода на российского производителя, их останавливает лишь стоимость продуктов. Стоимость, по мнению экспертов, складывается не в пользу развития отрасли, в первую очередь, из-за чрезмерной налоговой нагрузки.
«По-нашему мнению, впервые, за долгие годы, страна получила шанс посмотреть внутрь себя. Обратить внимание на небольшие фермерские хозяйства, создающие натуральный продукт и сделать акцент именно на их развитии. Подстегнуть инвестициями слаборазвитые производственные отрасли. Ведь проблема дефицита не в отсутствии достойной альтернативы, а в нашем отношении к ситуации. В России достаточно производств, ориентированных на выпуск качественной продукции. И не только в сфере продовольствия. Надо лишь перестать воспринимать импортные товары как эталон качества. А еще нужно немного времени…» - считает заместитель директора по продажам ЗАО «Сернурский сырзавод» Константин Глаженков.
ПОДЫТОГ.
Рынок не пострадал от дефицита, несмотря на его яркую выраженность, отразившуюся на стремительно пустеющих полках магазинов. Впрочем, пустота эта также стремительно заполнилась, как и образовалась.
Сегодня уже можно говорить, что оптимизм и энтузиазм отечественного производителя оправдан, как минимум освобождающимися нишами и сегментами на потребительском рынке сельхозпродукции в стране. Остаётся только осмысленно работать
КОЖАНОВ Тарас
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.