Одна из особенностей индийского IТ-рынка – многолюдные компании. Если в российских компаниях на каждом направлении обычно трудится от пяти до 15 человек, а бывают фирмы, весь коллектив которых не превышает этого количества, то в Индии счет без преувеличения идет на тысячи. Почему? Тут нужно обратиться к истории и вспомнить, как вообще появились индийская IТ-индустрия.

111.jpg
«У индийских коллег есть чему поучиться - умению всегда пристально следить за ситуацией в отрасли и реагировать на ее малейшие изменения» 

В 1970-е годы прошлого века правительство Индии приняло серьезные меры для стимулирования hi-tech. В стране были запущены серьезные государственные программы, направленные на создание собственной IТ-отрасли, появилось несколько свободных экономических зон, причем компании-экспортеры были не просто освобождены от налогов, но и получали премии за успешную деятельность на мировом рынке. Своих компьютеров Индия не производила и их стали ввозить из-за рубежа. В частности, индийцы пользовались казанскими компьютерами, которые выпускала наша материнская компания КПО ВС. Это было время мейнфреймов – больших машин, создание программного обеспечения для которых было очень затратным, но они были востребованы в промышленности. Работали тогда в Индии и иностранные инженеры-программисты, главной задачей которых было повышение квалификации индийских айтишников. Мне тоже довелось несколько лет поработать в этой стране, поэтому я знаю ситуацию не с чужих слов. Итогом всех этих усилий стало появление большого числа образованных кадров, составивших костяк индийского рынка информационных технологий.

Вскоре в мировой IТ-индустрии стали происходить серьезные перемены – началась эра персональных компьютеров. Первым инноватором, как известно, был Стив Джобс, создавший теперь всемирно известный бренд Apple. Однако рынок не сразу оценил гениальность его изобретения. Еще несколько лет ПК считались чем-то вроде занятной игрушки, а серьезные американские и европейские специалисты не спешили писать для них программы. Вдобавок ко всему им казалось, что это невыгодно. Во-первых, в тех же Соединенных Штатах консервативный корпоративный сектор предпочитал старые операционные системы, рассчитанные на мейнфреймы. Сейчас соотношение мейефреймов и ПК составляет примерно 3:97, а тогда все было с точностью до наоборот. Они использовались в банковском деле, страховании, логистике, на транспорте. Во-вторых, такая программа стоила порядка $1 млн., в то время как ПО, разработанное Apple и Microsoft, было не дороже $100. Однако постепенно ПК набирали популярность, и индийцы стали одними из первых, кто стал заполнять эту нишу. Ниша оказалась быстрорастущей и по-настоящему огромной и потребовала массу специалистов. Индия оказалась готовой к такому вызову, чему способствовало также и то, что английский язык в стране является одним из государственных языков.

Эта концепция построения бизнеса успешно работала более двух десятилетий, но сейчас стала давать сбои, на которые индийские компании вынуждены реагировать. И дело вновь в серьезных изменениях на рынке. Переход от прикладных решений к облакам постепенно приводит к сокращению однотипных программных продуктов. При использовании облачных сервисов ПО не устанавливается на каждый компьютер, а находится в дата-центре и унифицируется, что не требует большого числа разнообразных решений. Государственные, публичные, гибридные и частные облака, виртуализация рабочих мест и серверов создает ситуацию, при которой компании покупают не лицензии, а время. При таком раскладе на рынке программного обеспечения выживут сильнейшие, а, соответственно, у производителей ПО возникает потребность в более квалифицированном персонале. Как говорится, лучше меньше, да лучше. Это, пожалуй, основная причина происходящих на индийском рынке перемен, и связана она, как следует из всего вышесказанного, с новой технологической революцией и возросшей конкуренцией. Ведь сейчас практически все компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения, создают программы как раз для среды персональных компьютеров и мобильных устройств.

Любопытно, что при этом происходит возвращение мейнфреймовской идеологии, хотя и в совершенно ином исполнении. Дата-центр – это же колоссальное количество серверных комплексов, гигантский искусственный мозг, обеспечивающий деятельность десятков тысяч «персоналок». Например, компания Facebook строит дата-центр, один этаж которой не уступает по величине футбольному полю, а в этом здании будет сотня этажей. И, конечно, для работы с таким заказчиком от программистов требуется очень высокий уровень знаний и производительности.

Поэтому, на мой взгляд, есть и еще один момент, заставляющий компании Индии так круто менять кадровую политику. И связан он с имиджем. Поскольку в последние 5 - 7 лет на мировом рынке сложилось устойчивое мнение об индийских программистах, как о недостаточно квалифицированных, наиболее продвинутые компании этой страны пытаются изменить отношение к себе. Сокращая персонал, они посылают заказчикам и потребителям сигнал о том, что справляются с поставленными задачами с небольшим штатом сотрудников, а, значит, выгодно выделяются на фоне своих коллег и конкурентов.

Но если последняя проблема - сугубо индийская, то ветер перемен, который уже несколько лет дует на мировом рынке, бесспорно, коснется и нас, россиян. Правда, сложности, которые могут подстерегать российские IТ-компании, иного плана. Недавно наши специалисты участвовали в Днях России в Голландии и выяснили следующее. Оказывается, российские аутсорсеры не воспринимаются в мире, как достаточно дешевые, чтобы активно пользоваться их услугами. А при распространении облаков роль аутсорсинга существенно возрастает. Нашу страну по-прежнему считают передовой в плане научных разработок, но полагают, что работать с нашими компаниями, как с аутсорсерами, довольно затратно. На самом деле наши цены достаточно адекватны, но это еще предстоит доказать. И вот здесь нашими конкурентами как раз являются индийцы и китайцы.

Задача это решаемая. Мы вполне можем конкурировать с ними по ценам, потому что производительность наших программистов выше. Причем, опять-таки при меньшем числе сотрудников. Например, нашей компании есть, что предложить зарубежным заказчикам. Скажем, наши инженеры создают программного робота с искусственным интеллектом, который повышает производительность работы сисадминов. Он в тестовом режиме применяется для решения регулярных задач и проблем, резко повышая итоговую производительность труда, что позволит нам предоставлять качественный сервис дешевле наших основных конкурентов из Индии и азиатских стран. В то же время такая разработка может продаваться как отдельный продукт на рынке профессиональных IТ инструментальных средств. Есть и другие сложные программные решения, которые, как я надеюсь, будут востребованы рынком.

При этом я уверен, что у индийских коллег есть чему поучиться - в первую очередь умению всегда пристально следить за ситуацией в отрасли и реагировать на ее малейшие изменения. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции