Мунир Галиев- житель Казани.

Впечатления россиянина от посещения Германии.

Удивительная штука – жизнь. Мог ли я в своей бурной комсомольской юности представить себе, что однажды буду сидеть в той самой мюнхенской пивной, где Адольф Гитлер в компании с другими партайгеноссе тренировался произносить речи, вгонявшие толпу в транс? И что в этой пивной я буду по странному стечению обстоятельств слушать рассказ зятя-американца о некоторых малоизвестных подробностях биографии фюрера германского народа?

Но всё это произошло, причём совсем недавно. Мне, если начистоту, совершенно наплевать на личную жизнь величайшего палача в мировой истории, но мой американский родственник был, судя по всему, в восторге от самой мысли, что находится в столь знаменитом месте. Он чувствовал себя приобщённым к истории, он жил её водоворотами и испытывал гордость от некоей близости к прославившим себя, пусть даже кровавыми делами, личностям.

А если быть короче, то в Мюнхене я побывал как раз накануне тамошнего Рождества. Нет никакого смысла в очередной раз описывать в подробностях тысячи сортов пива, вкуснейшие колбасы и умопомрачительно вкусный (с точки зрения россиянина) хлеб.

Меня как человека увлечённого книгами и образованием в широком смысле удивило в Мюнхене иное: огромное, по нашим меркам, количество книжных магазинов. Только в центре я насчитал их с дюжину - от мало до велика. На Мариенплац я зашёл в магазин с незапоминающимся названием – что-то типа Хубельбубель (немецкие названия вообще сложны для русскоговорящих). Так вот оказалось, что этот самый Хубельбубель представляет собой целое здание, кажется, в шесть этажей, каждый из которых забит книжными стеллажами. Мои глаза разбегались от полиграфического изобилия. Книги, журналы, карты и прочая печатная продукция предназначалась для всех категорий граждан - от грудничков до старичков, от бизнесменов до домохозяек. Одно плохо: там всё не на русском. Я долго стоял у одного из стеллажей, поглаживая тиснёные кожаные переплёты, опьянённый цветовой гаммой и усыплённый шуршанием страниц этих шедевров издательского искусства. Потом жена утянула меня в раздел с календарями, где с горящими глазами стала показывать понравившиеся ей изображения: передо мной замелькали прекрасно отпечатанные фотографии пейзажей, животных, живописных картин и прочие прелести.

Я сравниваю родную Казань с Мюнхеном и вижу, что мы проигрываем немцам в образовании. И причины этого очевидны: я не смогу вспомнить более пяти книжных магазинов в нашем городе, а в Мюнхене без специальных поисков обнаружил с десяток прямо в центре города. Правда, среди них были и антикварные, и букинистические. Но суть в том, что, несмотря на довольно высокие цены на полиграфию, несмотря на всеобщий доступ к интернету и на продвинутость немецкой молодежи, бумажная книга по-прежнему пользуется у немцев большим спросом – во всех магазинах было немало посетителей, причём самого разного возраста. А ведь в том огромном (по нашим меркам, конечно) книжном супермаркете было ещё и что-то вроде читального зала, где каждый желающий имеет право сколь угодно долго сидеть и читать понравившуюся ему книгу.

«Книга книге рознь, - могут возразить мне, - мало ли какую дрянь читают эти немцы». Тогда вот другая картинка из их жизни.

Я стоял на тротуаре около немецкой школы. Вдруг к школе подъехал автобус - не маленький какой-нибудь, а трёхдверный, полноценный. Открылись ворота школы, и из них шумной ватагой выбежали школьники средних классов. Но они направились не по домам, а стали по очереди заходить в автобус, услужливо открывший перед ними двери. Оказалось, что этот автобус – не что иное, как передвижная библиотека. Дети заказывают в центральной библиотеке книги, которые отсутствуют в местной школе и к назначенному часу (немцы жутко пунктуальны) книги прибывают к ним в специальном автобусе. То есть это значит, что увиденные мной школьники искали книги по интересовавшей их теме в местной библиотеке и, не найдя, заказали в библиотеке центральной – будучи на 100% уверены, что к определенному времени эти книги им доставят. Честь и хвала обществу, которое заботится о таких вещах.

Вообще, именно в Германии я почувствовал, что высшее образование - один из элементов повышения социального статуса члена общества. У нас в России высшее образование уже давно потеряло своё значение – например, слово «инженер» стало синонимом слова «неудачник» (помните анекдот: «Дети, нельзя смеяться над Васей, что у него отец инженер - не всем же везёт в жизни»), а учитель – вообще чуть ли не маргинал. А вот в Германии инженер, врач, учитель и т.д. – это статусные граждане, добившиеся высокого положения собственными мозгами и трудолюбием. Поэтому в Мюнхене я отчётливо ощущал заинтересованность людей в постоянном обучении.

Кстати, немцы любят не одни только точные и технические предметы, но ещё и историю. Причём не столько историю королей и принцесс, сколько биографии учёных и изобретателей, музыкантов и художников. Хотя я, возможно, отношусь к этому предвзято (туристу такое простительно).

В Мюнхене я встретил несколько лавок, специализирующихся на продаже головоломок. Каких головоломок там только нет: от крохотных «микро» до тех, что в руках не унесёшь, от совершенно простеньких до совершенно непонятных. Я купил себе две головоломки (дорого, однако). Одну решил за два часа, вторую же не осилил до сих пор. Поражает, что эти вроде бы совсем мелкие лавки с головоломками живут и даже не думают разоряться. О чём сие говорит?

Помимо всего прочего, немцы крайне прагматичны. Они зациклены на экономии и экологии. Вода просто так, как у нас, у них никогда не течёт, а свет без надобности не горит. Даже эскалаторы неподвижны без пассажиров. Двери мюнхенского метро, кстати, открывают сами пассажиры. Нет входящих-выходящих – значит, нечего зря и дверь открывать. Конечно, всё это связано с дороговизной всех коммунальных услуг. Но немалую роль играет тут, как я понимаю, и воспитание детей в духе экономности.

А уж забота о сохранении среды обитания – это просто «бзик» всей Германии. Мало того, что немцы сортируют мусор, так они ещё и сдают все стеклянные бутылки, а некондиционные бутылки и прочий мусор собирают в специальные контейнеры. Дождевая вода с крыш домов по водосточным трубам сразу отводится под землю в ливневую канализацию, а не льётся, как у нас, под ноги пешеходам, образую ручьи, речки и озёра. Куда уж потом идёт эта вода, я не знаю - может, в какую-нибудь речку, а может, как-то используют после очистки.

В общем, заинтересованность в экономии и заинтересованность в чистоте окружающей среды идут у немцев рука об руку.

А ещё меня заставило позавидовать немцам количество велосипедов на улицах. Такое впечатление, что основная масса жителей немецких городов либо бегает, либо ездит на велосипедах. И не просто ездит, а имеет законные дорожки, на которые ни пешеходы, ни автомобилисты не должны входить и въезжать. Лично меня так и подмывало по российской традиции схватить чей-нибудь велосипед и погнать по городу, радуясь скорости и собственному здоровью.    

В общем, глядя на развитую страну, я ещё раз убедился, что приоритетными областями приложения усилий общества должны стать образование, воспитание и наука. Не религия, не обороноспособность, не так называемая «культура», а вернее, развлекуха, и не прочие «скрепы», а именно то, что способствует техническому прогрессу и увеличению объёма объективных знаний. 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции