Те, кто пережили в компании сложные времена и остались, в разгар кризиса видели, как уходили их коллеги, друзья. Кроме того, всегда оставался риск и самому остаться без работы. Происходит профессиональное и эмоциональное выгорание из-за всех пережитых стрессов. У многих остаются обида на компанию, недовольства после сокращения зарплаты, изменений условий работы и т.д. В поисках лучшего работодателя возможностей стало больше, во многих секторах бизнеса ощутим рост и необходимы рабочие руки.

- Что делать работодателям, чтобы сохранить кадры?

- Понимая ситуацию, HR-отделы уже бросили все силы на удержание персонала. Как никогда, сегодня особенно необходимо поддерживать мотивацию сотрудников, отмечать их достижения и ценить. А популярная последнее время нематериальная мотивация (почетные грамоты, кубки, значки и т.д.) не всегда эффективна, к сожалению. Безусловно, приятно работать за публичную благодарность из уст руководителя, но сотрудники не могут этому радоваться вечно. Важны материальные бонусы, поэтому компании начинают делать акцент на индивидуальных результатах сотрудника. Это еще один новый тренд.

Важным и необходимым можно назвать сейчас планирование карьеры и профессионального роста сотрудников (компании стали чаще привлекать провайдеров для проведения программ обучения, а большая часть справляются собственными силами штатных тренинг-менеджеров). Не секрет, что у каждого сотрудника должна быть своя морковь, к которой он должен стремиться. Жаль, но казанские компании, которые были сконцентрированы на выживании, об этом забыли.

Кстати, многие работники ценят свое здоровье и программа добровольного медицинского страхования, которую не все компании, к сожалению, сохранили, является очень привлекательным дополнением в компенсационном пакете сотрудника. Осенью 2009 года мы проводили опрос кандидатов - если бы у них была возможность выбора, что бы они предпочли - небольшое повышение в окладе, либо программу ДМС, выбирают последнее.

РЫНОК РЕКРУТМЕНТА ТАТАРСТАНА ПОТЕРЯЛ ДО ПОЛОВИНЫ ЁМКОСТИ

- Сколько компаний в Татарстане не пережило разгар кризиса на рынке рекрутмента?

- Рекрутмент, как бизнес напрямую зависит от благосостояния и планов по развитию наших клиентов. Безусловно, сложившаяся макроэкономическая ситуация повлияла на кадровую политику компаний, и как следствие на емкость рынка рекрутмента в целом. Рекрутмент - один из тех бизнесов, что пострадал в условиях нестабильной экономической ситуации одним из первых.. По нашим оценкам, объем рынка рекрутмента Казани сократился не менее, чем на 50 процентов. Наиболее тяжелое время пришлось на конец 2008 - начало 2009 года. В апреле 2009 года мы проводили исследование рынка и выяснили, что часть компаний - и локальные, и федеральные игроки - ушли с рынка. Были агентства, которые отправили персонал в административные отпуска и фактически прекратили работу, но рынок не был проинформирован, что агентства нет, телефоны не отвечали, но на сайте обновлялась информация о вакансиях, которых на самом деле не существует.

По нашим последним январским данным, те игроки, что выжили к началу второго квартала 2009 года, остались. Они потеряли в объемах, многие переехали в меньшие по площади офисы, оставив у себя работать двух-трех человек, часть перешли в режим работы home-office (работа из дома). Произошло объединение функций, и очень часто руководитель сам подбирает персонал.

На сегодняшний день в Казани работает 21 кадровая компания, предоставляющая платные услуги для работодателей и бесплатные для соискателей. В их числе три агентства по трудоустройству, которые во втором полугодии 2009 года перешли в разряд кадровых компаний по подбору персонала и стали брать деньги исключительно с клиентов. Они, таким образом, решили продвинуться вперед.

Были примеры, когда часть кадровых компаний для получения дополнительного дохода начинали работать на два фронта, то есть брали деньги как с компаний, так и с кандидатов. На мой взгляд, это шаг назад для компании в профессиональном плане.

Я не думаю, что кто-то из игроков уйдет в ближайшее время. Произошло перераспределение рынка. В Казани сейчас работает один иностранный провайдер и три федеральных, в числе которых АНКОР. Стоит отметить, что АНКОР давно ушел от формата агентства по подбору персонала, мы гораздо шире и в рамках кадрового холдинга предлагаем клиентам рекрутмент в линейке других кадровых услуг.

Тяжелые времена для рекрутмента позади. Мы начали наблюдать рост вакансий, начиная с июня 2009 года. Компании чувствуют, что ситуация стабилизировалась, можно и нужно расти, вкладывая деньги в персонал.

- Сколько стоят услуги рекрутинговых компаний?

- Гонорар кадровых компаний, работающих сегодня в Казани варьируется от 5 до 25 процентов от годового дохода кандидата, в среднем 10-12 процентов. Это официальная ценовая политика, но по факту больше половины из них работают за один оклад трудоустроенного сотрудника. Гарантии могут предлагать абсолютно гибкие - от 1 до 6 месяцев, в редких случаях с двукратной бесплатной заменой на испытательном сроке.

С конца 2008 года цены на кадровые услуги упали практически в два раза. Сейчас, когда ситуация стабилизируется, и у работодателя появляется возможность платить за качественный сервис, цены на услуги опытного провайдера будут повышаться.

- Какие изменения произошли у агентств по трудоустройству?

- На начало 2009 года, по данным АНКОРа, подобных агентств в Казани было более 60. Если помните, они с началом кризиса стали расти как грибы после дождя, большинство из которых оказались компаниями-однодневками. Они брали деньги с несчастных кандидатов, оставшихся без работы, а потом долго не могли найти ни компанию, ни свои финансы.

На сегодняшний день агентств по подбору персонала мы насчитали чуть более 25. Липовые компании доставили нам немало хлопот, потому что негативный резонанс по сотрудничеству с такими компаниями был большой, и страдала репутация всех кадровых компаний города. Зачастую, первым вопросом звонящих в АНКОР соискателей был: "А ваши услуги платные?". Людям приходилось объяснять, в чем разница между агентствами по трудоустройству и кадровыми компаниями по подбору персонала.

- Во сколько обходятся услуги агентств казанцам?

- Для агентств по трудоустройству источником дохода являются соискатели. В среднем агентства берут с кандидата от 200 до 400 рублей за полгода сотрудничества, в течение которого предлагают различные варианты вакансий. Правда, часто соискатели жалуются, что приходится сталкиваться с обманом, компании-работодателя по указанному адресу нет, либо вакансия давно закрыта. Треть компаний при успешном трудоустройстве берет с кандидата от 30 до 50 процентов от его первой зарплаты. К сожалению, не всегда ожидания соискателей в сотрудничестве с такими компаниями и затраты оправданы. Результат может заставить себя долго ждать, либо компания вовсе закроется, такие примеры есть.

ПРОЕКТ АНКОР В КАЗАНИ ОКУПИЛСЯ ЗА НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ

- Кто является вашими клиентами?

- В основном, это федеральные и иностранные компании. При этом к нам часто обращаются локальные предприятия, и мы вполне успешно с ними работаем. Особенно приятно помогать нашим местным работодателям в региональной экспансии в другие регионы, когда несколько офисов АНКОРа одновременно помогают в поисках персонала на местах.

- Как переживает кризис АНКОР? Какую долю на местном рынке вы занимали до начала кризиса и какую – сейчас?

- С момента выхода на казанский рынок (а в сентябре 2009 года нам исполнилось 5 лет), мы очень быстро увеличили свое присутствие. Информация по доле рынка очень субъективная, нет экспертов, которые бы профильно этим занимались и давали независимую оценку. Но в тройку лидеров мы входили всегда. Когда начала развиваться региональная сеть АНКОРа, мы стали первым инвестиционным офисом и оправдали все надежды. Проект окупился буквально за несколько месяцев.

- То есть прошедший год для вас был больше в плюс?

- Нет, конечно. Скажем, он был в небольшой минус. В линейке услуг АНКОРа - более 10 сервисов. Наша универсальность помогает оставаться на рынке, резкого падения у нас не было. Безусловно, рекрутмент - наш ключевой бизнес - пострадал, его стало меньше. К примеру, оборот всего холдинга АНКОР за третий квартал 2009 год - более 2,3 миллиарда рублей, что составляет 97 процентов от уровня предыдущего года. Все 43 офиса по России продолжают работать. Новых мы не открываем, региональная экспансия завершена.

- Сколько человек работает в казанском АНКОРе?

- Более 10 сотрудников.

- Как бы вы оценили те меры, которые принимают власти Татарстана для стабилизации ситуации на рынке труда?

- Если раньше безработные были достаточно пассивными и довольствовались выплачиваемой компенсацией, то сейчас безработными становятся по необходимости. Поэтому, например, предложения по временной занятости, либо обеспечению самозанятости при открытии собственного дела являются хорошим подспорьем. Не важно, большая или маленькая сумма - это решение, это инструмент, который работает. Сами программы, безусловно, хороши, но на деле все зависит от исполнителя на местах.

- Работая с кандидатами в разных регионах, вы можете дать общую характеристику для соискателя из Татарстана?

- Клиенты говорят, что в Татарстане кандидат очень флегматичный. Это связано, видимо, или с национальными особенностями, или с тем, что нефтяная республика более стабильна и спокойна, чем другие регионы. Но, безусловно, все очень индивидуально.

У КАНДИДАТА СЕМЬ ПЯТНИЦ НА НЕДЕЛЕ

- Ольга, в сфере рекрутмента вы работаете...

- Уже более 10 лет.

- Что закончили

- У меня среднее специальное и два высших образования. Я окончила казанский медицинский колледж с отличием, затем обучалась в медицинском университете по специальности "Менеджмент управления в здравоохранении" и в КХТИ на психолога. К тому времени я уже начала работать в рекрутменте, мне это было интересно и нужно для бизнеса.

- Сейчас вы руководите офисом АНКОР в Казани, а с чего начинали?

-В АНКОРе я начинала региональным представителем. Потом непродолжительное время работала в московском офисе компании, в сентябре 2004 году вернулась и открыла офис АНКОРа в Казани с нуля, возглавив его работу. В октябре 2006 года на базе казанского офиса при моем участии был открыт филиал лизинговой компании АНКОР. Это отдельное направление по предоставлению клиентам персонала на временной и долгосрочной основе в лизинг, поэтому я, по сути, управляю двумя бизнесами. Сегодня масштабы бизнеса в Казани достигли таких размеров, что мы дистанционно обслуживаем клиентов в Марий Эл, Чувашии и Татарстане.

Школа АНКОРа - это высокие технологии в сфере рекрутмента, наша ценность - консультанты по подбору персонала, обеспечивающие высокое качество выполнения проектов. За 5 лет работы АНКОРа в Казани 6 сотрудников профессионально выросли в структуре компании и были переведены с ростом в другие офисы (Москва, Калуга, Калининград, Волгоград, Энгельс, Саратов). Многие из них до сих пор говорят с благодарностью, что я разглядела в них потенциал и привила им любовь к рекрутменту. На самом деле, рекрутмент - это образ жизни, им надо заниматься 24 часа в сутки. Мы работаем с информацией, и получать ее я стараюсь при каждом удобном случае. Если утром я стою в пробке, то слушаю радио, читаю рекламные растяжки - мне надо знать, у кого что произошло. Нужно знать про всех и вся. Любые изменения на рынке всегда отражаются на нашем бизнесе.

- Во сколько и с чего начинается ваш рабочий день?

- Я рано прихожу в офис. Когда нет сотрудников, не отвлекают звонки, можно спокойно заняться аналитикой, спланировать встречи, отправить письма, подготовить комментарии для прессы - я их пишу сама. Работаю по 10 - 12 часов в сутки и уверена, что не бывает большого бизнеса и больших денег с 9 до 18. В нашем бизнесе часто результат зависит от того, насколько качественно и срочно предоставлена информация и оказан сервис. Это всегда требует дополнительных усилий здесь и сейчас, когда клиент ждет результата еще вчера.

Мне очень повезло. Мои близкие с пониманием относятся к темпу, в котором я живу, и работаю. Это не мешает иметь семью. Главное, понимание того, что работа важна, а ты сама умеешь мудро совмещать и семью, и карьеру.

- Работа с людьми - самая напряженная. Как вы восстанавливаете силы?

- Вы правы, рекрутмент - стрессовый бизнес, в котором успешными могут стать только его фанаты. Зачастую у кандидата семь пятниц на неделе. Сегодня он в Казани, завтра в другом городе, а когда в ответственный день приезжает делегация иностранцев, чтобы посмотреть финалиста, он просто не является - у него ДТП.

А как восстанавливаю силы? На днях купила диск со звуками живой природы - дождя, грозы, прибоя. Такой звуковой фон очень помогает, когда занимаешься домашней работой.

Предпочитаю при любой возможности проводить время на природе. Зимние выходные проводим на лыжах в лесу, среди снеговых шапок на елях. Это успокаивает, моментально приводит в равновесие. Люблю путешествовать, например, в отпуск ездили в Норвегию. Чудесные виды фьордов просто завораживают, придают силы, приезжаешь с большим желанием реализовать новый сложный проект.

- Хобби

- Увлекаюсь фотографией. Постеры в офисе с видами Праги - моя работа. С удовольствием вожу, являюсь автомобилистом со стажем более 10 лет, сейчас управляю Volkswagen Golf.

Владимир Казанцев,
фото Ильи Лавриненко

Визитная карточка руководителя

Ольга Трифонова - директор офиса АНКОР в Казани (кадровый холдинг)

Место рождения - Казань.

Образование - в 2000 году окончила КГМУ по специальности "Менеджмент" и в 2001 году - КГТУ по специальности "Психология".

Трудовая деятельность - с 1990 по 2001 гг. обучалась и работала в системе здравоохранения. Карьеру в рекрутменте начала в 2000 году с должности консультанта в кадровом агентстве CLC. С июля 2004 г. работает в АНКОРе. В сентябре 2004 г. возглавила офис АНКОРа в Казани, обеспечив успешное развитие бизнеса в регионе с нуля. С октября 2006 г. также управляет филиалом лизинговой компании АНКОР в Казани.

Хобби - фотография, путешествия.