ПОЛМЕШКА ЗАЙЦЕВ ОДНИМ ВЫСТРЕЛОМ ИЛИ ПРЕДВКУШЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ИДИЛЛИИ

С прошлой осени казанцы ждали открытия нового агропромпарка на Космонавтов, расположенного на выезде из города в сторону Набережных Челнов. Сначала его презентацию планировали на ноябрь, потом рыночная премьера была отложена на Новый год, затем на март… И, наконец, 11 мая президент Рустам Минниханов посетил новый по форме и содержанию агропромышленный парк, благословив его на счастливое плавание по штормящему морю сельхозрынка в условиях вступления России в ВТО.

38767.jpg
 

ПОЛМЕШКА ЗАЙЦЕВ ОДНИМ ВЫСТРЕЛОМ ИЛИ ПРЕДВКУШЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ИДИЛЛИИ

С прошлой осени казанцы ждали открытия нового агропромпарка на Космонавтов, расположенного на выезде из города в сторону Набережных Челнов. Сначала его презентацию планировали на ноябрь, потом рыночная премьера была отложена на Новый год, затем на март… И, наконец, 11 мая президент Рустам Минниханов посетил новый по форме и содержанию агропромышленный парк, благословив его на счастливое плавание по штормящему морю сельхозрынка в условиях вступления России в ВТО.

По президентской «наводке» я давно хотел увидеть этот объект, который считал предвестником новых социально-экономических реалий в Татарстане и в России. Одним суперрынком отстреливаются сразу несколько зайцев. Их набирается с полмешка, никак не меньше: открываются широкие возможности для продажи фермерами своей продукции без посредников, появляются условия для хранения товаров, санитарно-ветеринарные, юридические и банковские услуги, предоставляются современное оборудование, офисы, кафе, гостиница, парковки – все на уровне XXI века. Значит, и цена, и ассортимент будут привлекательнее, чем на обычных городских рынках.

Торговля с тротуара и открытых площадок уходит в прошлое, во всяком случае, в крупных городах. Есть надежда, что все будет намного культурнее и выгоднее. Все свеженькое, разнообразное на прилавке. Прощай, набившая оскомину антисанитария вокруг колхозного рынка! Зловонный мышиный и крысиный заповедник, собачьи стаи и ночлежки бомжей в районе рынков – все остается в прошлом.

Подъезжай к агропромпарку, паркуй машину и загружай в тележку качественные продукты, которые попали на прилавок прямо из фермерского хозяйства. Да и фермеры будут избавлены от произвола перекупщиков, сами продадут свой товар в комфортных условиях. Красота!

36892.jpg
 

Своими ушами слышал оптимистические призывы президента РТ: «Фермеры, готовьтесь продавать свою продукцию через новый агропромпарк!» И свои фермеры, и производители из других регионов вправе занять свою площадку на новом рынке. Участники форума татарских предпринимателей сразу вдохновились приглашением на высшем уровне и давно собираются ехать в Казань со своими мясопродуктами и овощами.

Поскольку на рынке можно будет перерабатывать продукцию и торговать ею в фасованном и непортящемся виде, открываются реальные перспективы для демонстрации кукиша конкурентам по Всемирной торговой организации. Нетрудно догадаться, что возникнут трудности, предстоит нелегкая притирка и поиск оптимальных цен за услуги. В частности, газета «БИЗНЕС Online» уже писала насчет размеров оплаты торговых площадей, которые сначала показались нереальными для сельского производителя. Потом, вроде, цены с 28 тыс. рублей за торговое место сбили до 12 - 18 тыс. рублей. Невиданные условия, холодильники, умывальники. Вперед, господа бывшие колхозники, в рыночный рай! Красивые проекты, модные термины вызвали в воображении картину визита Владимира Путина и других важных гостей в агропромпарк. Президент России в свое время посетил в Казани новые квартиры вчерашних «трущобников» и дал команду тиражировать опыт переселения из ветхого жилья на всю Россию. Подумалось мне, что Путину просто необходимо посетить и казанский агропромпарк, а потом собрать российскую сельхозэлиту для внедрения очередной новинки Татарстана по всей стране.

Собственно, такой вариант представляется реальным и сейчас, если механизм агропромпарка завертится на всю проектную мощность. И если мозги деятелей этой сферы тоже будут крутиться адекватно новым возможностям и задачам. Вот это «Если…», о котором пела на Евровидении Дина Гарипова – What if, может вызвать столько преград и даже привести к скандалу (например, при подсчете голосов). В данном случае прошу посчитать только один голос – мой. В качестве заинтересованного покупателя и неравнодушного журналиста я отправился на колхозный рынок будущего.

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ЛИЦА, НАСТРОЕННОГО НА ВЗАИМНУЮ ЛЮБОВЬ

Первый сюрприз: закрытая от дождей капитальным навесом парковка была занята лишь на треть. В промежуточном зале выстроились аккуратные прилавки с медом, но во всех медовых секциях продавцы скучали без покупателей. В соседних рядах торговали обычной для рынка продукцией, кроме мяса и рыбы, но там тоже царила «медовая» тишина.

Прошел дальше, в основной зал. На полу у входа нарисованы указатели, куда идти за мясом и овощами. В просторном зале вывешены полотнища с названиями отделов. Настоящий крытый рынок! Запах свежий, чистый воздух, температура курортная, атмосфера спокойно-доброжелательная. Таблички с указанием фермерских хозяйств или их ассоциации. Продавцы терпеливо ждут покупателей, освежая внешний вид своего товара водой из ручной брызгалки. Но покупателей мало. Цены примерно такие же, как на обычных рынках, может быть, чуть дешевле. Некоторые берут свежее парное мясо, сразу видно – качество отличное. Я купил две курицы для супа – они больше обычных цыплят и по цене дешевле, чем на городских рынках. Хочется, чтобы скорее закрутилась торговля, тогда выбор будет шире, и предложений больше, и спрос активнее, и цена может упасть.

Нетрудно догадаться, что новая торговая точка поначалу всегда чахнет и скучает без покупателя. Надо ускорить оборот товаров, сыграть на конкуренции цен и качества.

Но пока в торговом зале было скучновато. Особенно жалко продавцов, они издалека смотрят, не скрывая надежды на то, что кто-то подойдет к их прилавку.

Безимени-1.jpg
 

Понятно, что только три недели прошло после открытия. Народ еще не оценил преимущества агропромпарка. В первое время и IKEA, и ОВI тоже пустовали, и лишь потом раскрутились за счет ассортимента и доступных цен. Этим я себя утешал, но в душе понимал, что, поскольку цены и ассортимент везде примерно одинаковы, заманить сюда покупателей и продавцов непросто. Однако надо сделать это общими усилиями.

ЧУТЬ НЕ СТАЛ ШПИОНОМ И ПОСОБНИКОМ ТЕРРОРИСТОВ

Одухотворенный идеями рыночного рая, я решил отснять несколько кадров на свой айфон, чтобы послать знакомым и домашним показать симпатичные товары.

Честно говоря, пока там особо нечем похвастаться. Кроме парковки, просторного зала и раскрашенного фасада здания ничего примечательно еще нет. А новое, несколько корявое название «АГРОПРОМПАРК» выбирали явно без участия филологов и журналистов. Название это заезженное, созвучное кликухам модных организаций «IT-парк», «Технопарк». Стоит ли продажу баранины и морковки смешивать с миром технополисов?

Пока у нового рынка нет яркого народного прозвища вроде «Черкизон», «Черемушки» или «Нахаловка», нет и торгово-туристического символа, торгового знака, заменяющего казенное слово «агропромпарк». Есть только красочное панно на фасаде и то самое агрослово. Как известно, в коммерции не последнюю роль играет благозвучное название, вспомните, как автомобили «Жигули» на внешнем рынке из-за неблагоприятной ситуации в экспорте машин в один день превратились в «Ладу».

В торговом зале, беря пример с президентов, снял на айфон пару кадров с прилавками и товарами. Но, чтобы выложить снимки в интернет, мне нужен iPad, так как мой старенький айфон не вытягивает фотки и видео в cоциальную сеть. Сделал пару кадров на айпад, уже продумывал комментарий, с которым выложу их в Facebook и VKontakte. Смотрю, подбегает охрана зала, запрещает фотосъемку. Дело понятное, в торговых учреждениях папарацци не любят. Мол, вдруг какой-то негатив попадет в прессу, сор из избы вылетит. Считается, что помимо папарацци могут вести съемку террористы для подготовки своих злых намерений. По привычке прошу охранника показать документ, на основе которого мне запрещается снимать красные помидоры и зеленые огурцы, а также их ценники. Ответ: приказ начальства! 15 минут меня обрабатывали, требуя удалить отснятые кадры.

На помощь охране подоспела дежурная по торговому залу с табличкой «Фарида Шайдулловна». Она аргументировала требования охраны любопытным образом: что будет, мол, если она ворвется в мой дом и начнет фотографировать? «Как это? – изумлялся я. – Это же не ваш дом, а рынок, куда вы меня пригласили. Я же покупатель! Я всегда прав». Пытался объяснить, что хочу снять прилавок с башкирским медом и симпатичного башкирского парня с воском в раме. Не позволили.

Оказывается, приказано также не пускать на рынок с собаками, которые норовят нюхать продовольствие. Такой запрет я приветствую при всем уважении к собачникам. Но откуда покупатели узнают, что на агропромрынок нельзя приходить с собаками? Кто-то должен повесить объявление, оглашать по громкому вещанию, информировать в рекламных роликах и печатных объявлениях. Интересно, кто? Не служба охраны и не дежурный по залу. На это существует администрация рынка, ее служба по связям с населением. Можно вывесить наглядную агитацию, указать на интернет-сайте. Пока этим не займутся, будут возникать неприятные инциденты.

ХОТЯ Я И НЕ ПАПАРАЦЦИ…

Скажу честно, хоть я не старался помогать террористам нащупать уязвимые места нового комплекса, в разные годы позволял себе действия, граничащие с риском «загреметь». 23 февраля 2009 года рядом с моим родным селом упал космический корабль в нештатном режиме. Хоть он считается метеорологическим, козе понятно, что автоматические аппараты, годами крутящиеся вокруг земли, связаны с оборонкой. Я не удержался от соблазна: собрал у сельских ребят фото- и видеокадры, снятые на месте посадки, смонтировал при помощи друзей клип и выставил его в интернет. И по сей день этот сюжет привлекает внимание публики. 

Мало того, я написал статью о спуске корабля и записал передачу для радио «Азатлык», передал материалы журналистам «Комсомольской правды», которые опубликовали свою статью со снимками, тоже вызвавшую резонанс. 

Районная печать молчала, республиканская газета «Кызыл Тан» сообщила об этом спустя месяц, а «Комсомолка», помню, напечатала буквально через 3 - 4 дня после той посадки. При желании этот инцидент могли отнести к гостайнам, и мне светила бы тюрьма! Но никаких претензий ко мне не было. А вот на рынке они возникли…

НЕДОЗВОЛЕННЫЕ ШАЛОСТИ

Как и все коллеги, при случае я стараюсь поймать и использовать интересные факты. Признаюсь: в этот момент я согрешил перед службой охраны агропромрынка! Я все равно успел сделать снимок, и он уже высветился на моей страничке, а друзей в Facebook у меня больше тысячи и еще больше их на моей страничке VKontakte.

Рассекретил лицо продавца меда с башкирским сотовым медом в пчелиной рамке! Еще препирался, требовал показать основание для запрета фотосъемки. Охрана (кстати, она четко выполняла приказ и заслуживает премирования) изумлялась, что я не понимаю слово «приказ», который и служит основанием. А я тупо просил показать не только приказ, а основание для приказа. Вдруг сам приказ противоречит Конституции?

Салават-с-Башкирским-медом460.jpg
Салават с Башкирским медом

Согласно пункту 4 статьи 29 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право искать, получать и распространять информацию. Мне было интересно, чем руководствуется администрация агропромпарка. Может быть, правовой нормой о государственной тайне или конституционным правом о защите персональных данных? Что именно служит основанием? Если речь о государственной тайне, должен быть документ о включении объекта в перечень секретных объектов. В первом пункте статьи 23 Конституции РФ объявляется право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, защиту своей чести. Если речь идет о праве граждан на защиту персональных данных, то продавец секции «Башкирская медовня» по имени Салават разрешил снять его и показать всему миру. Уж больно вкусным мне показался настоящий башкирский мед! Большинство других продавцов, думаю, могли бы немало заплатить или предложить на бартер свой товар, если бы я фотографировал их на рынке и распространял бы фото по всему миру. Ведь они выкупили за 13 - 18 тыс. рублей в месяц место на рынке, целыми днями торчат в красивом зале, но пока мало к ним подходит покупателей, и почти никто ничего не покупает! За целый день не продать почти ничего – это же прямой убыток.

БЕЗВЫХОДНЫХ СИТУАЦИЙ НЕ БЫВАЕТ!

Хочу сказать о своей мотивации и позитивной программе. Она предельно наивна и созвучна песне Дины Гариповой, исполненной в Швеции.

Что, если бы я смогла изменить ход времени?

Что, если бы у меня была воля решать?

Что, если бы я смогла объединить нас?

Если бы я, если бы я…

Что, если бы мы открыли двери?

Что, если бы мы могли больше помогать друг другу?

Что, если бы я смогла заставить вас всех поверить?

Если бы мы, если бы мы…

Что, если мы все раскроем объятия?

Что, если мы станем одним целым?

Что, если мы захотим остановить страх?

Что, если мы решим закопать топор войны?

Почему мы не всегда помогаем тем,

Кто нуждается в нас больше всего?

Вместе мы сможем изменить ход времени,

Вместе у нас есть воля решить,

Ответ лежит в наших сердцах и мыслях.

Вместе, вместе…

В эпоху рыночного индивидуализма, алчности и нарастающего жлобства я верю в необходимость и возможность совместных действий представителей различных сфер. Почему одни творят чудеса в науке, культуре, бизнесе, а другие бездарно разваливают то, что уже сделано?

Про АПП можно было сначала написать, показать все возможности и преимущества нового рынка. Зачем нужны газеты, ТВ, радио, если они молчат о насущном? Как будто рекламный рынок раскрутится без нашего участия, если мы не убедим население участвовать в социально-экономических и гуманитарных проектах. Если не научим его кормить себя, спасать свою культуру и язык собственными усилиями. Мой упрек и коллегам-журналистам, особенно работающим в государственных СМИ, и тем почтенным менеджерам, которые ставят задачи перед ними.

КАК СПАСТИ НЕЗАУРЯДНЫЙ ПРОЕКТ?

Делая снимки и составляя эту заметку, я продвигаю интересы агропромпарка, защищаю интересы продавцов и покупателей. Самое нужное дело сегодня – привлекать к новой точке как можно больше покупателей. Это мое естественное желание и профессиональный долг. Работникам рынка я предъявил журналистское удостоверение, в котором приводится цитата из закона о «О средствах массовой информации»: «Журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию, посещать государственные органы и организации…». Предприятия, общественные организации либо их пресс-службы должны всячески содействовать мне, ибо я защищаю общественный интерес. Каких же целей добивается администрация рынка, равнодушно созерцая пустые торговые ряды и не заботясь о рекламе нового комплекса? Право же, я этого не понимаю. Ведь арендующие торговые места фермеры платят немалые деньги, хотя рынок пока не раскручен и не гарантирует покупательских потоков. Ясное дело, торговые центры начинаются всегда так. Но какова динамика и как долго будут длиться покой и тишина на суперрынке миллионного города? Сотрудница рынка сказала, что мой любимый Чеховский рынок все равно закроется, и мне придется ездить сюда.

36891.jpg
 

А за чем? За пучком лука и килограммом мяса? Есть ведь еще «Бэхетле», «Ашан», «Магнит», «Пятерочка» и другие точки, где полно продовольствия. Не верю, что капитально отстроенный рынок на Чехова закроют, чтобы люди ездили в агропромпарк. Торговлю на открытых площадках могут прикрыть, но чтобы действующие продовольственные рынки и маркеты закрыли ради того, чтобы миллионный город запасался продуктами на улице Космонавтов? Маловероятно.

Много еще придется прикладывать трудов, чтобы по законам рынка и современной рекламы привлечь покупателей и продавцов в агропромпарк. Пока подробной информации о нем я не нашел в интернете, пробивая через поисковик его название и даже имя директора Олега Власова. Очень мало информации! Пока только можно узнать о посещении рынка президентом и дискуссиях о цене торгового места.

Как же так? У нас продвинутый агропром, сверхзвуковой президент, горячо относящийся к новациям в производстве и переработке продовольствия. Имеется реальный шанс вновь удивить страну новой моделью торговли. Опытный министр сельского хозяйства и продовольствия Марат Ахметов явно не равнодушен к этому объекту. Дело осталось за малым: посадить людей на автобус и везти на новое место. Кстати, мне сказали, что с проспекта Победы к агропромпарку ходит 69-й автобус. Где остановка, каков график? По какой цене? Почему нет рейсов с площади Тукая, из других районов?

Вы не поверите, подъезжая к рынку со стороны Советской площади, на пересечении улицы Космонавтов в сторону агропромпарка вы можете проскочить мимо и сделать еще один круг, так как там нет обыкновенного указателя. То же самое при подъезде со стороны IKEA. Нет даже указателя второстепенной дороги. Фантастика! Одного месяца после открытия рынка не хватило, чтобы повесить щиток со стрелкой и названием объекта.

Проезжаешь по дороге из центра по улице Космонавтов мимо конюшен ипподрома, а потом видишь верхнюю часть новых корпусов буквально в 70 метрах от трассы, но не догадываешься, что это и есть агропромрынок. Любимое детище президента выглядит замаскированным…

А народ у нас хороший, но избалованный. Его надо приглашать, уговаривать, прельщать выгодными ценами. Казанский покупатель консервативен, ему нравится, когда утром на торговой площади пахнет шашлыком, подают чай с блинами, самодеятельные артисты из сельских районов пляшут и поют песни, когда сельчане торгуют самыми изысканными своими продуктами, и подешевле. Все это было на городских рынках на предпраздничных ярмарках. Прошлой осенью я купил 7 килограммов овса, заслушиваясь песней под баян в исполнении фермера из Буинского района. И мне стало не по себе от мысли, что всего этого мы больше не увидим, и нам оставят только агропромпарк.

Он, в отличие от «Новой Туры», даст Бог, не сгорит, так как там товары не горючие. Но в финансовом смысле пока он горит синим пламенем по причине чьей-то неповоротливости. А ведь уже потрачены 2 миллиарда рублей! Осталось-то выполнить работу на несколько сотен тысяч или несколько миллионов рублей, чтобы быстрее добиться хотя бы положительной динамики в продаже товаров и заполнении торговых площадей. Речь идет об угрозе дискредитации нового проекта, реализации президентского замысла.

…Никогда за свою 45-летнюю журналистскую биографию не писал репортажи об открытии нового рынка. Думал, что это удел практикантов журфака. На это раз дилетантство в раскрутке нового комплекса, информировании людей о нем вывели меня из равновесия. Потому что речь о качестве нашей жизни, о бизнесе сельчан, и так задолбанных своими инвесторами и заокеанскими конкурентами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции