За последние 13 лет Россия списала более чем $94 млрд. долга различным странам, не получив с этого никакой выгоды

«Мы не претендуем на звание какой-то сверхдержавы, понимаемое как претензии на мировую или региональную гегемонию», — заявил Владимир Путин буквально только что в своем послании Федеральному Собранию. Намек предельно ясен, безусловно. Проблема, однако, в том, что «отход от гегемонии» должен сопровождаться институционализацией сугубой прагматичности, даже мелочности, в международных отношениях.

С поганой овцы хоть шерсти клок.

Пословица

КУБА В СЕРДЦЕ МОЕМ

Вторник, 10 декабря, порадовал россиян милым и чудесным, как это называется, инфоповодом. Россия и Куба подписали соглашение, в соответствии с которым Куба избавляется от необходимости выплачивать РФ $29 млрд. советского еще долга. Москва решила простить кубинцам эту сумму из общего объема долга в $32 млрд. на том условии, что Гавана таки соизволит выплатить оставшиеся $3,2 млрд. в последующие 10 лет. Сразу стоит отметить, что речь идет о сумме весьма существенной — $29 млрд. по нынешнему курсу эквивалентны примерно 950 млрд. рублей. Для сравнения: сочинская Олимпиада совокупно стоит стране примерно полтора триллиона рублей, а бюджет всей системы образования в стране в 2013 году — 627 млрд. рублей.

Понятно, что предварительное соглашение должно быть еще одобрено парламентами стран, но в том, что это произойдет, сомнения нет. Кубе выражать недовольство, очевидно, совсем не нужно, а наш «взбесившийся принтер» бодро и радостно подмахнет все, что будет угодно исполнительной власти. Соответственно, 90% задолженности, изрядная часть которой образовалась еще во второй половине 80-х годов прошлого века, когда уже находящийся на последнем издыхании и имеющий свой спектр финансовых проблем Союз кредитовал дефолтную Кубу, будут полностью потеряны для России.

СПИСАНИЕ СПИСАНИЮ — РОЗНЬ

Надо сказать, что прецеденты списывания сумм схожего порядка уже были. Здесь можно вспомнить легендарный дефолт Аргентины, случившийся на рубеже веков, тогда страна отказалась оплачивать обязательств на более чем $132 миллиарда. Из недавнего прошлого на ум приходит греческое списание, произошедшее в марте прошлого года, по итогам которого их долг уменьшился вдвое — более чем на 100 млрд. евро. При этом реальные потери инвесторов составили примерно 75% от вложенных средств, поскольку часть долга была именно что списана, а часть — реструктурирована на меньший процент и больший срок погашения.

Отличие, однако, ситуаций заключается в том, что в этих случаях были проблемы с выплатами по облигациям, которые принадлежали широкому кругу инвесторов. В случае с Кубой речь идет о прямом кредите между правительствами — и все потери не распределяются по большому количеству кредиторов, а ложатся на одни плечи. Российские.

Понятно, что такое развитие событий России в целом совершенно невыгодно. Детали этого соглашения пока утрясаются дипломатами двух стран, Куба старательно прикидывается бедной овечкой и настаивает, что даже выплата $320 млн. в год крайне тяжела для бюджета, обещает взамен подписание авиационных контрактов. В принципе, это, конечно же, так и есть, но если подходить по уму (что, увы, достаточно странно в отношении нынешней российской власти), то такая ситуация должна быть основанием для тщательных и системных переговоров о реструктуризации долга, а не о его прямом прощении.

Надо сказать, что развитые страны весьма редко списывают проблемные или даже безнадежные займы другим странам. Примером этому может быть история с французскими займами, которое еще в Первую мировую войну брало царское правительство. После Октябрьской революции большевики платить эти долги отказались, но вопрос об этих долгах снова всплыл многие десятилетия спустя, на фоне краха СССР. Дело в том, что долг, вообще говоря, очень хорошо конвертируется во влияние. Чем больше долг, тем, по идее, больше и влияние на должника. Соответственно, и списание долгов становится возможно только в ответ на передачу тех или иных ценных активов либо же в обмен на столь же значимые преференции.

ПОЧЕМУ КУБА НЕ СТАЛА ВСЕРОССИЙСКОЙ ЗДРАВНИЦЕЙ?

Если пофантазировать немножко, российским властям следовало исходить именно из этого, торгуясь с Кубой, и вариантов здесь множество. Те же авиаконтракты, но не конкурсные, а 100-процентные. Столь же эксклюзивный доступ на шельф. Полукурьезный вариант: Куба гонит на экспорт ром, но бутылки для него закупает испанские; соответственно, можно было бы поставить вопрос о перехвате этого рынка в обмен на облегчение долгового бремени. Раз уж начали фантазировать, то можно было бы и вспомнить статью 7 действующей Конституции, в которой прямо указано, что Россия — социальное государство, и использовать Кубу как всенародную здравницу в счет уплаты долга. Можно было бы взять в аренду на 49/99 лет участок территории, обустраивая его именно что в туристически-рекреационных целях, заодно на Остров Свободы пошли бы инвестиции, и там создавались бы рабочие места.

Наконец, можно было бы вспомнить и о геополитических интересах, поговорить о возвращении в строй центра радиоэлектронного перехвата в Лурдесе, как хоть какой-то противовес американо-британскому «Эшелону». Кроме того, это дало бы Владимиру Путину возможность исправить свой собственный отказ от этого центра в 2002 году.

ПРОЩАНИЕ С МЕЧТОЙ О ГЕГЕМОНИИ ДОРОГОГО СТОИТ

Впрочем, это уже совсем невероятно; мечты, мечты, где ваша сладость? «Мы не претендуем на звание какой-то сверхдержавы, понимаемое как претензии на мировую или региональную гегемонию», — заявил Путин буквально только что в своем послании Федеральному Собранию. Намек предельно ясен, безусловно. Проблема, однако, в том, что «отход от гегемонии» должен сопровождаться институционализацией сугубой прагматичности, даже мелочности, в международных отношениях. Этого не наблюдается тоже, наблюдается прямая потеря позиций, заставляющая думать о том, что кубинцы попросту выделили мзду малую для повышения сговорчивости российских чиновников.

Но печальна даже не эта вот конкретная ситуация с Кубой. Очень не нравится тенденция в целом. Начиная с 2000 года Россия списала очень много долгов, но оно никак не обернулось значимыми выгодами. Судите сами:

  • 2000 год. Списано $11 млрд. Вьетнаму. При этом Вьетнам — это, вообще говоря, крупный рынок сбыта, более 80 млн. населения и нефть на шельфе. СП между СССР и Вьетнамом — «Вьетсовпетро» — работает там еще с 1981 года.
  • 2003 год. Списано $12 млрд. Ираку. Причина — давление США, которые оккупировали Ирак и не хотели, чтобы новое правительство отдавало на сторону деньги.
  • 2007 год. Алжир, $4,7 миллиарда. Нефтяная страна, что характерно.
  • 2007 год. Монголия, списано $11 миллиардов. Возможно, это покажется странным, но Монголия сейчас — динамично развивающаяся страна, в том же 2007 году рост ее ВВП составил весьма неплохие 8,6%.
  • 2008 год. Списание долга Ливии на $4,6 миллиарда. Ливия — поставщик газа в Европу, богатая страна.
  • 2008 год. Еще одно списание долга Ирака, $7,8 миллиарда.
  • 2010 год. Списание $172 млн. Монголии.
  • 2010 год. Списание $12 млрд. Афганистану. Понятно, сейчас это черная дыра, но в принципе эта страна очень богата полезными ископаемыми.
  • 2012 год. Списание долга странам Африки, объем — $20 миллиардов.
  • 2012 год. Списание $11 млрд. долга КНДР.
  • 2012 год. Списание $0,5 млрд. долга Киргизии.

При этом никаких списаний долгов России прочими странами за этот период произведено не было, более того, Россия по собственной инициативе выплачивала долги заранее, еще и с премией за досрочное погашение.

Грустно это.

За державу обидно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции