ПОСТАВЩИКИ ЖАЛУЮТСЯ, ЧТО РИТЭЙЛЕРЫ УЖЕ НАШЛИ СПОСОБЫ ОБОЙТИ НОВЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ

Сегодня вступил в силу федеральный закон "О торговле", вокруг которого с лета прошлого года ведутся жаркие дебаты. Отныне ритэйлерам запрещается брать со своих поставщиков любые бонусы. Исключение – бонус за объем поставок, но и он не должен превышать 10%. Такому требованию должны соответствовать с сегодняшнего все договоры поставок. Однако закон позволяет ритэйлерам работать по старым договорам до 1 августа 2010 года.

ЗАКОН ВРЯД ЛИ БУДЕТ РАБОТАТЬ

Руководитель ГК "Черемушки", которая производит кондитерскую  продукцию, Рустам Атахаджаев говорит: "Торговые сети заняли выжидательную позицию. Они не предлагают нам подписать договоры нового образца. И они имеют на это право. Сейчас мы работаем по пролонгированным на несколько месяцев старым договорам".

Зам. гендиректора по финансам и коммерческим вопросам Седьмого континента Наталия Слепенкова также подтвердила, что пока сеть не заключает контракты с новыми поставщиками, поскольку сроки действия ранее заключенных договоров истекают в конце 2010 года: "Мы привели форму договоров в соответствие с законодательными требованиями и начнем подписную кампанию в начале апреля".

По старым договорам поставок работают и Магнит, и Metro Cash&Carry. Руководитель Metro Cash&Carry по корпоративным и внешним коммуникациям Оксана Токарева объяснила: "У нас более пяти тысяч поставщиков, и процесс перехода на новые договоры займет не один месяц". Крупнейший совладелец и гендиректор Магнита Сергей Галицкий заявил: "У нас есть полгода, чтобы разобраться с договорами и переписать их".

Однако, по мнению экспертов, даже после истечения переходного периода прописанные в законе требования к договорам поставок вряд ли будут работать. Понятно, что в договоры 2010 года уже не войдут запрещенные бонусы (скажем, за место на полке, за листинг, то есть вывод нового брэнда). Однако ничто не мешает сетям включить эти премии в отдельные договоры об оказании услуг.

Например, совладелец крупного мясоперерабатывающего комбината сообщил, что вместо бонусов сети требуют теперь соответствующую скидку. С его точки зрения, едва ли не единственный ощутимый плюс нового закона – это возможность относить на себестоимость дополнительные выплаты сетям.

Главный исполнительный директор Х5 Retail Group Лев Хасис утверждает: "Мы не будем придумывать новые формы, чтобы облечь в них старое содержание. Запрещенные законом бонусные платежи не будут взиматься с поставщиков ни в какой форме". Как говорит Хасис, все маркетинговые услуги будут оказываться только добровольно и расценки на такие услуги будут публичными. Однако и он подтверждает, что компенсировать утраты бонусов Х5 будет за счет дополнительной скидки от закупочной цены. Очевидно, по такому же принципу будет работать и Магнит.

СЕТИ НАЙДУТ СПОСОБ ОБОЙТИ НОРМЫ

Новый закон установил жесткие нормы по оплате товаров сетями: за скоропортящиеся это всего 10 дней, со сроком хранения 30 дней – именно 30 дней, остальные – не более 45 дней. Однако юрист крупной компании - поставщика рыбных консервов, уверен: сети найдут способ обойти нормы. Более того, они уже начинают цепляться к мелочам в оформлении документации: "В этой накладной не там запятая, в той – не там точка". Фактически оплата осуществляется не с момента поставки, а после того, как переписаны документы. Таким образом, сети сдвигают сроки оплаты на 10-15 дней...

Кроме всего прочего, закон "О торговле" предписывает поставщикам и сетям публиковать существенные условия договоров о поставке продовольственных товаров. Дмитрий Потапенко - совладелец продуктовых сетей "Гастрономчикъ" и "Продэко", сообщил, что к таким могут относиться объем поставок, цена и срок оплаты. Но об этом в законе прямо не указано. А это означает, что каждый волен трактовать такие положения закона по-своему. Сотрудник Ашана считает, что "норма слишком расплывчато сформулирована, чтобы как-то влиять на взаимоотношения поставщиков и ритэйлеров и способствовать прозрачности или снижать дискриминацию между контрагентами".

Одновременно с новым законом "О торговле" с сегодняшнего дня вступила в силу часть антимонопольных ограничений. Те торговые сети, доли которых выше 25% объема реализации продукции в границах субъектов Российской Федерации, уже не могут открывать там новые магазины. Однако в границах городских округов и муниципальных районов это ограничение начнет действовать только с 1 июля 2010 года.

Пока что ни одна торговая сеть не получила высокой доли регионального рынка в границах субъектов – за исключением Санкт-Петербурга. Во второй столице Х5, по данным ФАС, занимает около 31%. В границах городского округа или муниципального района ситуация иная – первый же супермаркет может превысить пороговое значение, сразу заблокировав развитие сети.

Однако и такая норма пока работать не будет: в январе ФАС представила формулу расчета доли торговых сетей в границах муниципальных округов, но, чтобы ее применить, нужны данные Росстата, а он ими не обладает.

По материалу газеты "Ведомости"