О грядущем кризисе мира - с тревогой и надеждой

 

«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить человеческую жадность».

Махатма Ганди

 

В противоборстве изменчивости и устойчивости – «вечный двигатель» развития нашего мира, рожденного безжизненным и родившего Жизнь и Разум.

В кризисных потрясениях отживших устоев жизни рождается новое. Рождение нового становится началом его устаревания.

И нет в мире худа без добра. Так же, наверное, и наоборот.

Наша красавица Земля на своем долгом веку пережила много катастрофических потрясений и природных кризисов: перекраивающие лик планеты «бомбардировки» астероидами и кометами, погружавшие планету во тьму адские извержения вулканов, изменявшие очертания континентов землетрясения, гигантские волны цунами, прокатившиеся всемирным потопом по планете... Но, сокрушая зыбкие устои еще безжизненного мира, они создавали условия для рождения жизни на Земле. Они же изменяли направление и ускоряли ход эволюции живой природы.

Много миллионов лет тому назад нашим родным древнейшим животным предкам сильно «повезло» с одним из ужасных катаклизмом на планете. Последовавший за ним всемирный природный кризис привел к крушению господства тупых прожорливых динозавров вместе с отвратительными хищными пресмыкающимися. А гонимые и забитые ими, но более сообразительные млекопитающие, получили возможность свободной эволюции, породившей, в конечном итоге, человека разумного.

Одно из катастрофических событий, случившееся уже на заре человечества, запечатлелось навеки в памяти народов мира. Перенесенное в будущее отдаленное эхо того бедствия стало «первоисточником» пророчеств о «конце Света». Его ожидание сопровождает всю историю человечества, обостряясь накануне его крутых поворотов.

Мир сегодня вновь в настороженном предчувствии грозных глобальных потрясений. Становится все более вероятным, что на долю уже родившегося поколения жителей Земли выпадут первые испытания беспримерно драматических перемен в истории человечества.

Нет, грядущая мировая перетряска – это еще не «конец Света» для человечества. Тот неизбежный последний день последнего человека на Земле – это по отдельной программе, календарные сроки которого человечеству пока не дано знать.

Жизнь продолжается, но предстоит крушение нынешнего погрязшего в пороках бесчеловечного тупикового мироустройства с его алчными «динозаврами» и пресмыкающимися при них. Тревожных предпосылок к грозным событиям уже более чем достаточно.

 

Планета Земля устала от человека...

На одном, на нынешнем, историческом перекрестке сошлись и переплелись общечеловеческие по масштабам и неотложные по угрожающей остроте мировые проблемы: экономические, социальные, энергетические, экологические, демографические, мировоззренческие, нравственные и даже климатические. Перечисление можно продолжить, проявлений неблагополучия природы и общества немало. Возможно, острота разрушительных угроз некоторых из них пока человечеством еще и не осознана.

Взаимообусловленность, чрезвычайная сложность и запущенность глобальных кризисных проблем делают невозможным их решение по отдельности и усилиями лишь отдельных государств и народов. А ускорение и углубление тревожных разрушительных процессов делает все более трудным их прогноз. У человечества остается все меньше времени для безошибочных опережающих действий по предотвращению их бедственных последствий.

Над человечеством нависла реальная угроза истощения источников его жизнеобеспечения и необратимо разрушительных изменений условий для его существования. Безудержное и бездумное расточительство потребительской цивилизации с культом жадности и паразитической наживы, с соблазном ненасытных удовольствий; безумное соперничество государств в совершенствовании и накоплении орудий смерти, бесконечные войны и военные приготовления стали самой серьезной разрушительной силой на планете.

Планета Земля устала от человека.

Наступает кризис мира – системный кризис всего человечества, разделенного государственными границами, раздираемого взаимной враждой и противостоянием народов, наций, классов, религий, социальной несправедливостью и неразумностью существующих экономических и политических систем.

Кризис мира – это кризис человеческого Разума, ставшего служанкой животных потребностей, звериных и зверских инстинктов и греховных пороков человека. Необузданная жадность, хищность, бездушный индивидуализм, насилие и жестокость все еще остаются, как однажды заведенный мотор, движущей силой современного общества. Но всему в природе свой предел. И этот мотор, перемалывающий дух человеческий и источники жизни человечества, исчерпав свой рабочий ресурс, уже пошел вразнос, и готов рассыпаться в любой момент.

Наступает кризис человечества, не обремененного ответственностью за свое будущее, поднявшегося на головокружительные вершины научно-технического и потребительского прогресса, но не сумевшего или не успевшего создать разумное, человечное, ненасильственное, справедливое мироустройство.

Противоречие между Человеком разумным и неразумным Человечеством стало основным, гибельным, противоречием нынешней эпохи.

К несчастью, безоглядный на последствия отрыв технологической цивилизации и научно-технического прогресса от нравственного и духовного развития человечества, обострили это противоречие до крайнего предела, исключающего возможность осознанного всеми народами постепенного, относительно безболезненного перехода к новому разумному мироустройству.

В этом вся сложность и драматизм неотвратимых мировых потрясений уже в близком будущем.

 

Пределы Небесного и Земного терпения не бесконечны

«Воистину, все, что есть на земле, Мы сделали украшением для нее, чтобы испытать людей и выявить, чьи деяния окажутся лучше» (Коран 18, 7)

 

Суетливое стремление сильных мира сего посрамить самого Создателя, устраивая для грешников более комфортный земной рай, чем небесный для праведников, как оказалось, это прямой путь в ад на Земле. Для всех без исключения.

В древности, когда познания человека о мире его бытия и о самом себе были еще недостаточны для различения Добра и Зла, Истины и Заблуждения, разумные нравственные ориентиры заблудшему человечеству указывали «полномочные представители» Всевышнего на Земле – Его пророки. Их миссию завершил пророк Мухаммед, «печать пророков» (Коран, 33, 40).

«Печать» эта означала признание достаточной зрелости человеческого Разума для самостоятельного, свободного и ответственного выбора истинного пути к Добру и Справедливости, начертанному всему человечеству в последнем Послании. Разум и воля человека были освобождены от покорного ожидания Небесных предводителей, от иждивенческих надежд на очередных посланников, от услуг посредников между человеком и Всевышним.

Через последнего Посланника (мир ему и благословение) было дано пояснение и по поводу сковывающего волю человека заблуждения о «первородном грехе», как о не соответствующем воле Всевышнего заблуждению:

«…Каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени» (Коран, 6, 164).

А как же понимать тогда Божье наказание, наложенное Им на все поколения первых людей за «первородный грех» и искупление этого наказания страданиями Иисуса Христа? Это же будет тяжкий грех кощунства полагать,что Бог погорячился по поводу проступка Адама и Евы, а поняв ошибку, передумал, снял наказание и полностью реабилитировал человечество.

Не является ли Библейский сюжет о запретном яблоке познания и о «первородном грехе» Адама и Евы, нарушивших запрет, неверным толкованием Божьего предостережения составителями Священного Писания? Возможно, это было предупреждение, адресованное будущему человечеству, не до конца понятое и буквально истолкованное — не заходить слишком далеко, не переходить некую запретную черту в познании тайн мира, что может кончиться плохо.

В таком понимании Предупреждение рода человеческого о «запретном плоде познания» «читается» сегодня очень даже злободневно: «Земля — это ваш Рай. Берегите её. Перейдете запретную черту опасного для вас же познания — будете лишены райской жизни на Земле! Можете не только себя погубить, но и Землю вместе с собой взорвать!». Это -не первородный грех, а последний грех , обрекающий напыщенных гордыней потомков Адама и Евы на мучительное «изгнание» их с лица Земли!

Выходит так, что нас ещё при рождении человечества предупредили: познание может быть, но не должно быть использовано во имя Зла, против человека и человечества!

«Печатью пророков» и последним Посланием, адресованным всем людям на Земле, человечеству была доверена и возложена самостоятельная высшая ответственность за свое будущее. Без подавляющего волю Человека чувства наследственной вечной «вины» перед Всевышним и без Небесной опеки, без иждивенческой надежды на Спасителя. Но с жестким условием: использование только по назначению – исключительно во имя Жизни и Добра – предоставленной Человеку свободы воли, дарованных ему плодов и сокровищ Земли, дозволенных человечеству познаний о мире и о себе.

Расхолаживающее волю человека упование на самозваных «ставленников Бога» на Земле, лень и невежество, излишняя доверчивость своекорыстным вольным толкователям Небесной воли, развращающие души соблазны бездуховного потребительского общества мало способствовали ответственному использованию человечеством доверенных ему свободы выбора между Добром и Злом, между Истиной и греховным заблуждением.

Пределы Небесного и Земного терпения не бесконечны. Сроки оказанного доверия с возложенной ответственностью прошли. Придется держать ответ и «пожинать плоды» – пережить тяжелейшую кризисную ломку как сокрушительное чистилище основ всего миропорядка.

«Постранствуйте по земле и посмотрите, каким был конец тех, кто считал лжецами посланников» (Коран 3, 137)

А пока остаются открытыми вопросы: как, в каких формах будут происходить грядущие перемены, какие потрясения придется пережить народам? С какими потерями и последствиями мир выйдет из неизбежного кризиса мира? Как долго будет длиться после кризисное обустройство нового мира? Каким он будет, тот мир, после завершения эпохи перемен?

Одно лишь ясно – таким, каким он был, и таким, какой он есть сегодня, мир уже никогда не будет. Он будет другим — более человечным и разумным.

 

Не для торжества зла и насилия создан наш мир

 

Новый мир наступит как завершение уже идущих и грядущих эпохальных перемен, которые мы сегодня называем глобализацией.

Сама по себе глобализация – это не чья-либо теоретическая или политическая выдумка, не «мировой заговор», а естественная, неизбежная и завершающая ступень восхождения человеческой общности от древних родовых племен к единому планетарному сообществу всего рода человеческого.

Субъективными, авторскими, в том числе и в виде так называемых «мировых заговоров», могут быть лишь отдельные проекты воплощения глобализации в ту или иную конкретную форму. «Заговорами» их можно называть лишь потому, что глобальные проекты устройства жизни на всей планете, даже при самых добрых намерениях, не могут разрабатываться публично, не могут выноситься на всенародное обсуждение.

Мыслимых, полярно противоположных направлений к глобализации лишь два: или опущение Человека разумного до уровня неразумного человечества, или, наоборот, поднятие неразумного человечества до уровня Человека разумного. Но в реальном мире не бывает однозначных разделенных крайних полярностей Зла и Добра. Они «существуют» лишь в теоретических абстракциях. Поэтому конечная форма глобализации мира сложится из противоборства и сочетания разных идей и проектов. Все зависит от того, чей «вклад» окажется больше или меньше в конечном итоге, от того, что приживется и что будет отторгнуто как нечто чужеродное.

На первый взгляд, более близким к осуществлению кажется проект установления господства мировых финансово-экономических корпораций в интересах так называемого «золотого миллиарда». Её сущность красочно описал известный миру экономист Жак Аттали:

"Деньги покончат со всем, что может им помешать, включая государства, которые они мало-помалу разрушают. Став единственным законом в мире, рынок сформирует гиперимперию, необъятную и планетарную, создающую огромные состояния и ужасающую нищету"

Интерес и мотивы нынешних претендентов на мировое господство – в их стремлении сохранить, и увековечить все пороки нынешнего миропорядка, централизовав в узких корпоративных интересах его финансово-экономические механизмы.

У происходящего ныне процесса глобализации уже существуют все прототипы глобальной власти: ООН, Совет Безопасности, «миротворческие» вооруженные силы, международный суд, всемирные могущественные банки. Есть сеть СМИ, направляющие мировой поток информации и контролирующие умы сотен миллионов людей.

Но глобальной монополизации богатств всего мира с установлением силовой диктатуры над всей планетой далеко недостаточно для консервации истории. Объективные законы мирового развития сильнее любого властного насилия.

Торжество Зла и Несправедливости не может и не должно быть увековечено в устройстве мира. Не для того созданы наш мир и Человек разумный.

Самые свирепые древние хищники, господствовавшие на Земле десятки миллионов лет, не смогли воспрепятствовать возникновению человеческого разума. Так и вымерли сами. Так будет и с теми, кто стремится, погасив разум, разрушив культуру и образование, установить свою безраздельную власть над народами и всем миром, воспрепятствовать возникновению разумной единой общепланетарной общности человечества.

Рождение нового мироустройства неотвратимо. Воспрепятствовать его рождению бесполезно и, мало того, опасно. Рождение – это не болезнь, а продолжение рода. Оно нуждается не в излечении, а в оказании помощи. Поэтому, какие-либо меры и усилия отдельных стран, политических партий, общественных движений против грядущих перемен бесполезны. Объединенные усилия государств и народов должны быть направлены лишь на способствование рождению здорового и более человечного мира – без чрезмерных мук и опасных осложнений.

Разумное мироустройство на то оно и разумное, что может возникнуть лишь осознанными целенаправленными объединенными усилиями всех народов Земли. Слепые силы неживой и живой природы уже отработали свое, создав через миллионы и миллиарды эволюционных стихийных проб и ошибок, человека разумного и нынешнее еще полудикое человеческое общество. Но стихийный «механизм» развития человечества уже исчерпало себя. Для дальнейшего стихийного развития общества путем слепых проб и ошибок, у человечества уже нет ни сил, ни запаса времени. Человеку разумному предстоит самому создать разумное общество, не затягивая дело на тысячелетия и даже на века. Уже нет другого выбора.

Развал культуры, нравственности, образования – это кризис кризисов

Любой кризис — это непредсказуемость его собственного развития. Никто не сможет обоснованно, точно и полно предвидеть все его последствия.

Можно не сомневаться лишь в том, что грядущий глобальный кризис жестко ограничит (и навсегда!) возможности удовлетворения жадности человека к расточительству, богатству и удовольствиям, ставшим смыслом жизни в потребительском обществе. Мир станет бережливым, более строгим, более скромным и сдержанным. И работящим! Исчезнут паразиты, рантье всякие. То есть существенно изменятся отношения собственности на источники жизни и благополучия. Коренные изменения претерпят экономические механизмы, социальная структура, фундаментальные общественные ценности, устоявшееся веками мировосприятие и привычный уклад жизни всех землян.

Разумеется, жадность – это врожденный инстинкт человека. Ее невозможно «отменить» или запретить. Поэтому, способность обуздать ее и переключить без насилия – путем переориентации человека и общества на более высокие гуманистические ценности — станет показателем зрелой развитости и разумности человечества.

Достижения в материальном производстве, науке, технике, и даже уровень социального и бытового благополучия людей не являются конечным показателем развития человечества. Они не самоцель, а лишь необходимые средства и условия для достижения реального прогресса.

Настоящим и единственным критерием прогресса человечества, его отдельных сообществ, народов, наций является уровень их нравственного, культурного, интеллектуального, духовного развития.

Устойчивое развитие и благополучие ни отдельных народов, ни человечества, в целом, уже в наше время невозможны и недостижимы без опережающего развития культуры, образования и нравственности, без морально-духовного здоровья человека и общества.

Разрушение культуры, нравственности, образования – это кризис кризисов, это первопричина всех других его видов и форм, всех рукотворных бедствий на Земле.

Следовательно, объединенные усилия всего человечества по преодолению нависших над нами глобальных кризисных угроз, при оставлении в стороне их общей причины, то есть без культурного прорыва и процветания, без нравственного, духовного оздоровления человечества, они обречены на провал.

Никакие благонамеренные экономические и политические реформы не приведут к намеченной цели, никакие «модернизации» ни при каких организационных усилиях и финансовых вливаниях не состоятся без первоочередного, опережающего развития культуры, образования и нравственности, как высших ценностей общества.

Потрясающий пример спасительной мощи высокой культуры и нравственности народа мир увидел в дни ужасающего стихийного бедствия, постигшего в 2011 году Японию. Никакой паники, никакой истерики. Спокойная мгновенная самомобилизация всей нации на оказание помощи пострадавшим и на спасение страны. Никаких грабежей, мародерства, воровства. Никакой надобности в охране от разграбления разрушенных ударом цунами городов и поселений, оставшихся бесхозными магазинов, складов и даже банков. Никакой давки на пунктах раздачи помощи. Оказалось, что в самые страшные дни трагедии из уцелевших продуктовых магазинов покупатели смели все не для того, чтобы самим запастись, а чтобы отвезти и раздать еду и питье в районах бедствия. Пока цела земля под ногами, есть чистое небо и теплое солнце над головой, такому народу не страшны никакие испытания.

К сожалению, ныне в мире и, к несчастью, в нашей стране, набирает силу противоположная тенденция. Происходит духовное, культурное и нравственное опустошение человека, разрушение культуры, системы образования и интеллектуального развития народов и их насильственная ассимиляция, погружение человека в мир мракобесия, навязывание обществу примитивных ценностей и неприкрытое поощрение зла и пороков, и, самое невообразимо страшное — натравливание коренных древних народов страны друг на друга.

Вытравливание человеческого из человеке многолетних особых усилий не требует. Для нацистского озверения культурной немецкой нации потребовалось всего несколько лет, одна «ударная пятилетка». Народ Германии спасло то, что не успела произойти смена поколений при победившем нацизме. Было достаточно потерпеть сокрушительное поражение в войне и протрезветь. Для необратимой деградации нации и общества может оказаться достаточным то же небольшой срок — смена 2-3-х поколений.

Человеческое в человеке очень уязвимо. Оно не передается по биологическому наследственному коду, а лишь приобретается как приобщение к накопленному тысячелетиями культурному и социальному наследию и опыту предшествующих поколений. В этом хрупкость и уязвимость разума, культуры и нравственности. В этом их зависимость от формирующей человека окружающей среды и от ценностной ориентации общества. Но в этом же – свобода и независимость человека от жестких запрограммированных инстинктов, возможность неограниченного совершенствования путем создания соответствующих условий.

Невредно вспомнить К. Маркса: «Если характер человека создается обстоятельствами, то, стало быть, обстоятельства нужно сделать человечными». В этой формуле – вся суть его многотомного учения в предельно сжатой форме.

 

Единое Человечество как Ноев ковчег разума во Вселенной

Новый мир, даже при самом разумном и справедливом устройстве, не обойдется без определенных общих и единых для всех норм и правил жизни, устанавливаемых в интересах всех жителей Земли. Их не следует страшиться. Не означают же единые правила движения по дорогам обязательность единых для всех средств, способов и маршрутов передвижения.
Будет покончено с разделяющими народы границами. Уйдет в прошлое мир с разными «глобусами» имперских амбиций.
Возникнет единое неразделимое мировое сообщество равноправных народов и наций, управляемое Советом Цивилизаций.

Человечество получит возможность благополучного существования и развития в пределах отведенных ему естественных земных и космических сроков.
Наступит всеобщее понимание, что наша планета Земля – это уникальный и одинокий обитаемый космический корабль во Вселенной, у которой нет базы снабжения на других небесных телах, нет транспортных кораблей, доставляющих оттуда средства жизнеобеспечения. Возникнет всемирная общность всех людей мира как «экипажа» Земли. Единое Человечество осознает себя как Ноев ковчег разума во Вселенной, благополучие и срок жизни которого зависит и от разумного бережного расходования имеющихся на «борту» ресурсов, и от численности «экипажа», и от исправности корабля и его систем, от возможных в пути аварий и катастроф.
Придет понимание, что в физически досягаемом Космосе мы – одни, что нигде нас не ждут, а сохранение Жизни и Разума на Земле важнее поиска пригодных для земной жизни планет. Это будет революционный переворот в мировосприятии.
Наступит осознание всеобщей ответственности за бессмертие человечества. Именно эта цель способна объединять все народы Земли. В этом её отличие от идеи личного бессмертия человека, которое лишь сохранит и многократно обострит все язвы, противоречия и пороки старого мира, разделив человечество на «избранных» «бессмертных» и простых смертных. Идея бессмертия человечества в пределах отведенных человечеству естественных космических и геофизических сроков станет новой философией жизни.
Единство мира не означает его единообразия. Мало того, оно противоестественно и гибельно. Многообразие культур и языков в мире – это не ошибка Всевышнего, а Его сверхразумный Закон.

«Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (Коран 49, 13)

Если бы единообразие было целесообразным, то оно установилось бы в живой природе. Эволюция жизни на Земле – это органическое сочетание её цветущего многообразия и единых её законов. Если бы биологическая «глобализация» была направлена на сохранение и развитие лишь одной формы жизни, то она завершилась бы скорой гибелью всей живой природы.

Точно так же, как взаимозависимое многообразие форм жизни обеспечивают единую биологическую энергетику существования и эволюции живой природы, так и многообразие культур, языков, верований гарантирует энергетику духовного самосохранения и развития человечества.

Разные исторические, природные и социальные условия бытия людей и разное мировосприятие ими окружающего мира находят своеобразное их отражение в разных языках и культурах. А, в целом, в совокупности, обогащают представления человека о мире и о себе. Именно в этом ценность многообразия культур как неприкосновенного генофонда цивилизации, гарантия от культурного и духовного вырождения и одичания человечества.
Смертельная угроза для цивилизационного многообразия – планы глобализации по принципу «единство в единообразии». То есть, превращение разных народов с их самобытной культурой, традициями в безликую серую биомассу для установления глобальной рабовладельческой «стабильности».
Подобны планы, как противоречащее законам природы, не могут быть реализованы, но попытки их осуществления могут обойтись человечеству очень дорого.

Чей пример и опыт станет моделью нового мира?
Происходящая ныне глобализация пока происходит как стремление загнать мир под «крышу» однополюсного мира.
Но однополюсный мир – противоестественен. Поэтому неизбежно иных, противоположных, инициатив по перестройке мира.
«Вакантная» ниша лидера человечного, ненасильственного, справедливого, гуманистического мироустройства еще не занята никем.
Чей пример и исторический опыт станет привлекательной моделью нового мира? Кто станет центром его «кристаллизации»: Евросоюз, Россия, Китай, Индия или исламский мир...?

Не только названных «кандидатов», а у всех и у каждого народа мира есть что представить и предложить для «коллективной» альтернативной модели мироустройства.
«Золотым веком» развития науки и культуры, был Мусульманский ренессанс с VIII по XIII век, эпоха Халифата, положившая начало эпохе Возрождения одичавшей Европы. Благодаря невиданным для тех мрачных времен религиозной терпимости и расцвету науки, культуры и образования, исламский мир первым осуществил азиатско-европейскую глобализацию, достойную изучения и извлечения поучительных уроков высокого уровня цивилизованности.

Не менее достойным подражания историческим уроком является пример религиозной и языковой терпимости древних и средневековых тюрко-татарских государств. Не только преследование чужой веры и чужих традиций, но любое проявление их оскорбления и унижения карались в татарских государствах высшей мерой наказания. Чингизхан воевал не за обретение колоний, а стремился завоевать весь мир с целью исключения навеки войн между народами и племенами. Сопутствующее к названиям тюрко-татарских государств приложение "Мэнге Ил!", ("вечная страна" или "страна навеки веков") по недоразумению европейских переводчиков или преднамеренно был истолкован как "монгол".
Одну из основополагающих идей нового человечного разумного миропорядка — идею ненасильственного мира — предложила человечеству Индия.

Еще древнеиндийский царь Ашока две тысячи двести с лишним лет тому назад показал пример отказа от насилия и войн как средства завоеваний. «Завоевывая сердца людей», он добился большего успеха в преодолении межплеменной раздробленности Индии.

В 20-е годы XX века Махатма Ганди идею ненасильственной формы сопротивления сделал орудием борьбы за независимость.

Джавахарлал Неру идею ненасильственного мира заложил в основу внутренней и внешней политики независимой Индии. Она стала политической основой мирового движения неприсоединения к противоположным лагерям и блокам, объединившего более 70 государств мира.

В правовом поле Российской Федерации, как наследницы СССР, идея ненасильственного мира тоже не чужак. 27 ноября 1986 года Советский Союз и Республика Индия провозгласили Делийскую декларацию «О принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира». Вот небольшие выдержки из неё:

«… Мы обращаемся к народам и руководителям всех стран с призывом предпринять безотлагательные действия, которые должны привести нас к миру без оружия массового уничтожения, без войн…

Ненасилие должно быть основой жизни человеческого общества… Следует запретить пропаганду войны, ненависти и насилия и отказаться от стереотипов мышления категориями врага в отношении других стран и народов».
Кстати, эта идея на территории Российской Федерации ещё жива. В 1992 году она вошла в новую Конституцию Татарстана статьей 8:

«Республика Татарстан отвергает насилие и войну как средство разрешения споров между народами и государствами.
Территория Республики Татарстан является зоной, свободной от оружия массового поражения.

В Республике Татарстан пропаганда войны запрещается».
Горжусь тем, что в свое время, как народный депутат Татарстана и как член Конституционной комиссии Татарстана, был инициатором и автором проекта этой статьи в Верховном Совете республики. В «обновленной» по протесту прокурора Конституции Татарстана эта статья сохранилась под номером 15 и в сокращенном виде. Была исключена часть о Татарстане как о свободной от оружия массового поражения зоне.
Верю, что отказ от насилия и войн как средства решения спорных вопросов между народами станет принципиальной нормой в новом мире.

Кстати, подобная статья под номером 9 есть в Конституции Японии. Называется «Отказ от войны». Она выделена там особо, как отдельная  глава. Вот её первая часть:
«Искренне стремясь к миру во все мире, основанному на справедливости и порядке, народ Японии навсегда отказывается от войны, как суверенного права народа, от угрозы или применения  силы, как средства разрешения международных конфликтов».

Но, в отличие от Татарстана, отказ потерпевшей атомное поражение во второй мировой войне Японии от войн был вынужденным, не вполне добровольным.

Недавно в Китае родилась идея защиты моногообразия культур и нацинальностей стран и народов Азии. В 2005 году, 28-29 мая в Пекине состоялась "Конференция по культурному сотрудничеству в Азии" представителей 16 азиатских государств (Япония, Южная Корея, Турция, Саудовская Аравия, Казахстан и др.) Был приглашен и участвовал даже Тайвань. Основным вопросом Коференции было создание Азиатской культурной лиги и Азиатского культурного фонда с целью сохранения традиционных культур стран и национальностей Азии, а также защиты разнообразия цивилизаций и многокультурья, развития сотрудничества, совместной работы на благо азиатской цивилизации в новом столетии.
Замечательная инициатива! Остается пожелать успеха великому соседу и испытывать горькое сожаление, что Россия еще не готова последовать его примеру.

Евросоюз успешно накапливает опыт и вырабатывает правовые принципы и нормы равноправного и мирного сожития народов и национальных меньшинств Европы.
Чрезвычайно поучителен полувековой опыт и первые успехи США по изжитию расизма, который свирепствовал у них еще в начале 60-х годов прошлого века.

США, Канада, Австралия и Новая Зеландия пересмотрели свое отрицательное голосование при принятии Декларации ООН «О правах коренных народов» в 2007-м году, извинились перед своими коренными народами и присоединились к Декларации. Россия, тоже не поддержавшая (воздержавшись) Декларацию, пока не последовала их примеру.

Короче, у государств и народов мира достаточно опыта, традиций, идей, достойных для будущего человечества.
В то же время, вряд ли будет разработан кем-либо самый верный, исчерпывающе подробный проект будущего человечного миропорядка и технология его осуществления по пятилетним планам. Да он и не нужен, и даже опасен.
Разумные ростки желаемого будущего у разных цивилизаций и народов они были и в прошлом, всегда возникают в настоящем, и, не оцененные по достоинству, остаются в прошлом. Вспомнить, увидеть, подметить эти ростки и создавать условия и обстоятельства для их рождения, укоренения и развития, убрать препятствия на их пути – это и есть разумное создание разумного будущего.

Историческая ошибка «строительства коммунизма», с полной дискредитацией самой идеи справедливого свободного общества, в том и заключается, что его «строили». Те, которые сегодня «строят» глобализацию лишь в интересах сильных мира сего, на том же и потерпят провал.
Ни один из проектов глобализации, даже самый гениальный, никогда не будет «принят» единогласно. Слишком велико в мире расхождение интересов. Единодушная потребность к всемирному объединению может наступить лишь в тех обстоятельствах, когда вопрос о глобальном выживании коснется вдруг, одновременно, всех без исключения людей.
Грядущий кризис мира может стать сильнейшим толчком возникновению таких обстоятельств, пробуждению воли к объединению.

Очень тревожная надежда. Но не безысходность, не пессимизм. Когда рассчитываешь на самое худшее, на самое безнадежное, то эти ожидания, как правило, не оправдываются. И потому всегда будет повод быть довольным или даже радоваться. Таков закон оптимизма. Будем его придерживаться. Нет худа, без добра.

«Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение» (Коран, 94, 5.)

Реальные шансы стать самостоятельным инициатором, лидером и «катализатором» перестройки мира были у СССР — при условии основательного политического, экономического, идеологического обновления — с покаянием за все прошлые грехи и преступления: за за массовый террор и репрессии, за раскулачивание и голодомор, за оккупации и депортации... С преобразованием его в Союз равноправных народов без разделения их на разные «сорта» и категории с разными правами.

Эта великая спасительная идея — идея преобразования СССР в Союз равноправных народов принадлежала Татарстану!
Она лежала в основе Декларации о государственном суверенитете Татарстана, принятой 30 августа 1990 год и в нашумевшей в начале 90-х годов прошлого века «татарстанской модели» федерализма в СССР. Идея была отвергнута недальновидными политиками. Изъеденный метастазами идейного и политического разложения, Союз ССР обрушился без особых усилий со стороны разрушителей.
Татары, спасшие Россию от гибели в годы Смуты в начале XVII века, в конце XX века уже не смогли отстоять СССР, не смогли добиться его преобразования в притягательную для народов модель глобализации. Слишком тяжелые были вековые удары судьбы, для того чтобы сохранить силы нации, достаточные для спасения большой России — СССР.

Неповторимый шанс крупнейшей в мире многонациональной страны, с богатым историческим опытом и огромными возможностями, был потерян.

Если верна мысль, что Россия может существовать и развиваться лишь как великая держава, то путь к величию следует искать не в направлении к безвозвратно ушедшему прошлому, а ориентируясь на будущее, опираясь на опыт прошлого и извлекая уроки из него.

Невозможно же создавать притягательный образ России в мире, превращая отпавшие от СССР братские народы и бывших союзников в неприятелей. Невозможно не только создавать притягательный образ, но даже сохранить единство многонациональной страны, отталкивая от себя6 выталкивая из России свои коренные народы, унижая их великодержавным недоверием, относясь к ним как к надоедливым пасынкам, отнимая их естественные национальные права, уничтожая их национальную систему образования, лишая их чувства Родины, рассматривая их как демографическое «сырье» для восполнения убыли «государствообразующего» народа путем ускоренной насильственной ассимиляции.
Единство и целостность России возможна лишь при единстве и целостности её многонационального народа, объединенного единой волей и единой ответственностью за своё настоящее и будущее.

Обострение имперского синдрома, приверженность к силовым способам решения проблем и вопросов, связанных с правами народов и взаимоотношений с соседями, остаются самой серьезной угрозой и преградой на нынешнем историческом пути России.

Преобразование Российской Федерации, как наследницы СССР, в равноправный Союз народов, с признанием и провозглашением их единого и неразделимого государствообразующего статуса — это последний, сильно запоздалый шанс России стать ведущим субъектом альтернативной геополитики. Не упустить бы и его.
К сожалению, без перестройки генетического кода государственного силового мышления и имперских инстинктов весомой части населения, такое преобразование весьма проблематично.

Грядущий кризис мира больно ударит по всем. Обольщаться надеждами на пережиточные остатки былого «величия» и на «авось пронесет», по меньшей мере, недальновидно. Не пронесет.

Не может быть сомнений в том, что переход к новому мироустройству будет очень жестким и беспощадным к всем народам и тсранам, безответственно безразличным к своей судьбе.

Но, в то же время, достойное уважения место в новом мире обретут и те народы, которые, уступая по численности большим и «великим», не уступают им по силе воли к самосохранению и развитию, по уровню интеллектуального, культурного, нравственного, духовного развития . Каждый народ сам заслуживает и «зарабатывает» себе свой срок.
«Для каждого народа есть свой срок. Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час» (Коран 7, 34)

Придет время — рано или поздно, с большими или меньшими потерями, человечество, в конечном итоге, изберет свой верный путь к разумному человечному единому обществу.
Это была великая мечта не одного поколения мыслителей прошлого. И сегодня она еще выглядит как утопия, но иного пути, и более великой задачи, как реализовать мечту, уже нет.
Величие народа определяется величием задач, которые он способен ставить перед собой и единой волей к их решению.
Мир уже вступил в эпоху крутых перемени. Их набирающее обороты продолжение — это очень нелегкая, но захватывающая дух судьба нескольких будущих поколений.
Нам, ныне живущим, остается лишь пожелать им крепости духа и бесконечного терпения. И облегчения после тягостей.

Казань 2012 – 2013

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции