12 мая в редакции газеты "Республика Татарстан" состоялась встреча казанских журналистов с легендарным конструктором стрелкового оружия, лауреатом Сталинской премии, дважды Героем Социалистического Труда, почетным академиком 14 отечественных и зарубежных академий наук, генералом-лейтенантом Михаилом Калашниковым.
- Мы с вами добрые друзья и соседи: ведь я уже с 1948 года живу недалеко от Казани - в городе Ижевске. В том же году был принят на вооружение в Советской армии первый образец моего автомата - АК-47. Я и сейчас в свои 87 лет продолжаю работать: являюсь главным конструктором стрелкового оружия нашего предприятия, президентом Союза российских оружейников. Не скрою, что после развала СССР, нам пришлось провести огромную работу для того, чтобы Россия вернула утраченные позиции на мировом рынке вооружений.
Теперь расскажу, с чего я начинал свою конструкторскую деятельность. Надо сказать, что я родился в далеком Алтайском крае, в нашей семье было 18 детей, из которых выжили шесть братьев и две сестры, которые и сегодня работают в сельском хозяйстве. Я один пошел по другим стопам, видно, бог дал мне талант конструктора. Если бы не война, я, наверное, создавал бы технику, облегчающую тяжелый крестьянский труд. Немцы виноваты в том, что я стал конструктором оружия. А началось все в армии, куда я был призван в 1939 году. Служил в Киевском особом округе, в городе Стры, что в Западной Украине, был механиком-водителем танка. Там и началось мое изобретательство.
Сначала я изобрел прибор для измерения расхода топлива. Эта тема была очень актуальной: бензин в то время никто не учитывал, мы даже стирали в нем свое... обмундирование. Когда прибор был готов и прошел испытания, я отправил его на Всесоюзный конкурс военных изобретателей, который объявили в армии. А через некоторое время меня вызывают в Киев к командующему округом Георгию Жукову. Я конечно растерялся, но Георгий Константинович меня успокоил и похвалил:
- Вы показали хороший пример того, что не только ученые и конструкторы могут совершенствовать боевую технику, но и рядовые солдаты-патриоты. Этот прибор бы в Москву отправить, да уж больно неказист он с виду. Нельзя ли его довести до ума?
Я осмелел и сказал, что это возможно. По приказу командующего меня и мой прибор доставили в Киевское танковое техническое училище, где я за два месяца с помощью специалистов собрал еще два прибора, которые снова показали Жукову. В этот раз они ему понравились и он распорядился, чтобы мой прибор отправили на Кубинку в Москву для окончательного заключения конкурсной комиссии. Но мы опоздали, так как конкурс был уже завершен и аналогичный прибор измерения топлива был уже принят к производству, а его автор - какой-то полковник был объявлен победителем.
Но Жуков, который и тогда пользовался огромным авторитетом, настоял, чтобы комиссия проверила и мой прибор. И, что вы думаете - На Кубинке вновь собрали комиссию, которая досконально изучила мой прибор и провела его испытание на боевых машинах. А через несколько дней я получил документ, что мой прибор показал значительно лучшие результаты, чем тот, который был принят этой комиссией ранее.
И меня направили в Ленинград для запуска моего прибора в серийное производство на заводе Ворошилова. Меня - простого сержанта приняли очень хорошо. Инженеры разговаривали со мной уважительно, на равных. Через несколько месяцев были изготовлены все рабочие чертежи, а затем по ним стали изготовляться детали, которые поступали на сборку. Я смотрел на эти детали и меня охватывали гордость и огромное желание взять ту или иную деталь в карман и не расставаться с ней - ведь все они были для меня родными.
Мой прибор был запущен в серию. И тут грянула война. Я возвратился в свою часть, где меня назначили командиром нового танка Т-34, которые только-только стали поступать на вооружение. Первые месяцы войны, не скрою, производили удручающее впечатление. Опыта у нас не было, а немцы были отмобилизованы, укомплектованы новейшим оружием. Меня особенно огорчало, что у них было автоматическое оружие, а у наших бойцов - винтовки, да и тех поначалу не хватало на всех. Думаю, что этот фактор, наряду со многими другими, следует считать одной из причин наших потерь в начале Великой Отечественной.
Не были достаточно подготовлены и танкисты, и это надо признать. У нас не было опыта стрельб, вождения, слабо владели мы и тактикой танковых боев. Вероятно, в силу этого обстоятельства немцам поначалу удавалось пробивать нашу оборону своими танковыми "клиньями". В одном из тяжелых боев меня ранило в грудь и плечо осколками немецкого снаряда.
Попав в госпиталь, я стал опять думать над тем, как помочь нашей армии справиться с фашистами. "Почему немцы воюют с автоматами, а у нас их нет?" - этот вопрос не давал мне покоя ни днем, ни ночью. Но одно дело поставить задачу, а совсем другое - ее решить. К тому же я знал, что как только мои раны заживут, мне придется снова встать в боевой строй. Но несмотря на это, я раздобыл несколько школьных тетрадок, вооружился карандашами, стирательными резинками и начал делать первые наброски пистолета-пулемета. Задача была такая: оружие было надежное и очень простое, чтобы его могли изготовить в любой кустарной мастерской!
Глядя на мою работу, раненые бойцы шутили: "Гляди-ка. Наш Мишка, изобретает автомат, который поможет нам разбить немца. Давай, Миша, давай, браток! Мы еще повоюем твоим оружием!".
А, надо сказать, что госпитали в то время были переполнены раненными и всех, кто мог передвигаться. Отправляли в глубокий ты на долечивание, как правило, в родные места. Ноя не поехал в Алтайский край, поскольку там не было железа, а попросился в Казахстан, где работал до войны в железнодорожном депо. Там я обратился к рабочим с просьбой помочь мне собрать первый образец своего пистолета-пулемета. Не буду говорить, чего это нам стоило, но вскоре мое детище было изготовлено и опробовано. И я повез его в областной военкомат города Алма-ата.
Когда дошла очередь до меня, старшина меня спрашивает: "Ты по какому вопросу, сержант?". А я говорю, что я изготовил пистолет-пулемет, хочу, чтобы он послужит нашей Красной армии. "А где он у тебя?" . "Да вот, под шинелью" - показываю образец. Дело кончилось тем, что меня разоружили и отправили... на гауптвахту, где я и отсидел двое суток. Потом разобрались, дело дошло до секретаря ЦК комсомола Казахстана по оборонной промышленности. Он прислал за мной машину, а когда я приехал, извинился за арест, хотя у меня никакой обиды и не было и предложил довести мой образец на базе эвакуированного Московского авиационного института.
Здесь мы сделали более совершенный образец, но он так и не был принят на вооружение, поскольку к тому времени отечественная промышленность начала производить более совершенные пистолеты-пулеметы Шпагина и Дегтярева.
За свою жизнь я создал более 150 различных образцов автоматического стрелкового оружия, которое сегодня принято на вооружение не только в России, но и в десятках других стран мира. В 1943 году вместе с выдающимися советскими конструкторами - Дегтяревым и Симоновым я стал лауреатом Сталинской премии. А ведь у меня тогда не было даже среднего образования - только один природный талант, да огромное желание служить Отечеству!
Вот уже почти 60 лет оружие, которое носит мою фамилию, считается лучшими в мире. Но самым дорогим для меня во все времена был и остается тот самый первый экземпляр пистолета-автомата, изготовленного в паровозном депо! Жаль, что он не сохранился до наших дней!. А вот два других, сделанные в Алма-ате, и сегодня являются экспонатами Санкт-Петербургского музея артиллерии. И когда я там бываю, всегда прихожу к этом стенду и любуюсь своим первым детищем. Кстати, он был очень красивый, этой мой первый автомат. Я вам скажу по-секрету, что оружие, как и женщина, просто обязано быть красивым!
Рассказ конструктора
записал
Владимир МУЗЫЧЕНКО.
2007.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции