И НЕ ПОЖАЛЕЙТЕ ВРЕМЕНИ И СИЛ, ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ СТОИМОСТЬ ПРИОБРЕТАЕМОГО БИЗНЕСА

Собственная фирма или собственный бизнес, от которого испытываешь удовольствие и получаешь неплохой доход, – мечта многих. Можно начать свой бизнес с нуля, но есть и второй вариант – купить готовый бизнес. Тем более что в последнее время увеличилось количество предложений по продаже готового бизнеса. Как купить бизнес правильно, не наделать ошибок и не остаться у разбитого корыта газете "БИЗНЕС Online" рассказала Наталья Николаева, руководитель департамента управленческого консалтинга "Аудэкс".

- Так как же купить готовый бизнес правильно?

- Давайте сразу уточним формулировку вопроса. Дело в том, что таких понятий, как "бизнес", а также "покупка бизнеса", российским законодательством не предусмотрено. Наиболее близко в данном случае понятие "предприятие". В соответствии со статьей 132 ГК РФ, "предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс". Но понятие "бизнес" намного шире. Стоимость готового бизнеса обусловлена не только стоимостью имущества, но и, например, имеющейся клиентской базой, налаженными контактами с поставщиками, эффективным менеджментом и прочими факторами. Поэтому с учетом реалий законодательства приобрести бизнес можно путем приобретения контрольного пакета акций или долей в уставном капитале компании; приобретения основных активов или имущественного комплекса в целом, или через реорганизацию (слияние или поглощение). Существуют, конечно, и альтернативные способы приобретения контроля над бизнесом, в том числе – банкротство предприятия, покупка кредиторской задолженности и другие.

- Какие факторы нужно учитывать при покупке работающего бизнеса?

- Существуют риски, на которые потенциальному покупателю желательно обратить особое внимание. Приобретаемый бизнес может представлять собой группу из множества юридических лиц со сложной структурой владения активами, так что бывает трудно определить предмет сделки. Другая проблема заключается в том, что вместе с бизнесом к покупателю переходят не только потенциальные доходы предприятия, но и его долги, что при наличии значительной кредиторской задолженности может сделать сделку крайне невыгодной для покупателя. Важным также является административный ресурс приобретаемой компании, наличие связей владельцев и менеджмента бизнеса, которые часто и представляют собой конкурентное преимущество компании. Приобретая бизнес в отрыве от них, покупатель рискует получить именно имущественный комплекс без потенциальных доходов.

- Какую информацию следует проверить перед покупкой бизнеса?

- Покупателю желательно провести несколько проверок. На первом этапе проверяется благонадежность продавца, поскольку последующие проверки уже проводятся на основании предоставленной этим продавцом информации. После подтверждения серьезности намерения сторон, но до начала каких либо конкретных шагов проводится всестороннее исследование бизнеса, по-английски – due dilligence, должная проверка. В due dilligence может входить финансовый, налоговый, маркетинговый, юридический, кадровый анализ. Due dilligence показывает риски и отвечает на вопрос, а стоит ли покупать данную компанию. Объем процедур due dilligence зависит от цели приобретения. Например, если покупка бизнеса оформляется с целью использовать недвижимость компании, то производственная деятельность объекта мало интересует покупателя; если покупателя интересует продолжение производственной деятельности, то в первую очередь исследуются сбытовая сеть, связи с поставщиками и покупателями, технология производства и прочее.

- Как выбрать бизнес для покупки?

- Есть несколько вариантов, при которых покупатель самостоятельно выбирает бизнес для покупки. Во-первых, это деятельность финансово-промышленных групп, для которых покупка новых бизнесов – часть их инвестиционной политики и развития. Во-вторых, покупатель может воспользоваться данными специализированных СМИ – газет, журналов и сайтов. Очевидно, что если покупатель, ищущий объект для вложения инвестиций, не находит его в своем круге делового общения, или владелец бизнеса решает продать его, но не может самостоятельно найти покупателя, то возникает потребность в посреднике. На рынке действуют консалтинговые компании, заявляющие о том, что продажа бизнеса – их профессия. На самом же деле на должном профессиональном уровне этим занимаются единицы консалтинговых фирм. Задача профессионального посредника свести продавца с покупателем, обеспечив юридическую чистоту сделки и минимизацию рисков.

- Как определить действительную стоимость бизнеса?

- Ничто не имеет такого значения для успешного завершения сделки по продаже – покупке бизнеса, как цена. Однако зачастую владельцы бизнесов даже не представляют, сколько стоит их бизнес, не говоря уже о чужих компаниях. Существует довольно много методов оценки стоимости компании. В зависимости от того, занимается ли компания появляющимся (start up) или зрелым (mature) бизнесом, а также в зависимости от отрасли, которой она принадлежит, к ее оценке могут применяться различные подходы. Для оценки стоимости частной действующей компании наиболее часто применяется метод дисконтированного денежного потока – DCFA, который базируется на одной из фундаментальных основ корпоративных финансов: стоимость активов сегодня – это текущая стоимость денежных потоков, которые будут получены от этих активов в течение их экономической жизни. Проще говоря, покупатель не заплатит за бизнес больше, чем получит в будущем от его покупки. Метод заключается в определении будущих денежных потоков компании, дисконтированных по определенной ставке, соответствующей рискам этой компании. Отметим, что каким бы методом ни был произведен расчет, окончательная стоимость бизнеса – это всегда сумма, которую готов заплатить покупатель, и за которую продавец согласен продать, то есть результат переговоров, в которых расчетная цена может быть использована в качестве базовой.

В свою очередь, продавец тоже должен очень ответственно подходить к продаже своего бизнеса. Во-первых, он должен быть готовым к тому, что покупатель будет проводить все те процедуры, о которых мы говорили выше. Во-вторых, без грамотной подготовки бизнеса к продаже достичь справедливой цены довольно проблематично. Именно поэтому на начальном этапе продажи нельзя пренебрегать основными принципами проведения подготовительных процедур, таких как проверка всех имеющихся правовых документов, определение стоимости компании и подготовка презентационных материалов для продажи.


На правах рекламы