МАСТЕР-КЛАСС ОТ ОЛИМПИЙСКОГО ПРИЗЁРА

1.jpg
Древин вместе со слушателями курсов

В основу сразу двух курсов обучения были положены базовые для республики виды спорта. Программа для руководителей включила в себя нормативно-правовое обеспечение и организационно-управленческую работу со спортивным резервом. Тренерский курс был построен на теоретических, практических и медико-биологических аспектах подготовки и включал в себя много практических занятий и мастер-классов. Один из них в детской школе, расположенной на одном из объектов вуза – в центре гимнастики провел для тренеров Дмитрий Древин - бронзовый призёр Олимпиады-2000 в Сиднее в командных соревнованиях по спортивной гимнастике. На примере работы со сборной РТ в этом виде спорта, он продемонстрировал систему упражнений общефизической подготовки, сочетающих гибкость и силу, что актуально в большинстве видов спорта. К примеру, борцы часто делают кувыркания и работают над акробатикой, которая помогает развивать координацию движений. А способы выполнения силовых упражнений некоторые слушателии вовсе записывали на видео, как наглядное пособие.

 

Появление собственного центра переквалификации должно помочь в развитии спорта в Татарстане, повысить мастерство нынешних тренеров, работающих в республике и за её пределами, дать преподавателям-практикам чуть больше теории. К примеру, хоккейные тренеры традиционно ездили целыми группами в Петербург, в спортивную академию имени Лесгафта. С нового учебного года хоккейная федерация республики обучает на базе Поволжской академии своих районных тренеров, экономя деньги и время. Так Казань со своим огромным научно-спортивным кластером становится центром подготовки и переквалификации тренеров не только республики, но и всего Поволжья. Это первые программные курсы повышения квалификации в республике, осуществленные на субсидии из федерального бюджета. Новый закон об образовании обязал специалистов-педагогов повышать свою квалификацию раз в три года (а не раз в пять лет, как это было ранее). Это необходимое условие работы теперь еще и напрямую будет влиять на тренерские зарплаты. Понимая эти задачи, министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ направило поступившие средства на обучение специалистов отрасли, что само по себе показательно, ведь Татарстану в ближайшее время предстоит не только принять множество крупных соревнований, но и доказывать состоятельность своих спортсменов на международной спортивной арене. А сделать это без квалифицированных специалистов отрасли будет невозможно.

Заметим, что тренеру для повышения собственной квалификационной категории не достаточно только прослушать курсы, есть еще и главенство результата. Без побед подопечных, наставнику категорию не повысят, однако и без прохождения курсов, даже несмотря на победу, перейти на новую ступень также не получится.

РАБОТА ЦЕНТРА ВЫЗЫВАЕТ ИНТЕРЕС

 

О работе центра переквалификации спортивных кадров академии спорта и первых видимых успехах корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказала его руководитель, кандидат биологических наук, доцент Татьяна Кириллова.
«
Сейчас 32 процента тренерского состава республики и почти треть – руководящего спортучреждениями, к сожалению, не имеют профильного высшего образования, - рассказывает Кириллова. –Да и здоровая конкуренция на рынке мотивирует специалистов к пополнению собственного багажа знаний. В рамках прошедших курсов нашей задачей было не только дать базовые знания, но и рассказать специалистам отрасли о том наследии, которая оставила прошедшая Универсиада. Этот интерес - не последняя причина, по которой люди едут обучаться в Казань. Слушатели часто остаются в культурном шоке от увиденного в городе. Кроме того, мы держим доступные для людей цены на обучение, что тоже стимулирует интерес. Хотя, конечно, стоимость курсов во многом зависит от модератора, ведущего курс, от вида спорта и от интереса слушателей к конкретной программе.

- Сколько человек вы обучили за время работы?

- В прошлом году у нас на курсах побывало 534 специалиста. Только за пять месяцев, этого учебного года, их число практически удвоилось. Увеличивается и количество представленных программ, мы ведь читаем еще и важные научные курсы, одним знанием практики сейчас очень сложно подготовить успешного спортсмена. Причем, информация важна не только молодым наставникам, но и тем, что уже давно в профессии. Наука ушла далеко вперед и требования к тренерам иные, поменялись методики и требования в системе образования, что также важно знать тренерам, всё-таки они педагоги школы, в первую очередь.

- Какие формы обучения предлагаются?

- Процесс повышения квалификации осуществляется как в форме однократного обучения, так и нескольких распределенных во времени циклов (курсов, модулей). Один такой модуль мы проведем накануне нового года с федерацией лыжного спорта республики, другой - весной, по окончании сезона. Согласно закону об образовании срок освоения программы переподготовки должен составлять не менее 250 часов, для повышения квалификации – не менее 72 часов. В зависимости от выбранной формы обучения специалисты получают удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

ГРАМОТНО, ПОЛЕЗНО И ДОСТУПНО

2.jpg
 

- Каков уровень наставников вашего центра?

- Курсы ведут именитые специалисты, узнаваемые не только в республике, но и на всероссийском уровне. Своими знаниями и опытом делятся тренеры хоккейного «Ак Барса» и футбольного«Рубина». Среди наставников тренеров известные в мире спорта олимпийский призёр гимнаст Дмитрий Древин, легкоатлет Николай Рыбицкий - ныне тренер по функциональной подготовке баскетбольного УНИКСа.

С помощью специалистов министерства спорта РФ мы ознакомили слушателей курсов с особенностями введения новых федеральных стандартов спортивной подготовки. Лекции на эту тему прочитали заместитель директора департамента науки и образования минспорта РФ Константин Вырупаев и его коллега, начальник отдела спортивного резерва и федеральных стандартов спортивной подготовки Дмитрий Долганов. В обучении тренеров большой блок был посвящен медико-биологическим вопросам с участием профессора, директора центра прикладной медицины КГМУ Сергея Булатова и хорошо известного в России спортивного генетика, руководителя учебно-научного центра Поволжской академии Ильдуса Ахметова. С помощью доктора педагогических наук, заслуженного тренера России Ольги Павловой и представителей дирекции Универсиады «Казань-2013» слушатели познакомились с особенностями проведения и наследием Всемирных студенческих игр, базовые навыки в области физической, педагогической и психологической подготовки им помогли восстановить специалисты нашего вуза. Об изменениях в нормативном регулировании в сфере спорта рассказали специалисты республиканского минспорта. Все это позволило слушателям за короткое время получить самую актуальную на сегодняшний день информацию, освежить в памяти практические навыки, вплоть до первой медицинской помощи, а также пообщаться и обменяться опытом специалистам, работающим даже в самых отдаленных районах Республики Татарстан. Думаю, это обязательно принесет свои плоды.

- Мы посетили мастер-класс упомянутого вами Древина. Как важно на ваш взгляд лично общаться со столь масштабными фигурами?

- Мастер-классы, проводимые известными тренерами, которые почти всю свою карьеру посвятили спорту высших достижений, оказываются чрезвычайно полезны. Слушатели ведь качественно улучшают не только необходимые в непосредственной работе профессиональные навыки, но и посредством работы со специалистами высокого уровня получают знания в области психологии, ораторского искусства, что бесценно в работе с детьми. Не секрет, что ребёнок, проводя продолжительное время на тренировках, именно мнение своего наставника считает единственно правильным. И родители, отдавая своё чадо в руки спортивного тренера, хотят быть уверенными в том, что с ребёнком будут не только профессионально заниматься физической культурой и спортом, но также грамотно общаться и давать знания, в том числе, в других областях.

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

 

- Если говорить о качестве обучения, можно ждать, что в ближайшее время оно заметно отразится на подопечных ваших слушателей?

- Мы с оптимизмом смотрим в будущее и есть уверенность в том, что уже через пару лет работа центра начнёт давать плоды, и в виде побед наших юных спортсменов.

- Полученные знания слушатели оставляют в памяти или же есть какие-то материалы?

- После курсов слушатели получают аудио-видео материалы, с помощью которых могут поделиться полученными знаниями со своими коллегами на местах. Конечно, воочию увидеть и услышать хорошего тренера всегда полезнее, но не все желающие могут до нас доехать, поэтому в планах есть и ввод дистанционного обучения. Так что, центр идёт в ногу со временем.

- Насколько тесно вы сотрудничаете с коллегами?

- Центр активно сотрудничает с коллегами на федеральном уровне. Это касается и вузов, в том числе, российского университета физической культуры, и спортивных федераций. Показательный пример – взаимодействие с федерацией тенниса России в лице её президента Шамиля Тарпищева и замруководителя научно-методического совета Ольги Жихаревой, которая с этого года преподает и нашим студентам.

- Есть ли какие-то особенности в работе, которыми можно гордиться?

- В этой связи отдельно хочется затронуть тему адаптивной физической культуры. Не секрет, что наша страна сильно отстаёт от Запада в работе по адаптации людей с ограниченными возможностями для повседневной жизни. Большой интерес этот курс вызывает и в нашей республике, и в других регионах, поскольку специалистов высокого уровня в этой области в России немного. Одним из лекторов нашего курса АФК стал основатель его научного изучения в России, профессор Сергей Евсеев. Сегодня в центре преподаёт мастер спорта по плаванию Ирина Нечаева, которая уже 20 лет занимается с детьми, страдающими ДЦП. Кроме того, своим опытом достижения спортивных побед со слушателями курсов делится паралимпийская чемпионка Ирина Полякова, которая ведёт вполне обычный образ жизни, в том числе, водит автомобиль. Имея перед глазами такие примеры для подражания, любой тренер получает дополнительный стимул для собственного профессионального роста, а это в дальнейшем положительно отражается и на наших детях.

 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции