ФРС легко может переоценить потенциальные темпы экономического роста
Грозит ли США галопирующая инфляция? Несомненно, налицо несколько классических предпосылок для выхода инфляции из-под контроля. Но если взглянуть на ситуацию более пристально, становится понятно, что не все так просто.
Начнем с основных принципов. Одно из базовых положений экономической теории состоит в том, что цены растут, если государство печатает слишком много денег. Иначе говоря, инфляция возникает, когда денег в стране слишком много, а товаров, которые на них можно купить, – слишком мало.
Второй урок экономики говорит, что правительства начинают стремительно наращивать денежную массу, сталкиваясь с нехваткой бюджетных средств. Когда госрасходы превышают налоговые поступления, политики нередко обращаются за помощью к центробанкам, и те запускают печатный станок, чтобы покрыть дефицит бюджета.
Два этих урока крайне важны для объяснения прежних всплесков гиперинфляции, включая резкий рост цен в Германии в 1920-х годах или недавние события в Зимбабве. Пойдет ли Америка по стопам этих стран?
Да, у нас огромный дефицит бюджета, а денежная масса быстро растет. Дефицит федерального бюджета в I квартале 2010 финансового года составил $390 млрд, или около 11% ВВП. Еще несколько лет назад настолько большой дефицит нельзя было и вообразить.
ФРС, в свою очередь, активно печатает деньги. Посмотрим на денежную базу – наличную валюту и банковские резервы. Эту часть денежного предложения ФРС непосредственно контролирует. За последние два года денежная база в США выросла более чем вдвое.
Но хотя налицо присутствие двух классических составляющих высокой инфляции, цены в США в последнее время росли весьма умеренно. В
Часть разгадки кроется в следующем. Хотя у нас действительно большой дефицит бюджета и стремительно растущая денежная масса, одно с другим никак не связано. Бен Бернанке, глава ФРС, печатает деньги не для того, чтобы профинансировать расходы президента Обамы, а для того, чтобы спасти финансовую систему и поддержать ослабленную экономику.
Более того, большую часть этих новых денег банки радостно удерживают в виде избыточных резервов. В обычные времена, когда ФРС увеличивает денежную базу, банки наращивают кредитование, и другие показатели денежной массы растут параллельно с базой. Но сейчас – необычное время. Банкам нравится накапливать свободные средства, а не пускать их в оборот. Поэтому в последние два года темп роста широкого агрегата M2 (наличные деньги, вклады до востребования и сберегательные депозиты) составлял всего 6% в год.
По мере восстановления экономики банки, скорее всего, пустят часть накопленных резервов на выдачу кредитов. Это может ускорить рост более широких денежных агрегатов и, в конечном счете, привести к существенной инфляции. Но у ФРС есть все необходимые инструменты, чтобы предотвратить такое развитие событий.
В частности, ФРС могла бы продать обширный портфель обеспеченных ипотекой ценных бумаг и другие активы, накопленные за последние годы. Когда частные покупатели будут готовы платить за эти активы, объем резервов в банковской системе начнет сокращаться.
В октябре 2008 был принят закон, предоставивший ФРС новый инструмент денежной политики. Теперь она может платить банкам проценты по их резервам, которые те держат в ФРС. Пока краткосрочные процентные ставки близки к нулю, этот инструмент особой роли не играет. Но когда экономика восстановится, и процентные ставки вырастут, ФРС сможет повысить ставку процента по банковским резервам. Эта мера поможет сдержать рост банковского кредитования и не допустить, чтобы резкое увеличение денежной базы стало инфляционным.
Можно ли надеяться, что Бернанке и его коллеги в полной мере используют эти инструменты, когда это будет нужно? Скорее всего, да. Но несколько поводов для сомнений все же остается.
Во-первых, не исключено, что небольшая инфляция не повредит. Бернанке и коллеги могут решить, что, позволив ценам вырасти и тем самым снизив реальную стоимость заимствований, можно оживить умирающую экономику. Хитрость в том, чтобы получить необходимую для восстановления экономики инфляцию, не выпустив процесс из-под контроля. Тонкая настройка – задача непростая.
Во-вторых, ФРС легко может переоценить потенциальные темпы экономического роста. Обама вынужден справляться с серьезным бюджетным дисбалансом, поэтому с большой вероятностью можно ожидать, что в ближайшие годы ему придется повысить налоги для большинства американцев. Рост налогов приведет к снижению стимулов к работе и сокращению потенциального выпуска. Если ФРС, не приняв это во внимание, попытается разогреть экономику сильнее, чем та сможет выдержать, это ускорит инфляцию.
Наконец, хотя ФРС обязана удерживать инфляцию на низком уровне и осознает все предстоящие трудности, ее возможности сужены по политическим причинам.
Повышение процентных ставок для обуздания инфляции никогда не было популярной мерой. После финансового кризиса у Бернанке уже не будет бесконечного политического ресурса. Вполне вероятно, что когда экономика восстановится, ФРС не сможет быстро и решительно бороться с угрозой инфляции из-за недовольства общественности повышением ставок.
Инвесторы скупают 30-летние гособлигации США, платя по ним доходность менее 5%. Они рассчитывают, что ФРС справится с существующими инфляционными рисками. Возможно, они правы. Однако нынешняя денежно-кредитная и бюджетная политика настолько отличается от привычных норм, что сейчас сложно быть в чем-либо уверенным. Может быть, взглянув на сегодняшние рынки облигаций через десять лет, мы увидим, что переживали эпоху иррациональной эйфории.
(Slon.ru, 25.01.10)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.