С точки зрения увеличения пропускной способности ЖД, из экологических соображений и развития города Казани необходимо строить железную дорогу в обход города Казани севернее автодороги М7 от Зеленодольска (или п. Красный Яр) до Высокой Горы (или с. Калинино) протяженностью примерно 50 км.

Для РЖД проект дает:

- увеличение скорости передвижения поездов и пропускной способности ЖД;

- задел будущей скоростной ЖД Москва - Екатеринбург.

Для Республики Татарстан проект дает:

- уникальную промышленную площадку протяженностью до 40 км в непосредственной близости от города Казани,  с уникальной логистикой – рядом с каждым предприятием автотрасса и Ж/Д ветка, где получат новую «прописку» многие промышленные предприятия города Казани.

Для города Казани проект дает возможность:

- разработать кардинально новый Генплан города;

- вынести из черты города десятки промышленных предприятий, самый крупный из них Пороховой завод, далее список можно продолжить до бесконечности;

- разрешить экологические проблемы города;

- уникальным способом организовать городской транспорт, используя имеющиеся и строящиеся в городе железные дороги, метро и автодороги;

- застроить огромные территории, освобождающиеся после переезда промышленных предприятий;

- вдоль реки Волга в черте города на протяжении 20 км начать строительство жилья, коммерческой недвижимости и социальных объектов. Приволжский и Кировский районы станут самыми привлекательными районами для инвестиций;

- снять крайне напряженную ситуацию с площадями для строительства в нынешнем центре города.

Для Зеленодольского и Высокогорского районов Республики Татарстан, где будет проложена железная дорога проект дает:

- возможность промышленного развития этих районов.

Какие инвестиции требуются?

Строительство 1 км ЖД в РФ стоит 1,5 - 10 млн. долларов, т.е. 50 – 300 млн. рублей. В РТ, при максимуме административного ресурса и минимуме коррупции, цена 1 км не превысит 100 млн. руб., т.е. необходимые минимальные инвестиции в пределах 5-6 млрд. рублей, максимум 10. Для такого проекта деньги небольшие, полагаю, их найти можно. Возможно, создать совместную компанию с РЖД, и кредитоваться в банке. Или же попытаться найти инвестора. 

Возможно, железную дорогу надо строить на республиканские средства, а потом произвести обмен с ОАО РЖД на внутригородские железные дороги с передачей последних на баланс Горэлектротрансу. Причем ЖД от Юдино до Аэропорта и от ст. Дербышки - ст. Ометьево – ст. Казань использовать только для городских пассажирских перевозок, а отрезок пути Дербышки – Восстания - Юдино для поездов дальнего следования (до строительства нового железнодорожного вокзала) и пригородных электричек. Подача грузов ЖД путем на предприятия в черте города осуществлять только в ночное время, после остановки движения городского электротранспорта.

Согласование строительства обходной Ж/Д позволит разработать новый Генплан развития города Казани на многие десятилетия.

В настоящее время генплана нет, ярких, разумных проектов тоже. Нет концепции, куда вывести промышленные предприятия, каким образом это сделать, как их не растерять.

Разные прожекты насчет строительства городской железной дороги не выдерживают никакой критики, т.к. при такой интенсивности движения грузовых и пассажирских поездов по тем же дорогам пустить городской транспорт невозможно.

Так же решил минтранс РФ, завернув 12-миллиардный проект строительства городской электрички к мундиалю-2018.

Расширение города в направлении дальше от Волги, в сторону В. Горы, Лаишево и т.д., создает дополнительные трудности в строительстве инфраструктуры ЖКХ и организации транспорта. Город становится «размытым», еще более «деревенским». Еще больше хаоса в архитектуру города вносят проекты Иннополис, Смарт-сити.

Освоив набережную Волги, можно разместить более 0,5 миллиона человек без увеличения размеров города, причем Казань станет действительно современным городом. Жилье и прочая недвижимость на берегу Волги будут дорогой и престижной. Далее, можно рассмотреть строительство моста ч/з Волгу на В. Услон, который также в будущем должен стать районом Казани.

Освоение новых зон в черте города надо начинать с Речного порта:

- Портовый элеватор и территорию Грузового порта превратить в суперсовременный бизнес – центр;

- Грузовой порт вывести в район ст. Юдино, в результате чего там появится отличная логистика: речной порт – железнодорожная станция – автотрасса М7.

Далее, путем намыва и используя прибрежную зону застраивать территорию от Речного порта до Победилово , от Речного порта до Юдино; строить автотрассу от Речного порта до Победилово вниз по островам, автотрассу от Речного порта до Юдино по островам.

В результате, благодаря компактному расположению города, используя имеющиеся и строящиеся в городе железные дороги, метро, автодороги, можно организовать пассажирские перевозки таким образом, что от Аэропорта до Юдино, от Горок до Дербышек пассажир сможет добраться за считанные минуты.

Пока мы остаемся на берегах Казанки и дальше отдаляемся от Волги – тем больше будем создавать трудности в городском хозяйстве и отдаляться от идеи строительства современного города. Казань мало использует свои преимущества, связанные с расположением на Волге. Набережная Волги на всем протяжении от Юдино до Победилово представляет из себя жалкое зрелище, вместо того, чтобы быть визитной карточкой Казани.

Обходная-железная-дорога.jpg
 

Строительство ЖД в обход города, вывод в придорожную зону промышленных предприятий с оказанием им помощи в «переезде», конечно же, стоит немалых денег.

В настоящее время имеется уникальный шанс с источниками финансирования в связи с проектами Иннополис, Смарт сити, Агентство стратегических инициатив.  

При правильном использовании средств, можно за короткое время вывести г. Казань на качественно новые рубежи развития, уже лет через 5 город может приобрести совершенно новый облик.

Проекты Иннополис, Смарт сити утопичны, в них нет идеологии и внутренней логики. В настоящее время это девелеперские проекты без какого-либо технико-экономического обосновании. Они лаконичны и не связаны с городским развитием, основаны на заблуждениях типа «Нью Васюки».

Надо вспомнить проекты недавней истории: Камские Поляны и «наукоград» Дербышки, которые превратились в депрессивные районы, причем первый развалился на начальной стадии реализации, а второй – в зрелом возрасте в результате изменений конъюнктуры.

Если проекты Иннополис, Смарт сити связать с проектом строительства обходной железной дороги и генпланом развития города Казани на берегах Волги, выводом промышленных предприятий из города, и дальнейшим обслуживанием этих предприятий (и не только этих), получится эффективный проект федерального уровня.

Тогда государственные инвестиции окупятся сторицей, более того, дадут возможность привлечения частных инвестиций в десятки и сотни миллиардов в развитие города и окрестностей.

Как только начнется застройка набережной Волги, вся промзона и частный сектор вдоль Волги, которые сейчас в руинах, превратятся в инвестиционно привлекательную зону.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции