ДВОЕ ИЗ ДЕСЯТИ ПОЛУЧИЛИ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
Из десяти претендентов на премию лишь двое удостоены диплома, лауреатской медали и денежной премии в сумме 500 тыс. рублей. Хотя по положению могли дать не двум, а трем деятелям литературы и искусств, одна из премий осталась неприсужденной, несмотря на участие в конкурсе сразу трех музыкантов. Это говорит о том, как жестко и принципиально шел отбор работ и насколько драматично прошло тайное голосование членов комиссии.
Мой оппонент, известный поэт, драматург и прозаик Ркаиль Зайдуллин объявил, что комиссия проявила свою компетентность, признав лауреатами писателя и художника-каллиграфа. То есть, оставив за бортом историка и «ветеринара» Фатиха Сибагатуллина. И двух исполнителей народных песен — Рафаэля Ильясова и Фана Валиахметова. А так же дирижера Александра Сладковского, который совсем недавно появился на татарстанской сцене, но уже немало преуспел. Я думаю, он еще успеет получить все, что хочет.
О ЧЕМ ЖЕ СПОРИЛИ — О ЛИЧНОМ ИЛИ ЛИТЕРАТУРЕ?
Как же Ркаиль Зайдуллин, бичевавший комиссию, вдруг изменил свое мнение только из-за того, историк-ветеринар не стал лауреатом? Разве так важно, кто именно получит награду? Лично я от начала до конца остался нейтральным, могли дать или не дать, было интересно, как поведут себя члены жюри. Чего скрывать, нам всем нужно зрелище, хочется, чтобы кто-то разбил тишину застоя, заявил о своих претензиях. Не каюсь, что тоже поделился своими суждениями.
Повышенный интерес для литературы полезен, особенно сейчас. Ведь нельзя не заметить застой и растерянность национальных литератур и культур перед катком глобализации и граблей рыночной экономики.
После 26 апреля многие стали коситься: как ты мог поддержать такого человека, как Фатих Сибагатуллин: и книга у него плохая, и не сам написал. Бесполезно убеждать, что я поддерживаю не человека и даже не книгу, а свои принципы и видение способов оказания реальной помощи нашему народу, татарской литературе.
Меня критикуют некоторые друзья, даже в семье стало напряженно! Всем подавай бесспорные однозначные истины и белых пушистых героев для продвижения в масс-медиа. Где я их возьму?
Ркаиль Зайдуллин |
КАК ЖУРНАЛИСТЫ «ЗАВЕЛИ» ЗАГЛОХШИЙ МОТОР ЛИТСООБЩЕСТВА
Я люблю наших писателей, знаю их горячий нрав и неравнодушное отношение к многострадальному татарскому народу. Хочу, чтобы наша литература и культура были или оставались настоящим зеркалом эпохи. И мне обидно, что пока достижений немного. Проживая четверть века в новой системе, в другой эпохе, не дождались (почти!) отражения нового состояния человеческих отношений и диапазона чувств в современных книгах и на сцене.
За исключением двух-трех пьес и пары публикаций, XXI век и постсоветская действительность герой нового поколения еще не пришли в литературу и искусство. Все еще живем в атмосфере хрущевско-брежневских идеалов, иногда слышны отголоски сталинской эстетики или реакции на репрессивное мышление. При этом раздавая и получая громкие звания и премии, невзирая на тихую деградацию этнической самобытности, многих нравственных ценностей под сокрушительным нажимом массовой культуры эпохи рыночного всевластия? И потери от читательской аудитории, особенно молодых.
Вот почему я взъелся на литераторов накануне присуждения премий. Когда подвернулся повод, — выдвижение нестандартного и неформатного, по существу обреченного кандидата Фатиха Сибагатуллина — с радостью кинулся защищать его книгу от писательского «шовинизма»: смотрите, ваши книги и вас заслоняет ветеринар и «конюх» с депутатским мандатом, далекий от рифм и романов! Только так можно было растормошить заснувших было самодовольных «классиков». Документальная популярная публицистика — наш насущный хлеб — нужнее и востребованнее «вашей» выдуманной беллетристики. И получилось неплохо, раз поднялся спор и в ход пошли разнообразные аргументы не высшей пробы.
Владимир Попов |
ХОРОШО, ЧТО ОНИ ДОЖДАЛИСЬ
Присуждение государственной премий прозаику Вахиту Имамову и художнику Владимиру Попову адекватно сложившейся ситуации. Русский аксакал живописи, нашедший свое призвание в восточном искусстве каллиграфии, его работы достигают цели мгновенно. Вахит Имамов тоже наверняка не хуже большинства прежних лауреатов. Тем более, что в последние десятилетия никому из челнинской писательской организации, которой руководит лауреат, не давали премию им. Тукая. Тем более, что в дни 80-летия Союза писателей Татарстана нельзя было оставить писателей без награды.
Комиссия решала по старым лекалам, так как не было новых шедевров иного уровня. Она и правда не виновата. Не могла же она сама сотворить чуда и написать «Войну и мир» или «Василия Теркина»!
Жаль только, что и на этот раз комиссии пришлось действовать путем исключения негодных вариантов, как при сдаче экзамена на компьютере: «этот вариант недопустим», «этот не годится», а значит остается последний вариант.
Вахит Имамов мог получить признание и без такой снисходительности, ведь он пишет исторические повести и романы более 20 лет. Просто не обращали внимания на него во внелитературных кругах. А, может, не подошло время, когда история выходит на передний край. Не исключено, что по порочной практике Имамов ждал своей очереди, когда узкий круг «аксакалов» снизойдет до него.
Это немножко коробит. В этом деле таланты и общественно признанные вещи имеют право на «прием вне очереди». Совсем молодым получили тукаевскую премию Ильхам Шакиров, Равил Файзуллин, не дожидались лучших времен Роберт Миннуллин, Резеда Ахиярова, Зульфат Хаким. Если бы ждали своей «очереди» Мударис Аглямов и Зульфат Маликов, они ушли бы из жизни без признания высочайшего уровня своего таланта.
Вахит Имамов |
ПРОСТО НЕ ПОВЕЗЛО С МЕНЯЮЩИМСЯ ВРЕМЕНЕМ
Можно понять горечь тех, кому не досталась премия. Могли ли дать ее двум другим литераторам? Таким заслуженным женщинам, особенно Кларе Булатовой, за плечами которой многолетний поэтический труд? Но тогда нужно обратить внимание и на десятки других заслуженных литераторов, педагогов. Кстати, Клара Булатова всю жизнь учила детей в Альметьевске татарскому языку и литературе. И это достойная оценка ее трудов.
Но обе поэтессы, так же как Резеда Валиева, прозаик Мадина Маликова, не получили высшую награду. Зато тукаевская премия относительно недавно досталась поэту Лене Щакирзяновой и прозаику Набире Гиматдиновой. Выходит, они «обошли» многих других женщин и мужчин, потому что их уровень и их популярность споров не вызывали.
Кстати, прозаик Мадина Маликова по популярности им ничем не уступала. Что же поделаешь? Даже в спорте иногда трудно определить победителя. Этим не увенчанным лавровыми венками женщинам остается терпеть, в соответствии со своим призванием. Так же как сотням и тысячам творцам-мужчинам, не услышавшим фанфар в честь своих достижений. Так много непризнанных гениев, нераскрытых или непонятых талантов. Справедливость догоняет их, если жить очень долго.
Главное счастье в том, что человек сделал свое дело, реализовал задуманное. В том, что художник нашел своего зрителя. Композитор сочинил свою музыку, а поэт — свое чудо стихотворение. Далеко не всем удается это.
ПРИВЕТ АНОНИМНЫМ МСТИТЕЛЯМ
Много гадости и пошлятины было в анонимных комментариях. Знаю, что кое-кто мечтает их запретить. Просто закрыть лазейку для бесплатного пиара своих подлых замыслов.
Но выдавливание дерьма из себя — тоже полезный акт, пусть микроскопическая доля мировой истории. Кто-то анонимно высказался, ненадолго успокоился, выразил себя, послал сигнал себе подобным, отомстил кому-то. Это тоже проявление человеческой натуры. Очень полезный, иногда помогающий понять, в какое время и среди кого мы живем.
Скрывать это было бы неправильно. За исключением незаслуженного оскорбления и безнаказанного навета, я бы разрешил печатать анонимные споры. Как некое среднестатистическое социологическое зеркало о температуре и стерильности общественного сознания. Но владельцам сайтов нужно обязательно чистить и фильтровать клеветнические гадости анонимщиков.
Лично я не обижаюсь на тех анонимов, которые писали, что я защищаю и продвигаю сельхозменеджера и добровольного историка Фатиха Сибагатуллина небесплатно. То есть будто я пишу за деньги, отрабатывая его милостыню. Я не обижаюсь, а сочувствую господам, которые не представляют, что могут быть иные принципы и убеждения, свои меры справедливости. Но вряд ли смогу убедить многих в том, что судьба народа, мировоззрения подрастающего поколения, в мыслях и делах добровольно уходящего от своих предков, важнее наших амбиций и пристрастий.
Мадина Маликова |
ДЕЛО НЕ В АВТОРЕ, А В ЕГО ТВОРЕНИИ
Стоит вообще забыть, заклеить фамилию и имя автора на обложке книги истории, отвлечься от своих обид и брезгливого отторжения личности. Важнее всего — факты истории, отобранные огромные горы хлама и потерянные жемчужин истины. Историю нашей страны, наших народов оболгали, испачкали, переврали и перемешали много раз, господа! Всегда сильные и богатые ставили свою гордыню выше других, искажали истину, унижали преданных и затоптанных.
Когда речь идет о судьбе народа, надо быть свободным в мыслях и житейских делах. Иначе наука и творчество теряет смысл.
Ситуация с выходом «конюха» на литературную премию наравне с поэтами-лириками — дали уникальный шанс нам, журналистам. Она вскрывает, как консервную банку, все нутро наших литературных дел и окружающих обстоятельств. Она обнажает многое перед глазами осведомленной публики, любящей зрелища и споры.
ПОХВАЛА «ДИЛЕТАНТАМ»
Вы как хотите, но я считаю, что сегодня важнее всего популяризация истории России и татар в частности. Надо великодушно принимать исторические взгляды и труды «непрофессионалов», особенно предпринимателей, которые тратят свое время и деньги на выражение своих научных взглядов. На спасение души своего народа. Это замечательные люди. Они вызывают надежду.
«Обычные» историки из кафедр, институтов повязаны научно-тематическими планами, финансовой и политико-административной цензурой. И необходимостью проскочить через сито ученого совета по защите диссертаций, через ВАК, наконец. Каждый историк отрабатывает свою узенькую тему. Мудрый академик или крутой директор крепко привязаны к научной или политической конъюнктуре.
И тут выходит на арену свободный бизнесмен, депутат, строитель или ветеринар, любящий историю. У него есть шанс сказать в доступной форме правду, привести аргументы великих историков, иногда перевернуть вверх дном общепризнанные теории. Профессора-историки к ним часто снисходительны. Но мы-то можем читать и думать так, как хотим. А они, новоявленные историки «от производства», могут за 5 - 10 лет постоянного самообразования стать реальными специалистами по истории, если будут советоваться с профессионалами. Так что будем великодушны к добровольцам журналистики и исторической науки.
Тем более — к публицистам, поэтам, прозаикам. Прибегающие к помощи консультантов и редакторов, изучив факты и идеи, они безо всякого плагиатства они могут дать фору спецам из аспирантуры и кафедр! Ими движет одержимость, желание отстоять свое видение правды.
Лучше подумайте, что сделали сами на своем месте, получая зарплату, распоряжаясь возможностями. Как вы помогли правде? Поддержали свой народ? Нашли новых друзей и соратников своему роду и землякам? А уж потом приставайте с обвинениями.
У Фатыха Сибгатуллина есть коллеги по историческому цеху. Это хорошо! Двухтомник саратовского предпринимателя Камиля Аблязова «Исторические судьбы татар» стоит выдвинуть на премию в будущем.
Надо посмотреть книги Фарита Фарисова, роскошные альбомы Шамиля Ахметшина и еще других, подсказанных читателями «БИЗНЕС Online». Давно пора ввести отдельную номинацию или специальную премию для благотворителей и мыслителей, которые ради спасения души и модернизации татарской мысли занялись популяризацией нашей истории. А «Татары и евреи» и другие книги Фатыха Сибагатуллина, получив такое мощное признание и гвардейское сопротивление, разойдутся на всю страну. Хотелось бы попросить снижения цены, все-таки тысяча рублей для массового покупателя — многовато. Если позволит это сделать себестоимость.
Фатих Сибгатуллин |
РКАИЛЬ НЕ ОЦЕНИЛ МОИ ТРУДЫ
Я хотел раскрутить Ркаиля Зайдуллина таким, какой он есть, с его непримиримостью, упертостью, со всеми его противоречиями. Было просто интересно разглядеть его в таком контексте. Хорошо известный в татарской литературной среде последних 15 - 20 лет, Ркаиль как общественная единица пока еще мало что значит в глазах широкого круга татарстанцев. Его круг — любители татарских книжек и спектаклей в Казани, в Комсомольском районе Чувашии.
В его круге любят говорить о «величии» живых классиков и о цене талантов. Он из тех, кто почти никого не боится, рискуя попасть в серьезную переделку. Оппоненты обычно тушуются перед ним. Иногда таких охотно используют люди, которые знают, чего хотят. Короче, индивидуальность, личность, положенные писателю у него имеются.
Сказать, что он безгрешен и белый, пушистый, было бы неверно. Фигура, созвучная Фатиху Сибагатулллину. Только в отличие от бывшего сотрудника журнала «Идель» и аппарата СП Ркаиля, у Фатиха — чиновника и отраслевого, и районного «хана» наверняка больше дел и прегрешений. Не стоит им друг друга обличать, оба весьма колоритны и достойны друг друга. Каждый в своем деле.
Ркаиль искушен в литературе, Фатих — в сельском хозяйстве, региональной экономике и управленческих делах. И теперь еще в истории. Допускаю, что Ркаиль со временем должен обогнать бывшего главу Нурлата в управленческих и общественных делах играх и меня в политико-публицистических маневрах. Но это потом.
А что же мы имеем сейчас? У него есть сильные тексты и интересные пьесы, но надо распространить их и дальше. Тем более что Союз писателей выделил ему грант, соразмерный с тукаевской премией, для написания романа о Кул Шарифе. А еще его фамилия значится в списке кандидатов в депутаты Госсовета от ОНФ, участвующих в праймеризе партии ЕР. Самое время участвовать в публичных акциях, тягаться с громкими именами.
Поразительно, что Ркаиль никак не оценил мои усилия по «раскрутке» его персоны и экзотичной позиции к литературно-ветеринарным поискам. Он убежден, что и так, благодаря творчеству, он вошел в историю, в которой не место всяким чиновникам.
Он сомневается в авторстве Сибагатуллина. Удивительно, если книга плохая, разве важно, кто ее написал. Только ценная книга долго ищет реального своего создателя. До сих пор ходит легенда об авторстве шолоховского романа «Тихий Дон». Уж больно молодым был Михаил Александрович в год создания этого произведения.
ТАЛАНТ ТАЩИТ ГРУЗ КАК ТРАКТОР
О природе таланта и о вкусах можно спорить бесконечно. Я не знаю, какие песни, стихи и фильмы нравятся президенту РТ Рустаму Минниханову. И что он думает о национальном возрождении. Мне кажется, что при нынешней поддержке со стороны президента можно добиваться большей эффективности в вопросах применения родного языка, сохранения этнической идентичности. У президента свои меры в оценке таланта и политической целесообразности.
Я часто испытываю чувство гордости за свою республику, которая держится, развивается в самых разных непростых условиях. Здесь проявляется и вдохновение, сила многих людей, мудрость старшего поколения политических менеджеров, ученых и аксакалов. И обязательно — талант первого лица республики, который тащит свой груз, как трактор, маневрируя среди колеи, оврагов и камней. Иначе не было бы глобальных инвестиций и крутых проектов международного масштаба.
Точно так же я всегда жду, когда появится неизвестный, долгожданный талант и трудяга, некий трактор, который тащит красоту и правду, надеюсь, что он появится из-за угла. Бездарности, серость, хилые мозгами доброхоты, мошенники и манипуляторы не спасут нас. Нам помогут талантливые умные личности, вышедшие из наших же домов и квартир. На них я рассчитываю при выявлении наиболее перспективных, сильных и талантливых произведений, авторов. А «раздача слонов» по блату, навешивание медалей по очереди — совсем другое дело. Применительно к творчеству и личности Габдуллы Тукая такие вещи выглядели бы просто абсурдно.
ВОПРОСЫ ПО СУЩЕСТВУ
Остается открытым ряд конкретных вопросов, которые будут поважнее раздачи слонов и литературных премий.
Почему полки магазина на Баумана и книжных складов ломятся, в библиотеках пылятся многотомники живых «классиков»? Почему СМИ, книготорговцы и литературная критика до сих пор молчали о романе Вахита Имамова «Огненная степь», раз он достоин широкого признания? О монгольском нашествии пишет человек, надо было давно затеять спор. Теперь почитаю и поделюсь впечатлением. И скажу, что понравилось, а что нет.
Неоднократно ставился вопрос, почему десятилетиями не издаются произведения поэта и воина, классика татарской литературы Фатиха Карима? Все молчат...
И вообще, как поживает литературная, театральная и музыкальная критика? Слышны только юбилейные комплименты и последние «прости» в некрологах, да редкий компромат, как правило, заказной. Вам не скучно?
Лично я физически страдаю от скуки и даже ворочаюсь от тоски, когда думаю о нравственно-эстетическом здоровье земляков и гражданском обществе. Кстати, писатель Зиннур Хуснияр, не во всем согласный со мной, заявил, что у меня мотивация правильная — от беспокойства за нашу литературу и национальную культуру. Если бы еще десяток благотворителей и неформатных самодостаточных творцов помогли оживить национальную культуру и идеологию, нам всем жилось бы куда веселее и спокойнее
Еще такой деликатный вопрос. Почему последние два председателя СП не выдвигались в депутаты парламента республики, как было всегда в Татарстане и как это до сих пор заведено в соседних республиках? Кстати, раньше депутатские флажки носили на груди и главреды правительственных газет или журналов. А сейчас в этот клуб допущен только один действующий журналист — Ильшат Аминов.
ЧТО ПИСАТЬ И ЧТО ЧИТАТЬ?
Немедленно кидаюсь читать роман «Огненная степь» нового лауреата Вахита Имамова. Говорят, что он о монгольском нашествии. Это круто! Почему до сих пор молчали? Почему не перевели на русский язык?
Сам автор говорит, что готовился писать, работал в течение 10 лет. Надеюсь увидеть хорошо изданные книги с каллиграфическими работами Попова и романом Имамова. На двух государственных языках!
О ШЕДЕВРАХ
На днях со своим другом, который получил все присуждаемые литераторам награды и звания всех уровней, говорили об ушедшем колумбийском писателе Габриэле Гарсиа Маркесе и причинах его популярности. Роман «Сто лет одиночества» издан тиражом в 30 млн. экземпляров на разных языках. Мой друг предположил, что подобного взлета с нашими писателями быть не может из-за отсутствия государственности татар и неширокой аудитории татароязычной литературы.
Не думаю, что это так. В принципе достойные или гениальные вещи могли бы и переводить. Аварец Расул Гамзатов стал всемирно известным, хотя его понимали лишь в родных горских селениях. Родной город писателя Аракатака, описанный Маркесом в его романе, стал прославленным, хрестоматийным местом, хотя в книге он назван по-другому. Общечеловеческие проблемы, «магический реализм» великого колумбийца, местные характеры и национальный характер возвысили писателя и его жизнеописание родного края настоящим символом Латинской Америки. Нобелевская премия досталась автору заслуженно! А ведь писал о своем городке и земляках.
Убежден, в литературе все держится на таланте и совести, на уровне мышления. Здесь очень легко оставаться провинциальным автором. Что зачастую и происходит.
Что ж, буду читать документальные книги об истории. О татарах, русских, евреях, чувашах, марийцах. Чтобы развеять тоску, читаю классику — татарскую (Дэрдмент, Тукай, Сунчелей, Такташ, Карим, кое-что из прозы) и мировую. С интересом читаю блоги публициста Рустема Зарипова. Слежу за деятельностью Марата Кабирова в литературе и сети нтернет. Читаю некоторых молодых поэтов. Убежден, что надо слушать, пропускать вне очереди талантливых людей и общественно значимые труды. Это обязательно окупится.
На досуге я читаю тех, кому я дал бы свою «госпремию». За озарение, за неожиданный всплеск поэтического открытия. Например, часто слушаю песню Зульфата Зинннурова «Ясин чыктым сиңа, мәхәббәт». О том, что лирический герой прочитал поминальную молитву своей любви, от которой отказался.
Каждый раз испытываю потрясение от пронзительных строк неизвестного литератора, умершего несколько лет назад из-за своего неправильного образа жизни. Сюжет о его смерти показали в программе «Перехват» телеканала «Эфир». Но единственный мне известный текст начинающего поэта звучит часто, можете пробить название песни в поисковике.
Слоган стихотворения своего друга Зульфат Зиннуров дает альбомам, концертным программам. Божий дар и вплеск таланта не всегда пересекаются с профессионализмом, с лауреатством и почетными званиями. Но правдивость, точность интонации всегда активируются в памяти, когда оцениваешь кого-то из современников. Как эталон. Как «Я помню чудное мгновенье...»
Но это вспомнил просто так, к слову. Это очень далеко от премий и многотомников. Но до творчества — очень близко. Совсем рядом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.