ЯРЧАЙШАЯ СТРАНИЦА ИСЛАМА

В минувший четверг музей исламской культуры, расположенный внутри комплекса мечети Кул Шариф, открыл выставку «Судьба народа на хрупких плечах», посвященную женскому образованию конца XIX - начала XX веков.

Генерльный консул Ирана в Казане на выставке
Генеральный консул Ирана в Казани на выставке

 Начало выставки приурочено ко дню рождения выдающегося татарского педагога и религиозного деятеля Мухлисы Буби, которая появилась на свет ровно 145 лет тому назад. Одновременно с выставкой на подмостках театра им. Камала вновь был поставлен спектакль «Бессмертная любовь» («Yлеп яратты»), посвященный трагической судьбе этой великой женщины.

Сцена спекталя Бесмертная любовь
Сцена из спектакля «Бессмертная любовь»

Имя Мухлисы Буби часто звучит среди татар в контексте женского вопроса и, соответственно, Международного женского дня 8 Марта. Особенно любят ее вспоминать отечественные мусульмане. Ведь жизненный путь Мухлисы ханум — без преувеличения ярчайшая страница российского ислама. Помимо своего огромного просветительского служения она вошла в историю еще и как первая женщина-казый (духовный судья) мусульманского мира. Ею по праву гордится татарский народ, по крайней мере, те из нас, кто интересуется своей историей. Глядя на выдающуюся личность Мухлисы Буби, мы невольно задаемся вопросом: каково же истинное положение женщины в исламской культуре? Вопрос этот, конечно же, не для одного поста, но некоторые штрихи к нему в рамках одной публикации сделать все же можно.

Мухлиса Буби и руководство Центрального Духовного управления мусульман
Мухлиса Буби и руководство центрального духовного управления мусульман

ЖЕНЩИНА — ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ БОГА

Сегодня на Западе под напором существующих общественных процессов активно формируется феминистическая теология. Ее представители (чаще — представительницы), стремятся реинтерпретировать религиозное наследие христианства средствами т.н. инклюзивного языка, т.е. языка, в котором воплощены принципы полового равноправия. Представители подобного феминистического богословия настаивают на том, что, поскольку Бог не является мужчиной, Его следует описывать нейтральными местоимениями. Вместо же традиционных терминов «Отец, Сын и Святой Дух», имеющих подчеркнуто мужское звучание, феминистки предлагают употреблять нейтральные в половом отношении термины «Родитель, Искупитель и Питатель». В результате на свет появляются женские Библии, в которых и реализуется данный подход.

Лейли и Меджнун
Лейли и Меджнун

В исламском мире, насколько я знаю, речь о феминистском переводе Корана пока никто не ведет. Однако в мусульманском богословии и без влияния современного феминизма мы находим много созвучных ноток. Так, например, некоторые мусульманские мыслители прошлого обращали внимание на то, что арабский термин, обозначающий самость Бога — зат — является словом женского рода. Это не случайно, ведь женщина прежде всего является матерью, через которую и вершится величайшее чудо Бога — сотворение Жизни. Другими словами, терминология исламского богословия указывает на ту глубинную связь, которая существует между Богом и Его избранницами, коими являются женщины и коим Он доверил претворять на земле, воистину, божественную миссию. Не случайно, кстати, что именно женщина — Лейли — всегда была символическим олицетворением Бога в мусульманской поэзии, в то время как мужчина — Маджнун — олицетворял собой лишь человека, этого Бога ищущего. Чем не феминистский подход?

МАТЕРИНСТВО И ВВП

Именно материнство предопределило особое положение женщины в исламе. «Рай находится под ногами ваших матерей», — учил наш благословенный Пророк. Высокий статус матери дает женщинам и ряд привилегий практического плана. Так, например, они могут не посещать еженедельную пятничную службу, которая в исламе является религиозной обязанностью для мужчин. Ведь, предполагается, что у женщин в любой момент может возникнуть необходимость быть неотлучно со своим ребенком.

На выставке
На выставке

Развивая эту логику, известный средневековый мыслитель мусульманского мира Ибн-Араби материнство возводит в настоящий культ. Как известно, если враг вступил на нашу землю, то мужчины с оружием в руках должны отстаивать независимость своей страны, однако по шариату, женщины освобождаются от воинской повинности. Почему? Ибн-Араби дает такой ответ: потому что женщина на героическом пути материнства и так ежемесячно проливает свою кровь.

Уважение к женщине/матери глубоко пронизывает всю социальную жизнь мусульман. На Востоке Вы не встретите женщин среди официантов и уборщиц. Считается, что это недостойный для них труд. Однажды мне довелось встречать делегацию единоверцев из Турции. Ранним утром, когда город еще просыпался, мы вышли с одним из наших гостей на улицу. И вдруг турецкий гость встал как вкопанный, будто был потрясен чем-то ужасным. Я долго пытался понять, что так привлекло его внимание. Оказалось, он был шокирован тем, что пожилая женщина в красном жилете подметала улицу. Тогда я подумал: «Хорошо, что в программу визита турецкой делегации не входило посещение заводов тяжелой промышленности».

Впрочем, у этого трепетного отношения к женщине есть и оборотная сторона. Как указывает известный востоковед Бернард Льюис в книге «Что пошло не так?», анализирующей причины экономического отставания исламского мира, почитание женщины на мусульманском Востоке приводит к тому, что чуть ли не половина населения фактически сидит дома и слабо вовлечена в формирование общенационального ВВП, что, естественно, негативно сказывается на конкурентоспособности исламских стран.

 

Таким образом, материнство и рост ВВП представляют собой разновекторные устремления. И здесь мы сталкиваемся со своеобразным социальным тупиком, точнее вилкой. Ведь экономическая конструкция нашего общества такова, что женщина вынуждена работать часто в ущерб своему материнскому долгу. В результате подобной негласной эксплуатации мы травмируем психику детей, которых, по сути дела, социум отрывает от матерей, отдавая их ради работы мам в детские ясли еще в крохотном возрасте. Вряд ли такое положение вещей можно считать лучшей альтернативой. Возникает непростой вопрос: стоят ли все блага прогресса и цифры высоких экономических показателей слезы одного невинного ребенка?

ДУХОВНОЕ ЛИДЕРСТВО ЖЕНЩИН

Решая этот вопрос в пользу ценностей западного мира, мусульманские феминистки время от времени сотрясают информационное пространство своими радикальными инициативами по реформированию традиционных норм ислама. Так, например, американская мусульманка Амина Вадуд, притязая на статус лидера, 18 марта 2005 года в одной из мечетей Нью-Йорка провела пятничную проповедь и молитву, что прежде всегда считалось прерогативой исключительно мужчин. Разразился скандал. По всему исламскому миру прокатилась волна недовольства и массовых протестов.

Экспонат на выставке с портретом Мухлисы Буби
Экспонат на выставке с портретом Мухлисы Буби

Впрочем, в исламе и без подобной ломки традиционных устоев вопрос женского духовного лидерства находит свое разрешение. Достаточно вспомнить имама аль-Ашари, одного из двух основных учителей веры в суннизме, который указывал, что среди множества пророков-мужчин встречались также и пророки-женщины. Через женщин может осуществляться рукоположение (так сказать «пастырство») в одном из суфийских тарикатов. А у татар вообще был развит уникальный феномен женского «духовенства» — абыстай. Все это вполне укладывается в рамки ортодоксального традиционного ислама как, собственно, и стремление многих женщин к своему профессиональному становлению.

КТО ЯВЛЯЕТСЯ ВЕНЦОМ ТВОРЕНИЯ?

Уже упоминавшийся Ибн-Араби в одном из своих трактатов писал, что через любовь к женщине мужчина познает Бога. Наверное, нет большей глупости, чем оставлять эту любовь только для одного дня в году — 8 Марта.

Мне лично кажется, что все 365 дней в году нам, мужчинам, важно помнить и другое: женщина была создана из изогнутого ребра Адама. Что это значит? А то, что мы всегда должны бережно относиться к нашим спутницам жизни, принимать их такими, какие они есть, со всеми их особенностями и привычками. «Будешь сильно гнуть, — предупреждал Пророк, объясняя метафору ребра, — сломаешь!»

А может быть, данный религиозный образ указывает на нечто большее? Ведь если женщина была сотворена из глиняной тверди Адама, не означает ли это и то, что мужчина был всего-навсего, так сказать, «пробным камнем» или, если хотите, расходным материалом для создания утонченной, воздушной Евы — подлинного венца творения?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции