460-3.jpg

ДЕПУТАТЫ ГОССОВЕТА РТ МОГУТ СЛЕПО ИСПОЛНИТЬ УКАЗАННЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН, НО…

Выборы в Госсовет Республики Татарстан прошли в марте 2009 года. Граждане республики наделили нас, депутатов, мандатом на пять лет, и сроки наших полномочий истекают в марте 2014 года.

Однако в конце 2012 года были приняты изменения к федеральному закону №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Теперь очередные выборы теперь будут проводиться не два дня в году (в марте и октябре), как было ранее, а в один день – второе воскресенье сентября.

Это не самое разумное решение. Подумайте, отныне все очередные выборы могут проходить лишь в один строго определенный день, что ограничивает свободу маневра. Кроме того, активная фаза избирательной кампании приходится на лето, когда избиратели находятся в отпусках, живут на дачах или отправляются в туристические поездки.

Но есть и косвенные проблемы, связанные с принятием этого решения. Речь идет об изменении сроков полномочий органов власти субъектов РФ и муниципалитетов, которые ранее избирались в марте.

Согласно статьи 81.1 указанного закона, «если срок, на который были избраны орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, или депутаты указанных органов, истекает после 31 декабря 2012 года, следующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах». Соответственно, и сроки полномочий органов госвласти или депутатов продлеваются.

Применительно к Госсовету РТ это означает, что выборы в парламент нашей республики переносятся с марта 2014 года на сентябрь 2014 года. Срок полномочий Госсовета с легкой руки федерального законодателя продляется на 6 месяцев. Конечно, депутаты Госсовета могут слепо исполнить указанный федеральный закон, но есть некоторые моменты, которые серьезно отягощают такое «продление полномочий».

Во-первых, граждане нашей республики наделяли нас, депутатов, полномочиями на 5 лет, а никак не на 5,5 лет. Конечно, с учетом указанных положений федерального закона все легально, но вот легитимно ли?

Во-вторых, я хочу обратить внимание на некоторые статьи Конституции Республики Татарстан. Вот статья 3, которая буквально указывает на государственные устои нашей республики:

«Статья  3 

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Татарстан является ее многонациональный народ.

5. Никто не может присваивать власть в Республике Татарстан. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

А вот статья 68, которая недвусмысленно говорит о том, на какой срок избирается Госсовет Татарстана:

«Статья 68

Государственный Совет Республики Татарстан избирается сроком на пять лет».

В-третьих, я хотел бы напомнить, что пять лет полномочий региональной законодательной палаты – это очень большой срок. В США, например, большинство палат штатов избираются сроком на два года. И даже по российским меркам это на уровне предельного лимита (пяти лет), который установлен федеральным законом №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

ПРИОРИТЕТ ДЛЯ НАС - ВОЛЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ИЛИ СКОРОСПЕЛЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН?

Что мы получаем в итоге? Срок полномочий Госсовета нашей республики – пять лет – очень долгий и сам по себе, и предельно долгий по российскому законодательству. Но самое главное – именно на пять лет нас избирали граждане республики, и в марте 2014 года истекает срок наших полномочий, которым нас наделили избиратели, а не скороспелый федеральный закон. И несмотря на все это, сегодня ситуация такая, что Государственный Совет РТ будет работать 5,5 лет.

Хотя мы наблюдаем беспардонное продление федеральным законом срока полномочий парламента нашей республики, выбор, как говорится, есть всегда. Несмотря на лишение граждан Татарстана права выбрать себе в марте 2014 года новый парламент, закон не лишил права выбора самих депутатов.

Госсовет РТ действующего созыва может закончить свою работу, уложившись в пять лет, и открыть дорогу волеизъявлению граждан. Уже знакомый нам закон №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в статье 9 определяет порядок досрочного прекращения полномочий законодательного органа госвласти субъекта Российской Федерации. В законе не только предусмотрена такая возможность, но есть и варианты для выбора.

Варианты, связанные с серьезным нарушением законодательства со стороны парламента, которые могли бы позволить досрочно распустить Госсовет президенту РТ или даже президенту РФ, брать в расчет нельзя. Поэтому остаются три варианта: три месяца не проводить заседания Госсовета РТ; сложить полномочия депутатам Госсовета РТ; самороспуск Госсовета РТ.

ТРИ ВАРИАНТА НА ВЫБОР

Первый вариант можно смело также исключать по двум причинам. С одной стороны, он также связан с некоторым нарушением нормативно-правовых норм, так как Госсовет обязан проводить заседания не реже одного раза в два месяца. С другой стороны, сам по себе подобный вариант, по сути, лишит республику законодательной власти почти на год (три месяца простоя, рассмотрение судом и решение суда, решение президента Татарстана, затем подготовка новых выборов и т.п.), что, конечно, недопустимо.

Второй вариант требует того, чтобы более трети депутатов сложили с себя полномочия. В этом случае состав Госсовета станет неправомочен. Однако при сложении полномочий депутатами, избранными по спискам (половина Госсовета), их мандат автоматически передается следующему по списку, а значит, это никак не сокращает состав депутатов. Списки эти и у «Единой России», и у КПРФ имеют серьезный кадровый запас. А призывать к сложению полномочий только депутатов-одномандатников неэтично и неприемлемо. Среди них есть люди, которые в тяжелой борьбе получили доверие граждан. Кроме того, данный вариант также требует значительного времени, решения суда и т.п. Поэтому он вряд ли осуществим на практике. Кстати, и парламентская практика российских регионов показывает, что этот вариант почти не реализуем в политической жизни.

Третий вариант связан с самороспуском Госсовета РТ. По Конституции нашей республики Госсовет может принять решение о самороспуске двумя третями голосов от установленного числа депутатов Госсовета по инициативе не менее одной трети депутатов. Одновременно Госсовет РТ назначает внеочередные выборы, которые проводятся не позднее чем через 120 дней со дня вступления в силу решения о самороспуске Госсовета РТ.

НА ЧТО РЕШАТСЯ ДЕПУТАТЫ?

Как мы видим, вариант самороспуска – единственный, который практически может быть воплощен в жизнь и при этом позволяет не оставлять республику на длительное время без законодательной власти. В реализации этого сценария есть возможность выбрать время проведения выборов. Если Государственный Совет сделает это досрочно, то возможно проведение выборов и в установленный единый день голосования в сентябре 2013 года, как раз на подъеме общественной жизни после Универсиады 2013 года. Если же Государственный Совет примет решение в начале марта 2014 года, когда у палаты истекают легитимные полномочия, переданные избирателями на выборах, то голосование за депутатов парламента республики состоится без всякой привязки к единым дням голосования.

Недостаток второго в том, что новый созыв Госсовета изначально получит полномочия на срок более пяти лет, так как очередные выборы все так же будут возможны только в сентябре. Но это будет ясно сразу, и избиратель сознательно будет наделять Госсовет полномочиями на этот увеличенный срок, а, с другой стороны, это «зашкаливание полномочий» будет не на полгода, а на два-три месяца.

Вопросы, которые теперь стоят перед депутатами Государственного Совета, просты: готовы ли они работать полгода сверх тех полномочий, которые им передали граждане Татарстана, но которыми их наделила Госдума? Примут они решения о самороспуске или будут, попирая право народа на выбор, растягивать свой мандат?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции