Сегодня в сети Интернет представлено множество интернет-магазинов, специализирующихся на продаже различных категорий товаров. Однако, при более пристальном внимании легко обнаружить, что не все интернет-магазины соблюдают требования законодательства, регулирующего продажу товаров в Интернет. Это, в свою очередь, обуславливает возможность возникновения неблагоприятных последствий (штрафы), которые в отдельных случаях могут существенно ударить по бюджету владельцев магазинов. Чтобы предотвратить такие риски, является обязательным тестирование интрнет-магазина квалифицированными юристами.

Основным способом приобретения товаров в интернет-магазине является акцепт покупателем публичной оферты, которым опосредуется заключение договора розничной купли-продажи. На практике это происходит так: пользователь заходит на сайт магазина, выбирает интересующий товар, далее нажимает «Купить» («Заказать», «В корзину» и т.д.), чем дает согласие на покупку товара (то есть происходит акцепт). Однако, основные юридические риски связаны не с технической частью покупки товара, а с предоставлением обязательной информации на отдельных этапах покупки товара: на карточках товара (отдельная страница сайта для конкретного товара), при оформлении заказа, при доставке товара, при его непосредственном получении покупателем. Рассмотрим возможные риски подробнее.

Прежде всего, важно учесть, что продажа товаров в интернет-магазине является дистанционной, при которой у покупателя нет возможности познакомиться (оценить) товар непосредственно. Дистанционная продажа товаров регулируется не только нормами Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», но и Правилами продажи товаров дистанционным способом, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 27.09.07 № 612 (далее — Правила).

1.      Непредставление потребителю необходимой информации.

Продавец должен предоставить пользователю интернет-магазина всю информацию о товаре, предусмотренную в указанных выше нормативных правовых актах. При этом в соответствии с Правилами такая информация делится на две группы:

а) которая должна быть предоставлена потребителю до момента совершения им покупки (то есть должна содержаться на сайте магазина). В частности, п.8 Правил и п. 2 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» устанавливают, что «продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора».

б) которая должна быть доведена до покупателя в момент передачи товара

При непосредственной доставке товара покупателю, ему должна быть предоставлена вся необходимая информация о товаре в письменном виде и на русском языке (правила продажи товара, сведения об основных потребительских свойствах товара, а в отношении продуктов питания – об их составе, правила безопасного использования товаров, информация о порядке и сроках возврата товаров и т.д.). Весь список обязательной к предоставлению информации закреплен в п.9 Правил.

Очевидно, что если указанная обязательная информация не будет доведена до сведения потребителя на сайте и при доставке товара, то у владельца интернет-магазина могут возникнуть проблемы правового характера. Во-первых, в соответствии с ч.1. ст. 14.8 КоАП РФ на компанию может быть наложен штраф в размере от 5 до 10 тыс. рублей. Во-вторых, если в момент доставки покупателю товара не будет передана в письменном виде информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, то срок на возврат покупателем товара, приобретенного в интернет-магазине, увеличивается до трех месяцев, тогда как обычный срок равен семи дням после передачи товара (абз. 1, 2 п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей»). Это очень важный нюанс. Как известно, обычный срок возврата товара надлежащего качества (то есть справного товара, по любым причинам) в магазины равняется 14 дням. При дистанционной торговле через Интернет – 7 дней, но при условии, что данное правило известно потребителю и содержиться в письменных документах о товаре.

Интересно, что в правоприменительной практике некоторые суды отмечают, что в течение этих семи дней покупатель может вернуть даже технически сложные товары, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 10.11.11 № 924, или другие товары, которые при обычной торговле в отсутствие недостатков обмену и возврату не подлежат в соответствии с Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55. Иными словами, если бы Вы купили шкаф-купе в обычном магазине, то Вы бы не смогли его вернуть в магазин без объяснения причин, а лишь при условии, что товар имеет недостатки, поскольку шкаф-купе входит в перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену. Здесь же, при дистанционной торговле, некоторые суды позволяют вернуть даже технически сложный товар без объяснения причин в течение семи дней (например, решение Мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Владимира от 22.08.11 по делу № 2-530/2011). Таким образом, настоятельно рекомендуем соблюдать требование о предоставлении информации покупателю в письменном виде при доставке товара, в том числе, о сроках возврата и обмена.

2. Нарушение законодательства о рекламе.

Для продажи товаров владельцы интернет-магазинов используют различные маркетинговые приемы, такие как акции, распродажи, скидки постоянным покупателям и т.д.  В этом контексте важно то, чтобы с покупателя при фактической оплате не требовали оплаты товара по более высокой цене, нежели той, которая была при оформлении заказа. Что мы имеем в виду. Например, пользователь заказывает товар по акции со скидкой 20%, однако, при оплате с его банковской карты списывается больше, без учета скидки. Впоследствии, пользователь предъявляет магазину претензии, на что получает отказ в связи с тем, что срок действия акции закончился уже некоторое время назад, просто с сайта не сняли соответствующее объявление. В таких случаях, если была допущена ошибка, наша рекомендация будет передать товар покупателю по цене с учетом акции, поскольку для судов в рамках защиты прав потребителей не имеет значения, что на сайте была ошибка (это проблема продавца, а не покупателя). В частности, похожий спор рассматривался мировым судьей судебного участка № 2 г. Каменска-Шахтинского Ростовской области от 18.09.12 по делу № 2-411/2012. Более того, это позволит сэкономить, ведь если спор будет рассматриваться в суде, и интернет-магазин его проиграет (а вероятность этого при обозначенных выше условиях почти 100%), то придется возмещать расходы потребителя на судебные издержки, возможно моральный вред. Если же потребитель решит подать жалобу в антимонопольную службу на основании того, что на сайте недобросовестная реклама – то возможно антимонопольный орган также привлечет компанию, владельца интернет магазина, к ответственности, а там штрафы куда существеннее (так, по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ штраф от 100 до 500 тысяч рублей).

3.      Не было получено согласие на обработку персональных данных.

Когда посетитель интернет магазина делает заказ товара, то ему, как правило, предлагается заполнить ряд полей для указания личных данных, как-то: имя, фамилия, отчество, адрес доставки, телефон, электронная почта, и некоторые другие. Если владельцы интернет-магазина собирают указанную информацию только для исполнения конкретного договора купли-продажи товара, приобретенного на сайте интернет магазина, то согласия на обработку персональных данных не требуется. Но в случае, когда в будущем планируется использовать указанную информацию в каких-то иных целях (маркетинг, исследования, рассылка рекламных сообщений и др.), обязательно получение согласия пользователя об обработке его персональных данных в соответствии с п. 1 ст. 6, ст. 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Сам по себе сбор персональных данных пользователей без их согласия сегодня карается небольшим штрафом (для юридических лиц до 10 тыс. руб., от 500 до 1000 руб. для должностных лиц). Однако, отдельные действия с такими базами данных могут стать основанием привлечения к более суровой ответственности. Так, рассылка рекламных сообщений в форме смс-сообщений или по электронной почте без согласия получателя грозит штрафом компаниям от 100 до 500 тыс. рублей (согласно положениям ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ и корреспондирующей ей нормы ч.1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе»).

Таким образом, на что обратить внимание:

а)  Вы должны убедиться, что на сайте представлена вся необходимая информация о товаре, его гарантийном сроке, доставке, правилах возврата, обмена и т.д. То есть все те пункты из перечня, закрепленного в п.8 Правил продажи товаров дистанционным способом. Эта информация должна быть доведена до сведения покупателя как до заключения договора розничной купли-продажи, так и непосредственно в момент доставки и передачи товара. Как правило, это осуществляется через добавление при оформлении заказа пункта с чек-боксом (пользователь должен поставить галочку) о том, что пользователь ознакомился со всеми правилами продажи товара, обмена и возврата и соглашается с ними.

б)  Необходимо обеспечить обязательное получение согласия пользователя на обработку его персональных данных на сайте интернет магазина при оформлении заказа. Как мы отмечали выше, если Вы собираете данные пользователя не только для исполнения договора купли-продажи, но и последующей рассылки с новостями, рекламой и т.д., то получение его согласия на обработку персональной информации обязательно. Делается это таким же образом: при оформлении заказа либо регистрации пользователя на сайте (если для покупки товара необходимо обязательно зарегистрироваться и создать аккаунт) пользователь должен поставить галочку (чек бокс), что он «Согласен предоставить персональные данные для обработки и хранения  (+ получение новостной рассылки)» .

в) Было бы хорошо владельцам интернет-магазина (менеджерам) следить за тем, чтобы на сайте не было представлено товаров, которые в данный момент отсутствуют в наличии. По таким товарам можно делать отметки – «нет на складе», «под заказ», и т.д.

г) Как мы отмечали выше, важным условием соблюдения законодательства о защите прав потребителей и Правил продажи дистанционным способом является предоставление покупателю в момент передачи товара информации о правилах продажи, возврата, обмена товара в письменном виде. То есть, чтобы покупатель получил на руки данные сведения и расписался об их получении. Естественно, делать отдельного документа под эту особенность не надо. Простым вариантом будем включение в накладную на товар (либо акт приема-передачи товара, договор) графы «С правилами продажи товара, правилами обмена и возврата товаров надлежащего и ненадлежащего качества ознакомлен» — напротив которой покупатель должен будет расписаться.



Мнение автора может не совпадать с позицией редакции