ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕННОЙ ПЛОЩАДИ

Сенная площадь впервые появляется на новом регулярном плане Казани, "Высочайше конфирмованном" 17 марта 1768 года. Она постепенно формируется в Забулачье на месте рощи и примыкавших к ней кварталов с нерегулярной застройкой как городская торговая площадь в форме вытянутого вдоль Булака прямоугольника.

Застройка в Забулачье предполагалась домами "деревянными на фундаментах каменных низеньких, соразмерными с могуществом жителей". Такие дома в четырех вариантах были разработаны в 1770-е годы для Казани архитектором В. Кафтыревым, специально присланным в город для осуществления регулярного плана. Дома длиной шесть саженей предназначались "для убогих граждан", в восемь и десять саженей — "гражданам не могущим каменное строить".

Следы дорегулярной Старо-татарской слободы исчезли после 1798 года, и площадь окончательно сформировалась в своих границах лишь к началу XIX века. Уже в то время на площади появились татарские владения.

исторические_фотографии_сенной_площади_4 Татарский Р±Р°Р
Исторические фотографии Сенной площади

Первые сведения о них относятся к 1805 году: некий Махматов имел тогда участок с восточной стороны площади. Корпус дома и лавок "Енусова" был построен в начале прошлого века, при формировании площади, Абдулкаримом Юнусовым. К площади был обращен двухэтажный дом с лавками внизу, поставленные под тупым углом к нему одноэтажные лавки протянулись вдоль Сенного переулка, доходя до Евангелистовской улицы.
Расположенные напротив, через переулок, лавки также принадлежали татарским владельцам — Исмагилу Якупову Сулейманову и известному с конца XVIII века купеческому семейству Китаевых. Почетный гражданин 1-й гильдии купец Ибрагим Юнусов с 1837 года владел здесь лавками, возможно, купленными у Китаевых.
Хорошее представление о характере застройки дает план города 1838 года, где отмечена каменная застройка того времени. Единичные небольшие особняки были построены, по всей вероятности, по образцовым проектам 1809—1812 годов издания, которые были присланы в Казань для обязательного применения. Все постройки фиксируют красные линии регулярных кварталов.

ЧТО ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЛА СОБОЙ ЭТА ТАТАРСКАЯ ЧАСТЬ ПЛОЩАДИ?

О характере доходных домов позволяет судить чертеж дома И.М. Апакова, построенного в 1833 году по проекту архитектора Г.Пятницкого сообразно правилам «Высочайше конфирмованным для построения каменных лавок, наверху с жилым покоем». В его основе лежит образец дома с лавками XVIII века. Первый рустованный этаж прорезали пять больших прямоугольных проемов лавок. Второй этаж в одиннадцать окон занимали комнаты для приезжих, куда вела галерея с лестницей вдоль дворового фасада. К такому же типу относился и дом А Юнусова, только лавок здесь было восемь. Что касается одноэтажных лавок, то они повторяли облик первых этажей домов. Более того, такой же вид имели и совсем небольшие деревянные лавки. Глазу прохожего застройка татарской части площади являла почти сплошную череду проемов на фоне каменных стен,заключавших в себе входы в многочисленные лавки.

Рубежами в истории городов всегда были большие пожары. С пожаром, случившимся в августе 1842 года, связывают начало периода эклектики в Казани. Но дело не только в этом стихийном бедствии. В 1830—1840-х годах были приняты "Положения об устройстве городов" по многим городам России, в которых регламентировалось строительство. Для Казани такое Положение было Высочайше утверждено указом от 15 ноября 1841 года.

исторические_фотографии_сенной_площади_460.jpg
исторические_фотографии_сенной_площади_1_460.jpg
Исторические фотографии Сенной площади

Мечеть сделала площадь центром торговой и общественной жизни татарского населения города. Татарская часть площади стала застраиваться гораздо быстрее. Этому способствовал очередной пожар в августе 1850 года, когда выгорела вся южная сторона площади. В 1853 году братья Ибрагим и Исхак Юнусовы покупают пустопорожнее владение рядом с участком Киселева (Московская 70), а затем еще один примыкающий участок. В 1849 году купец Габдулла Абдуллин приобретает участок в северо-восточном углу площади, а уже через несколько лет соседним с ним участком владеет его брат казенный крестьянин Хайбулла Абдуллин. Так в руки татар постепенно переходит часть южной стороны площади до Чепаринского переулка (за исключением углового владения Апаковых, вся она принадлежала братьям Юнусовым) и северо-восточный угол.

Застройку площади формируют новые образцовые фасады 1843—1852 годов, которые по мере их издания присылались в Казань, хотя по-прежнему применялись и более ранние образцы. Так, одноэтажный деревянный дом с двумя квартирами в наем был построен Ш.-А. Т.-Б. Киселевым на южной стороне площади по Высочайше утвержденному фасаду 1840 года. Но в основном использовались более поздние образцовые проекты, наиболее соответствовавшие потребностям и вкусам времени постепенного отхода от классицизма. По обеим сторонам дома Киселева на доходных владениях Юнусовых находились дом с комнатами "для проезжающих","простонародные въездные избы", вдоль площади тянулись одноэтажные деревянные лавки. При дальнейшей застройке площади получили широкое распространение образцовые фасады домов с лавками и рядов одноэтажных лавок, разработанные тем же Скаржинским и Высочайше утвержденные в 1849 году. Большие прямоугольные входы-проемы с пилястрами по сторонам чередовались с рустованными простенками, прорезанными небольшими оконными проемами. Этот ритм мог быть продолжен настолько, насколько позволяли размеры участка. Лавки объединялись с домом. Фасад дома с лавками представлял собой надстроенные вторым жилым этажом лавки того же типа. По первому этажу он полностью повторял фасад отдельно стоявших лавок. Пять окон верхнего этажа завершались прямоугольными сандриками. Таков несложный декор этого типа зданий, хорошо соответствовавших застройке торговой площади.

исторические_фотографии_сенной_площади_3_460.jpg
Исторические фотографии Сенной площади

В это время начинают появляться первые дома доходного типа с фасадами в новом эклектичном стиле. Доходное жилье, широко распространившееся гораздо раньше, чем принято считать, размещалось домах, которые обычно называют особняками. Это и были особняки, поделенные перегородками на несколько квартир, где хозяева зачастую сосуществовали с жильцами. Внутренняя планировка в таких домах не отражалась на фасадах. Более поздние (1850—1852 годов) образцовые фасады уже несли в своей структуре характер распределения торговых и жилых помещений в наем. По тогдашнему законодательству проекты на дома, имевшие более семи окон по фасаду, требовали утверждения в столице.

ИСТОРИЯ «АМУРА»

Здание гостиницы «Амур» располагается по красной линии улицы Московская, в самом центре бывшей Сенной площади. На южной стороне площади на владениях братьев Ибрагима и Исхака Юнусовых в середине XIX века на месте деревянных лавок один за другим возникли два крупных доходных дома. Это первые постройки на площади, выполненные по индивидуальным проектам в стиле эклектики.
В 1868 году архитектором Петром Евграфовичем Аникиным был разработан проект для Ибрагима Губайдулловича Юнусова. Проект предполагал перестройку двухэтажного дома, возведения необходимых для торговли двухэтажных пристроек с лавками и навесами, однако все перечисленные изменения были не воплощены. В 1871 году Ибрагим Губайдуллович Юнусов просит Казанскую Городскую Управу разрешить возвести предполагаемые постройки по старому проекту.

архивный документ 1871г_строительство 2-х этажного корпу
Архивный документ 1871г., строительство 2-х этажного корпуса

Развитие торговли и приток занимавшегося ею населения повысили спрос на наемное жилье, прежде всего вблизи традиционных мест торговли, в том числе на Сенной площади. Она стала вызывать особый интерес у богатевшего татарского купечества. Так навсегда канули в историю небольшие купеческие усадьбы с непременными садами, банями и беседками, почти в течение века определявшими облик площади. Она вступила в эпоху капитализма с новыми, доселе неведомыми типами зданий, с огромным количеством населивших ее людей, с не запланированной и не предполагавшейся никем новой ролью в жизни татарского народа.
В 1912 году Абдул Карим Исакович Юнусов просит у Технического Отдела Казанской Городской Управы «разрешить постройку по прилагаемую в 2-х экземплярах плану.

архивный документ 1912г Надстройка 3-го этажа_460.jpg
Архивный документ 1912г. Надстройка 3-го этажа
архивный документ 1912г Надстройка 3-го этажа. Фасад_460.jpg
Архивный документ 1912г. Надстройка 3-го этажа. Фасад
архивный документ 1912г Надстройка 3-го этажа. Фасад_1_460.jp
Архивный документ 1912г. Надстройка 3-го этажа. Фасад
архивный документ 1912Рі Надстройка 3-РіРѕ этажа. Здание РІ СЂР
Архивный документ 1912г. Надстройка 3-го этажа. Здание в разрезе
архивный документ 1912г Надстройка 3-го этажа Срез_460.jpg
Архивный документ 1912г. Надстройка 3-го этажа. Срез
архивные документы 1912г надстройка 3-го этажа_1_460.jpg
Архивные документы 1912г надстройка 3-го этажа

После надстройки 3-го этажа главный фасады запоздало переделали в стиле модерн. Единственное такое сооружение на площади выделялось среди остальных построек. В оценочном табеле имущества за 1913 год числилось: «Имущество перешло по наследству от Ибрагима Губайдулловича Юнусова (документов не предоставлено) и заключается в следующем:

  • Старые постройки:
  • дом каменный трехэтажный
  • флигель каменный 2-х этажный
  • флигель 2-х этажный
  • флигель 2-х этажный

Династия Юнусовых, более ста лет не выпускавшая пальму первенства в торговом мире Казани, начала сдавать свои позиции, часть имущества была распродана, а доходный дом был целиком сдан в аренду купцу Мубаракше Рамазанову под номера гостиницы «Амур».

Номера «Амур» представляли собою одну из немногих благоустроенных гостиниц в дореволюционной России, поэтому неудивительно, что многие известные люди той эпохи были ее постояльцами. В последние месяцы своей жизни, с декабря 1912 по февраль 1913 года, в гостинице останавливался выдающийся татарский поэт Габдулла Тукай, основоположенники национального театра, актеры первой татарской профессиональной труппы «Сайяр» Г. Кариев и С. Гизатуллина-Волжская. В 1912-1913 гг. в 11-м номере жил писатель и публицист Фатих Амирхан, работавший секретарем газеты «Кояш», которая принадлежала самыми успешными книготорговцам и издателям Казани начала ХХ века - братьям Каримовым. Редакция газеты располагалась на первом этаже гостиницы. Получив 29 ноября 1912 года разрешение на ее издание, Торговый Дом Каримовых назначил редактором родственника Ш.Марджани известного педагога и журналиста Закария Садретдиновича Садретдинова. Именно он привлек к участию в работе редакционного коллектива Ф.Амирхана, который сразу же стал неофициальным творческим руководителем газеты. Через полгода, 9 апреля 1913 года, братья Каримовы передали права на осуществление издания З.Садретдинову. «Кояш» была единственной из казанских газет, которая выходила в свет ежедневно, за исключением после праздничных дней и получала на собственный счет телеграммы Российского телеграфного агентства. Участие в газете Ф.Амирхана, широкая и систематическая публикация на ее полосах рассказов, повестей, литературно-критических рецензий, театральных обозрений способствовало тому, что издание быстро превратилось в существенный фактор не только общественно-политической, но и в равной степени культурной жизни мусульманской Казани. Именно со страниц «Кояш» многие казанцы узнали о революции 1917 года.

исторические_фотографии_сенной_площади_2_460.jpg
Исторические фотографии Сенной площади

Современное владение сохранилось в первоначальных границах. Его застройку составляют лицевой трехэтажный корпус и примыкающие к нему со двора и занимающие узкий участок по всему периметру флигеля. Доходный дом занимает весь уличный фронт участка и относится к галерейному типу. Фасад в выраженных формах модерна имеет трехчастную композицию: легкие выступы-ризалиты по флангам, а также в центре, увенчаны аттиками. Большая проездная арка центрального ризалита ведет во двор, а расположенные на боковых ризалитах двери – в номера второго и третьего этажей. Оформление витринных окон магазинов искажено поздними переделками. Фасадные плоскости верхних этажей заполнены большими окнами различных размеров и конфигурации. На втором этаже они, разделенные узкими простенками, создающими впечатление занимающие все пространство между ризалитами. На третьем этаже окна оформлены в виде ряда узких проемов стрельчатой формы со скошенными завершениями. Ритм дополнительно подчеркивается объединяющим их по верху пояском. Окна боковых ризалитов не симметричны. Карниз значительного выноса поддерживается сильно выступающими ступенчатыми консолями.

фотографии советского периода здания гостиницы амур_42
Фотографии советского периода здания гостиницы Амур

После окончания реставрационных работ зданию планируется вернуть первоначальное предназначение гостиницы. Все интерьеры будут выдержаны в стиле XIX века и будут выгодно выделяться среди сетевых отелей с их типовым дизайном. Все эксперты сходятся во мнении, что Казани не хватает хороших трехзвездочных отелей, поэтому такой тематический проект несомненно будет популярен не только у гостей столицы Татарстана, но и у жителей города.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции