ПОЗИЦИЯ СТАРШЕГО БРАТА НИКОМУ НЕ ПРИНОСИЛА ПОЛЬЗЫ

Сторона моя родимая,
Велики твои страданья,
Но есть мощь неодолимая,
И мы полны упованья:

Не сгубят указы царские
Руси силы молодецкие,
Ни помещики татарские,
Ни чиновники немецкие!

Не пойдет волной обратною
Волга-матушка раздольная,
И стезею благодатною
Русь вперед помчится вольная!

Николай Огарев, 1858

Николай Бердяев в своих предсказаниях будущего России ошибался по ряду пунктов. Он явно преувеличил значение «славянской расы» на европейской карте. В реальности вместо славянской солидарности возник великий раздор, вместо гегемонии славян — откат на задворки Европы. Отношения России с Польшей были предсказуемы, но вряд ли кто-нибудь ожидал такой результат, какой случился с Россией и Украиной. Как можно было после столетий совместного проживания, слияния языков и культур, собственными руками породить новую нацию на радость «натовским стратегам»?! Позиция старшего брата никому не приносила пользы — минутное удовольствие от чувства величия «великороссов» обернулось мстительной независимостью «малороссов». Такого разворота событий трудно было предсказать даже год назад, и нельзя этого требовать от Бердяева.

Николай Бердяев
Николай Бердяев

К чести Бердяева, он почувствовал особую миссию страны. Он действительно не угадал основного направления развития страны, но то, что она будет определять характер ХХ века, — здесь он попал в точку. Миссия страны, вопреки взглядам мыслителя, оказалась не панславянской и не христианской, а социалистической.

ПРОЖИВИ ЛЕНИН ЕЩЕ 10 ЛЕТ, МЫ ЖИЛИ БЫ, КАК В ШВЕЦИИ

Сегодня к социализму в России относятся как к явлению случайному, зигзагу истории, будто Владимир Ленин что-то напутал, Иосиф Сталин пытался исправить, а затем наступила череда сплошных ошибок Хрущева-Брежнева-Горбачева. Можем ли мы историю в 70 лет называть ошибочным выбором целого народа? Нужно ли каяться за социалистический выбор? А, может быть, на самом деле Ленин был прав, когда утверждал, что Россия до социализма просто не доросла, а потому нужна была мировая социалистическая революция, которая позволила бы подтянуться стране до уровня европейских держав и таким образом перейти к социализму? Возможно, путь через НЭП и был спасением социалистической идеи в отдельно взятой стране. Ленин был тысячу раз прав, когда требовал отстранения Сталина от власти. Проживи Ленин еще десяток лет, мы оказались бы в стране типа Швеции. Исторический случай завел нас в тупик. Как говорил Черчилль: «Первая трагедия России — рождение Ленина; вторая — его смерть».

Владимир Ленин и Иосиф Сталин
Владимир Ленин и Иосиф Сталин

Сталин вместо НЭПа закрепостил крестьян и провел индустриализацию за счет деревни и рабского труда, вместо демократизации и федерализации ввел культ личности, тем самым он упустил принципиальную возможность строительства подлинного социализма. Ошибочной была не сама идея, а тоталитарные методы ее реализации. Другой путь показала Швеция, ограничивающая разгул рыночной экономики социальной политикой в интересах населения. Кстати, в сентябре шведские социалисты вновь пришли к власти. Страна не собирается отказываться от социалистического пути, хотя бюрократический капитализм ее тоже коснулся. Живучесть идеи социализма не связана с конкретным опытом конкретной страны, она объясняется органическим стремлением человека к равенству и справедливости, которое не остановить разговорами о свободном рынке и демократических прелестях. В этом смысле социалистическая стадия для России была всего лишь «репетицией» перед новой попыткой достичь некоего идеала. Но какого?

ГЛАМУРНЫЕ ДЖЕНТЕЛЬМЕНЫ СЧИТАЮТ,
ЧТО УЧЕНЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЕЧНО ГОЛОДНЫМИ

«Бедная мудрость частенько бывает рабой богатой глупости».

Уильям Шекспир

Ругая или защищая Сталина, мы упускаем один существенный момент для хода истории — дух народа. Пример Германии, дважды проигравшей в мировых войнах, избавившейся от шовинизма и теперь гордо шагающей в семье европейских народов, заставляет задуматься о той стороне дела, которую мы считаем простым философствованием — отношении к идеалам. В условиях примитивного зарабатывания денег, что часто сводится к простому воровству (прежде всего из бюджета), неуплате налогов, обману государства и партнеров, разговор о каких-то абстрактных, уводящих от жизненных интересов идеалах звучит утопически. Но именно там находится хранилище того, что мы называем «национальный дух», причем его носителем оказывается нищая и вечно избиваемая интеллигенция, от которой постоянно требуют «не кукарекать».

Маленькое отступление. Мне в жизни приходилось не раз давать советы, которые спасали целые фирмы или помогали реализовывать достаточно серьезные проекты. Порой сами советы, казалось, не требуют особых усилий. Итог всегда был один — крутой бизнесмен, счастливый от результатов, предлагал мне пообедать в ресторане, а в случае крупного успеха мог раскошелиться на фуршет для группы научных сотрудников. Богатенькие и гламурные джентльмены удачи считают, что ученые, живущие на зарплату, по определению должны быть вечно голодными. Им кажется верхом уважения накормить нищих ученых, завалив стол закусками, и порассуждать на исторические сюжеты. Фантазия большинства бизнесменов не идет дальше жратвы и новых моделей автомобилей. Им невдомек, что именно эта униженная интеллигенция, подрабатывающая в десяти местах, растрачивающая свои силы на постоянные споры друг с другом и обсуждение давно набивших оскомину проблем, и есть носитель национального духа; плохой или хороший — отдельный вопрос, просто другого носителя не существует.

Соловецкие лагеря
Соловецкие лагеря

СТАЛИН ПРОДОЛЖИЛ ДЕЛО ПЕТРА

Было на улице полутемно.
Стукнуло где-то под крышей окно.
Свет промелькнул, занавеска взвилась,
Быстрая тень со стены сорвалась –
Счастлив, кто падает вниз головой:
Мир для него хоть на миг, а иной.

Владислав Ходасевич. 23 декабря 1923, Saarow

Истребление Сталиным интеллигенции — едва ли не самое страшное из его неисчислимого множества злодеяний. Миллионы талантливых, гениальных русских умов оказались в вынужденной эмиграции за «железным занавесом», они обогатили мир великими открытиями в науке и экономике. Оставшуюся «гнилую» интеллигенцию Сталин растоптал публично, кого-то расстреляв или сослав, других отучил от размышлений и приучил к послушанию, он воплотил мечту Игнатия Лойолы, создав иезуитскую систему под видом атеизма. Сталин не просто написал собственное Евангелие под названием «Краткий курс ВКП(б)», он заставил всю интеллигенцию разжевывать ее для народа. Про Петра I Бердяев писал, что «он изнасиловал женственную душу русского народа». Можно к этой цитате добавить: «Сталин продолжил великое дело Петра и организовал групповое насилие над русской душой, завещав свои методы следующим поколениям руководителей страны». Последствия сталинской экзекуции будут еще долго возвращаться к нам в виде далекого эха, т.е. в форме деградации обществознания. Нынешние идеологические потуги — итог этих десятилетий издевательств над учеными: они или подсовывают власти «дохлую кошку» в расчете вырвать пожирнее кусок из бюджета, или же те, кто почестнее, несут благостную чушь, надеясь внедрить ее с помощью административного ресурса.

ПОЧЕМУ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЖЕЛАНИЕ ПЕРЕПИСАТЬ КОНСТИТУЦИЮ?

«Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном,
не то кого-нибудь ободрать».

Михаил Салтыков-Щедрин

Людьми движут интересы, однако по мере возрастания уровня принятия решений на первый план выходят доктрины, а на государственном уровне волей-неволей приходиться определяться со своей идейной позицией. Вот тут и начинаются неприятности. Появляется желание переписать конституцию, поменять международные отношения, перетасовать олигархов. Время от времени всплывает вопрос о национальной идее. В значительной мере именно Бердяев спровоцировал этот вопрос. Он не предлагал готовой формулы по типу послания псковского монаха Филофея к великому князю Василию III: «Блюди и внемли, благочестивый царь, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий [Москва] стоит, а четвертому не быти»; или же по типу триады графа Уварова: «Православие, Самодержавие, Народность». Бердяев пытался понять душу русского народа, из чего бы сама собой вытекала и национальная идея.

Логика рассуждений российских идеологов колеблется между «монархическим капитализмом» и «сталинским социализмом». Поскольку к монархии вернуться не представляется возможным, то пытаются взять из первой позиции «капитализм», а из второй — «сталинизм». Фактически страна просто втянулась в капиталистическую мир-систему со сложившимися правилами игры. Эти правила устанавливают страны-гегемоны, т.е. «семерка». Попадая в эту мир-систему, ты или принимаешь сложившиеся правила игры, или же оказываешься внесистемной оппозицией. Третьего не дано.

Суд над Саддамом Хусейном
Суд над Саддамом Хусейном

Мир становится все более единым, как и предсказывал Бердяев. Вместе с тем в нем усиливается борьба за гегемонию. Место СССР в международных отношениях определялось не столько особенностями общественного строя, сколько наличием самостоятельного рынка с закрытыми границами. Нынешняя Россия вошла в мировой рынок, где доминируют те, кто держит в руках финансовые рычаги. А потому выбор невелик: или ты пытаешься войти в группу элит («семерку»), или живешь на правах изгоя. Можно пытаться создать собственную валютную зону, но для начала нужно укрепить рубль, а это требует сильной, развивающейся экономики. В этом вопросе ракеты с ядерной начинкой не помогут, как и сырьевые запасы. В существующей мир-системе остался (нравится это или нет) один супергегемон — США. Европа пытается создать свою валютную зону, но пока у нее скромные успехи. Экспериментирует Китай, имея мощнейшую экономику, а Россия стоит перед проблемой выплаты пенсий, угрозой роста цен и инфляции, бегства инвестиций. Политика ответных санкций даст выигрыш отдельным регионам и отдельным производителям, готовым к импортозамещению. Страна в целом в любом случае проиграет, ибо в ближайшие годы не сломать доминирующее положение доллара, невозможно создать замкнутый рынок, свободный от влияния мировых гегемонов: США, Европы, Китая. Саддам Хусейнпытался изменить нынешнюю практику международных отношений и стать региональным гегемоном, но за это поплатился не просто жизнью, а благополучием целого народа. Можно США осуждать или пытаться оправдать, но американцы действуют по логике гегемона мир-системы, они не могут действовать иначе — Америкой движет не лидер, не администрация, а мировая капиталистическая система.

РОССИЯ НЕ ЖЕЛАЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ОБЫКНОВЕННЫМ ТРУДОМ

И ты, о Русь! Моя страна родная,
Которую люблю за то, что тут
Знал сердцу светлых несколько минут,
Еще за то, что, вместе изнывая,
С тобою я и плакал, и страдал,
И цепью нас одною рок связал,—
И ты под свод дряхлеющего зданья,
В глуши трудясь, подкапываешь взрыв?
Что скажешь миру ты? Какой призыв?
Не знаю я! Но все твои страданья
И весь твой труд готов делить с тобой,
И верю, что пробьюсь — как наш народ родной
В терпении и с твердостию многой
На новый свет неведомой дорогой!

Николай Огарев. Упование. 1848

Россия непредсказуема и слишком оригинальна. Русская культура отличается открытостью, она многое заимствовала в средние века у тюрков, а в новейшее время у голландцев, французов, немцев. Россия от косоворотки и кокошника отказалась и последовала в фарватере европейской моды, но ей плохо подошла немецко-шведская шинель, навязанная Петром I и Екатериной II. Затем страна оделась в сталинский китель и от него отказалась, в смокинг не влезла. Что еще осталось у нее в гардеробе? Бердяев пишет: «Россия — противоречива, антиномична. Душа России не покрывается никакими доктринами». Страна кидается в крайности, пытаясь реализовать очередную мессианскую идею.

Август 1991-го, Москва
Август 1991-го, Москва

Российское сознание не воспринимает что-либо промежуточное, будничное. Мессианские традиции развратили страну, и она теперь не желает заниматься простыми вещами, обыкновенным трудом, копить богатство, считая каждую копейку, обустраивать территорию, выгребая мусор. Дай ей что-нибудь запредельное, дай возможность удивить мир чем-то необыкновенным, или же ничего и не надо вовсе — ни Востока, ни Запада. «Творчество русского духа также двоится, как и русское историческое бытие... — продолжает Бердяев. — Бездонная глубь и необъятная высь сочетаются с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства, рабством. Бесконечная любовь к людям, поистине Христова любовь, сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью». Эта противоречивость создает ситуацию, когда идейные споры в России не приводят к какому-либо мейнстриму, каждая сторона оказывается правой, находя аргументы для своей особой истины. В результате путь России складывается не благодаря политическим спорам, а просто навязывается сверху, исходя из интересов вершины пирамиды власти.

О люди жалкие, бессильные,
Интеллигенции отброс,
Как ваши речи злы могильные,
Как пуст ваш ноющий вопрос!
Не виновата в том крестьянская
Многострадальная среда,
Что в вас сочится кровь дворянская,
Как перегнившая вода.
Что вы, порывами томимые,
Для жизни слепы и слабы,
Что вы, собой боготворимые,
Для всех пигмеи и рабы.
Как вы смешны с тоской и мукою
И как несносны иногда...
Поменьше грез, рожденных скукою,
Побольше дела и труда! 

Игорь Северянин. Сентябрь 1908.

Продолжение следует.

z=z=z

Читайте также: 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции