РЕПУТАЦИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ?

Как известно, до своего неожиданного выдвижения в президенты Мухаммед Мурси (пятый президент Египта - с 30 июня 2012 года) был обычным функционером у «Братьев-мусульман», выполняя функции пресс-секретаря. Это означает, что нынешний египетский лидер отвечал за PR-движения, поддерживал отношения с прессой, стремился завоевать ее лояльность. Такая работа подразумевает, что исполнитель, по крайней мере, четко представляет себе степень влияния масс-медиа на общественное мнение, понимает основные законы, по которым живет журналистское сообщество, иначе и сама деятельность его была бы бессмысленной. Недолгая история президентства Мурси показывает, что он не только неудачливый политик, но и непрофессиональный пиарщик. 

460-56.jpg
 

Совершив ряд политических ошибок и упорствуя в них, египетский президент сам вызвал к жизни оппозиционного джинна. Мало того, он проиграл ему информационную войну, и это уже поражение не только как политика, но и как пиарщика. В результате нахрапистых действий по присвоению власти в конце прошлого года он потерял лояльность масс-медиа, как независимых, так и государственных. А игнорируя прессу в течение последних полутора месяцев, совершая одну классическую ошибку из учебника по пиару за другой, он похоронил любую возможность восстановить репутацию. Поле битвы за власть бывшего пресс-секретаря должно было развернуться на страницах газет и на голубых экранах, но этого не произошло. Возможно, Мурси было просто не до этого: дипломатические визиты и заграничные походы за кредитами для восстановления экономики Египта не оставили времени для сколько-нибудь серьезного укрепления лояльности к своей персоне внутри страны. А зря.

МУРСИ ОРГАНИЗОВАЛ СВОИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОХОРОНЫ?

Египетский обыватель, в отличие от масс-медиа, «простил» президенту увольнения армейских боссов и другие зачистки конкурентного поля, присвоение им неограниченных полномочий, невыполнение предвыборных обещаний. Беседуя с египтянами, я слышала следующие аргументы: «Пресса нападает на Мурси, но надо понимать, он не супергерой; ему досталась страна в разрухе, а вовсе не сладкое пирожное; люди бывшего режима вставляют ему палки в колеса и не дают работать, поэтому ему нужны полномочия, чтобы хоть что-то сделать и сделать быстро, без препирательств и помех; кроме того, какой политик не нарушает предвыборных обещаний?» Да, его действия вызвали раздражение интеллигенции и СМИ, но обыватели в массе своей не почувствовали особого неудобства от попрания своих конституционных прав, которых они не видят и не ощущают в реальной жизни и которых мало волнуют теоритические понятия политологии.

Египтяне не простили Мурси другого: неуважения и невнимания к своим согражданам в последние полтора месяца, начиная с годовщины революции. 26 января произошло оглашение смертного приговора 21 футбольному болельщику из Порт-Саида. Тогда же в городе вспыхнули беспорядки, не прекращающиеся и по сей день. Кровавые столкновения уносят жизни протестующих, каждую неделю число погибших растет. Мятежами охвачены практически все северные населенные пункты Египта.

460-45.jpg
 

Какова была реакция Мурси на происходящее? Когда начались столкновения в Порт-Саиде, конечно, они стали темой номер один в египетских СМИ, да и сам приговор вызвал много сомнений и обсуждений, телевидение передавало  пугающие картинки с места событий. Настоящий государственный кризис, а реакции от президента – никакой. Даже телефонного комментария не последовало, не говоря уже о телеобращении. Мурси выступил с реакцией на произошедшее на шестой день. Несмотря на то что говорил он, в общем, резонные вещи, довольно ожидаемые от политика в такой ситуации, было уже поздно. За 6 дней слишком много представителей оппозиции перебывало в студиях новостных программ, слишком много критики обрушилось на президента, спрятавшего голову в песок. Ошибка просто классическая и в данном случае фатальная. Неужели бывший пиарщик «Братьев» не знал, что информационную войну, скорее, выигрывает тот, кто реагирует первым и выдвигает свою версию и толкование событий? Отсутствие же реакции в течение 6 дней – это просто политические похороны.

Тот же отстраненный тон Мурси поддерживает все полтора месяца и по сей день. Как интерпретируют это поведение избиратели? Как отсутствие уважения и внимания. Жители Ближнего Востока к этим понятиям относятся гиперчувствительно. Если обыватель полтора месяца слышит по телевизору про то, что его не уважают и что это унизительно, то в конечном итоге так он себя и начинает чувствовать. «Что-то я пригляделся к этому Мурси повнимательнее, и он мне не понравился», -  самый популярный нынче ответ египтянина за вопрос о том, что он думает про президента.

НЕ БУДЕТ ПОКОЯ, ПОКА ПРЕЗИДЕНТ НЕ УЙДЕТ?

Что еще не сделал египетский лидер? Не нанял себе грамотного консультанта по пиару. Конечно, это противоречит духу «Братьев», но грамотный западный специалист по манипуляции общественным мнением президенту явно бы пригодился. Прежде всего для того, чтобы давать советы по ведению информационных войн. У оппозиции есть аргументы? Вон вам контраргументы! Президент Мурси на прямой линии с населением, президент Мурси раздает хлеб бедным, президент Мурси приезжает в Порт-Саид, президент Мурси ходатайствует перед судом о смягчении приговора, в общем, Фигаро тут, Фигаро там! Все это отработанные схемы работы с избирательской аудиторией, то есть, простите, работы слуги египетского народа. Но вместо этого – упорное молчание в ответ на обвинения оппозиции; отсутствие сюжетов о том, что сделано нужного и правильного, доброго и вечного; никаких четких идей о будущем страны.

460-25.jpg
 

Стоило президенту выделить время на построение своего правильного имиджа, стоило. Кто такой Мурси, не знает никто из египтян. Это чужак, незнакомец, получивший власть исключительно благодаря кредиту доверия населения. Что он любит? Какое у него хобби? Кто его жена, дети? Вместо «очеловечивания» образа – полнейшая абстракция. Почему, собственно, он у кого-то должен вызывать положительные эмоции?

Сдержанные симпатии к Мурси были обусловлены совсем не его личностью, потому что харизмы в нем – ноль. Какое-то время он выезжал на правильных ассоциациях, прежде всего на стабильности. Это то, чего в настоящее время жаждет подавляющее число египтян. Есть законно избранный президент, у него есть команда сподвижников, может быть, в страну вернется покой – такова была еще совсем недавняя мантра мирных обывателей. Сейчас она звучит по-другому – в стране не будет покоя, пока Мурси не уйдет. Большинство готово без сожаления расстаться с равнодушным президентом и пережить еще одни выборы, лишь бы это успокоило небольшое, но очень мятежное и упрямое меньшинство.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции