76.jpg

ЧТО-ТО ГРУСТНО. ВЗЯТЬ ГИТАРУ?

В субботу вечером зал оперного театра был полон. Это несмотря на то, что цена на билеты на «Мастер и Маргариту» достигала 2500 рублей – для казанцев недешево. Но у такого режиссера, как Роман Виктюк, что отрадно, есть свой зритель, который не просто лоялен к его режиссуре – сторонник экспериментов и своеобразного режиссерского языка.

На этот раз Роман Григорьевич, большой оригинал и анфан террибль советского и постсоветского театра (все прилагательные пишу без иронии и в положительном смысле) решил замахнуться на Михаила Булгакова, сам сделав инсценировку «Мастера и Маргариты».

master.jpg

Композиция, а иного слова поободрать невозможно, идет неполных два часа, что, при обилии сюжетных линий романа, само по себе уже настораживает. Значит, от чего-то важного (а вы знаете в романе у Булгакова что-то неважное? Я – нет.) режиссеру пришлось отказаться. Забегая вперед, скажу, что отказался режиссер практически от всего. Кроме… Но об этом чуточку позже.

Сам же Виктюк придумал и музыкальное решение спектакля. Чаще всего звучит цыганский романс «Что-то грустно» в хорошем исполнении. Судя по ряду вокальных приемов и диалектическим особенностям, певец принадлежит к кругам русской эмиграции. Еще звучат советские бодрые песни, «Если завтра война», например, и Иван Бездомный в смирительной рубашке начинает лихо изображать, как он скачет на коне.

80.jpg

Когда же Воланд (даже не гадайте, Дмитрий Бозин, естественно) начинает убеждать в своем существовании, во всю мощь врубаются куплеты Мефистофеля из «Фауста» Гуно. Так вот с музыкальными иллюстрациями все в лоб и получается.

ОБОШЛИСЬ БЕЗ ЖЕЛТЫХ ЦВЕТОВ

Так чем же пожертвовал Виктюк? Да историей Мастера и его Маргариты. То есть она есть, но проходит пунктиром, так, чуть-чуть, намеком. Роман о великой любви без любви? Именно так.

Что же остается? Иван Бездомный, ставший наравне с Воландом чуть ли не главным персонажем. Подзаголовок спектакля «Мастер и Маргарита» у Виктюка – «Сны Ивана Бездомного».

43.jpg

Нам чуточку расскажут о Берлиозе и его отрезанной голове, еще чуточку – о Понтии Пилате. Мельком покажут даже свиту Воланда. Даже хорошо зная роман, иногда трудно понять, кто же сейчас показан в спектакле.

Что же осталось? Да размышления Романа Григорьевича о тоталитарном государстве. То, что у Булгакова есть, но является далеко не главным. А ушла поэзия. Ведь согласитесь, одна фраза про желтые, тревожные цветы, которые были в руках у Маргариты, когда она впервые встретила Мастера, - она дорогого стоит. И писал Михаил Булгаков все-таки роман о любви. О той самой, что «крепка, как смерть». Это была его «песнь песней».

И ЛЕНИН ТАКОЙ ЗОЛОТОЙ

Сценография спектакля лаконична. Центр площадки занимает конструкция, напоминающая пирамиду, в нее вписан деревянный крест. Очевидно, напоминание о том, что все мы в этой стране идем крестным путем, на который отправило нас тоталитарное государство. Возможно, это еще и намек на тот крест, что нес Иешуа. Но этого эпизода в спектакле нет. Линия Иешуа и Понтия Пилата вообще не интересна режиссеру.

А еще сцена буквально завалена немаленькими бюстами Ленина и Сталина, которые выкрашены бронзовой и серебряной краской. В конце спектакля, после сцены бала у Воланда, один из бюстов Иосифа Виссарионовича с отвратительно высунутым языком помещают ближе к авансцене, чтобы публике его было лучше видно.

56.jpg

Все происходящее в спектакле ведет нас к балу у Воланда, хотя самого бала, по сути, и нет. Так, несколько оживленное сцендвижение персонажей спектакля. Воланд, одна сторона лица которого замазана черной краской (очевидно, намек на то, что нет абсолютного зла и абсолютного добра, а черное и белое есть везде), постфактум говорит с Маргаритой, возвращая ей Мастера. Хорошему артисту Дмитрию Бозину, увы, нечего играть, он просто более или менее органично присутствует на сцене в отпущенных ему эпизодах.

Как нечего играть и остальным артистам. Единственно, что они ловко демонстрируют, так это хорошую физическую подготовку. Впрочем, этим люди, работающие с Виктюком, славятся всегда – вспомните его предыдущие спектакли.

45.jpg

Если бы Виктюк увидел в романе Булгакова вот эту тему тоталитаризма в стране лет 20-25 назад, возможно, это было бы свежо и ново. Но времена на дворе иные, «сеанс разоблачения лидеров коммунизма» мы уже прошли. Сейчас, наверное, разговор о любви и свободе был бы наиболее актуальным. Увы, нас опять попытались задавить бюстами основоположников марксизма-ленинизма. Как же мы от всего этого устали!

А завершается спектакль так: по трансляции включают фрагмент речи Сталина, и голос с грузинским акцентом вещает нам о чем-то неинтересном. Хороший режиссер Роман Виктюк, к поклонникам которого я принадлежу, увы, устроил сам для себя «сеанс с последующим разоблачением».

Фото: gakus.ru, teatr-live.ru

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции