Рассматривая необходимость сертификации специалистов, мы наблюдаем явные противоречия, которые говорят как «за», так и «против» сертификации.

 Аргументы «за» сертификацию.

Каждый сотрудник обладает определенными знаниями и опытом. Среди них многие специалисты имеют подтверждение своей квалификации в виде сертификатов, выданных сторонними организациями. Однако наличие сертификата не всегда рассматривается как доказательство наличия объективной оценки навыков и знаний, компетенции сотрудников и не является основным условием для их работы в компании, хотя и позволяет на этапе просмотра резюме сразу же выделить грамотных специалистов. При этом многие крупные компании имеют свои системы обучения с последующей сертификацией.

Как правило, сертификация представляет собой систему независимой и объективной оценки знаний и навыков пользователей и специалистов, знакомых в процессе работы с теми или иными технологиями, продуктами и решениями и отражает определенный уровень наличия навыков с учетом специфики конкретной должностной позиции.

Обычно для того, чтобы получить сертификат, который будет говорить о наличии знаний в определенной области, сотруднику необходимо сдать экзамен. Серьезная сертификация подразумевает серьезную подготовку а, значит, такой сотрудник должен иметь серьезную мотивацию.

Для справки: Для того, чтобы быть допущенным к сертификационному  экзамену PMP, необходимо, соответствовать требованиям к образованию и опыту (высшее образование, наличие не менее 36 непересекающихся месяцев опыта управления проектами за последние 6 лет с указанием контактов работодателей на случай аудита, из них не менее 4500 часов должны быть расписаны по 5 группам процессов). Кроме этого, кандидат должен иметь не менее 35 часов очного обучения в области управления проектами у провайдеров, сертифицированных PMI. Только после документального подтверждения этих фактов вы можете получить допуск к сдаче экзамена в виде теста. Такое компьютерное тестирование применяется по всему миру. Тест содержит 200 вопросов, каждый из которых содержит 4 варианта ответа, из которых надо выбрать один. На это дается всего 4 часа (240 минут, т.е. чуть больше 1 минуты на 1 вопрос). Среднее время подготовки к сдаче экзамена занимает 3-4 месяца.

Если источником такой мотивации является компания, в которой работает специалист, то для компании процедура сертификации создает немало плюсов. Специалисты, прошедшие сертификацию, формируют некий фундамент из специалистов, которые позволяют развивать и продолжительное время поддерживать в эффективном состоянии существующие бизнес-процессы, воспринимать и решать задачи на едином уровне, а также способны передавать свои знания другим специалистам компании, что в свою очередь также способствует развитию компании. Таким образом, среди специалистов появляется очень важный элемент — взаимопонимание, которое обеспечивает эффективность работы.

Однако ни для кого не секрет, что довольно часто существуют ситуации, когда в рамках одной компании, среди специалистов одного профиля, работающих не только в разных подразделениях, а даже в одном отделе, понимание об одних и тех же вещах может быть радиально противоположно. Отсюда, как следствие, происходит отсутствие слаженной работы и самые разные проблемы при реализации проектов.

Вывод: Для того чтобы работать эффективно – команда должна научиться говорить на одном языке!

Еще один плюс сертификации специалистов – повышение лояльности к самой компании, поскольку сертифицированные специалисты получают больше удовлетворения от работы и больше вовлечены в положение дел в компании (заинтересованы в улучшении положения дел в организации, приложении своих знаний и умений) чем другие сотрудники. Также сертифицированные специалисты настроены на продолжительное сотрудничество.

Многие специалисты часто воспринимают возможность сертификации как бонус предоставляемый компанией. Таким образом, возможность сертификации – хороший способ поощрения сотрудников. Делая небольшие вложения по оплате стоимости сертификационных экзаменов, работодатель демонстрирует заинтересованность компании в сотруднике и заботу о его профессиональном развитии. Кроме того, часто обучить и сертифицировать своего сотрудника проще, быстрее и выгоднее, чем искать специалиста с нужными навыками на стороне.

Также наличие сертифицированных сотрудников создает имидж компании и играет свою положительную роль в тендерах, конкурсах и повышает конкурентоспособность компании на рынке.

С другой стороны довольно часто возникает ситуация, когда на вопрос сотрудника о возможности сертификации, руководитель компании заявляет: «Тебе это нужно – иди и сертифицируйся». И он тоже прав. Сертификация нужна, прежде всего, самому специалисту и если компания не видит перспектив извлечения выгоды из привлечения к работе сертифицированных специалистов, то и соответственно не видит и смысла в самой сертификации.

Аргументы «против» сертификации.

Начнем с того, что наличие сертификатов у специалистов не всегда оправдано с экономической точки зрения, причем целесообразность их получения относится к личным амбициям сотрудника. Кроме того, наличие сертификатов не гарантирует ни повышение по службе или принятие на работу, ни получение премий и дополнительных выгод.

Другим важным «аргументом против» является то, что наличие сертификата нельзя назвать 100% гарантией заявленных навыков и умений, необходимых в компании. HR-специалисты ищут не только потенциальных сотрудников с подтвержденными навыками, но и имеющих дополнительные бизнес-качества (понимание предмета, рыночная экспертиза, понимание природы бизнес-процессов). Данные качества формируются в процессе реальной работы и не всегда наблюдаются у только что сертифицированных специалистов.

Безусловно, определенный базовый набор компетенций, строящийся на базе знаний и опыта специалиста, и тем более подтвержденный сертификатом, будет выделять его из общего множества соискателей и других специалистов, но компания может быть не всегда заинтересована в таких сотрудниках.

Статистика говорит, что стоимость сертифицированного сотрудника на рынке труда на 15-20% выше среднего. Соответственно любая компания вынуждена платить сертифицированному специалисту на 15-20% больше чем любому другому для того, чтобы удержать его в своей компании.

Еще один аргумент «против» — это то, что сертифицированного специалиста сложнее удержать в компании, т.к. он обладает более высокой востребованностью на рынке труда и его, в первую очередь, будет интересовать вопрос о том, насколько интересны проекты и только во вторую очередь зарплата. Понятно, что такие перспективы сможет обеспечить, как правило, только крупная компания.

Подводя итоги, хочется привести такую статистику: по данным Института управления проектами PMI, ежегодно, во всем мире количество сертифицированных специалистов по управлению проектами PMP увеличивается более чем на 50 000 человек в год.

А нужно ли проходить сертификацию специалистов – решать Вам!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции