19-го, ближе к 11.00 позвонил знакомый журналист и сказал, что спецслужбы в своем рвении совсем не знают меры – устроили на своих учениях инсценировку подрыва муфтия и отрабатывают антитеррористические действия. Позже картина прояснилась, и стало ясно, что первая реакция человека на известие позволяет различить тех, кто, в принципе, знал, что  случится рано или поздно…. -  и тех, кто никак не ожидал. К сожалению, это не помогает определить тех, кто замыслил и исполнил, но вскрывает нечто более важное – насколько способ личного восприятия окружающей действительности каждого в отдельности адекватен  сегодняшней реальности. Проще говоря, «догоняет» человек ситуацию или нет. Некоторые застыли с открытыми ртами, другие слишком возбуждены, и хорошо, если они при этом помалкивают, а не озвучивают дополнительные версии случившегося.

Можно ли управлять верующими и безбожниками?

Из зыбкой тени конспирологии и смуты мнений лучше выйти на ясный свет управленческих понятий, решений, действий и фактов. И тогда первый вопрос, требующий ясности: а чем управляет Духовное управление – ДУМ, ставшее жертвой злодейского подрыва?

Искренне и сознательно уверовавший человек (правоверный или православный) не нуждается в каких-то специальных органах управления. Он в меру сил руководствуется волей Всевышнего, который и есть Главный Управитель. Среди 99 имен Аллаха, есть и такие, которые в переводе с арабского означают «Ведущий верным путем» (аль-Хади), «Правящий»  (аль-Вали), «Распоряжающийся» (аль-Мукит). Что касается различных течений в едином для всех Исламе (едином для всех, сознательно и на разумной основе предающих себя воле Единого), то на этот счет, согласно достоверному преданию (хадису), Пророк Мухаммад (благословение Всевышнего!) говорил своим сподвижникам, что, мол, после моего ухода вы разделитесь на 73 течения, но сам я буду принадлежать 74-му…

Коран – настольная книга мусульман и завершающее звено откровений-пророчеств от Авраама-Ибрахима, Иисуса-Исы и многих других, подытоженных в откровении Мухаммада (мир им всем и благословение Всевышнего Алла-Тегэлэ!) – настойчиво и постоянно подчеркивает недопустимость посредников в вере, где от человека требуется личное свидетельствование по жизни перед лицом Создателя. Конечно, как в любом серьезном деле, на пути обретения веры человеку бывает полезен мудрый и опытный наставник. Но беда, если такие наставники образуют «партком», который станет вводить свои правила, трактовать вопросы живой, недогматической веры  и разбирать персональные дела тех, кто отступает от инструкций парткома.

Безусловно, следует исключить самую мысль о том, что в нашем ДУМе, как и в российской Госдуме, могли оказаться случайные люди. Достаточно вспомнить, что подбором и расстановкой кадров  руководства ДУМ, как и Духовного управления - в более широком смысле, в последние годы непосредственно занимался М.Ш.Шаймиев, т.е. работа велась на высшем уровне. И это обстоятельство, кстати, помогает уяснить – какое же место занимает ДУМ в общей системе управления?

С точки зрения науки и практики управления правильный ответ на этот вопрос – ДУМ есть орган государственного управления той зыбкой и часто неопределенной сферой социальных отношений, которые возникают между верующими и неверующими, в том числе - безбожниками. Государство, как социальный институт, по определению не может вторгаться в религию, т.е. сокровенную сферу взаимоотношений человека с Богом. Недаром современное разумное культур-мультурное государство «отделяется от церкви» (объявляет ее отделенной от себя) и декларирует для граждан «свободу совести». Тем самым оно, как бы, в безбожной форме признает «Божию волю» и тот факт, что каждый человек наделен свободой воли свыше. А лукавый смысл привычных для слуха  формулировок (в Конституциях и других декларациях) объясняется тем, что современное государство (пусть даже самое раз-демократичное) считает себя «отделенным от совести», хотя и не признается в этом.

Речь пока о том, что должно быть, пусть не в идеале, но в достижимом системном управленческом «оптимуме», который позволяет худо-бедно сводить концы с концами. Не рассчитываю, что с такой логикой согласятся все – да это и не обязательно. Достаточно того, что изложенный взгляд, уверен, найдет понимание у тех, кто не нуждается в церкви или мечети для ведения дел «своей религии». А таких у нас образовалось едва ли не большинство. В пользу этого говорит опыт общения с людьми, а также количество и качество комментариев, возникающих в «Бизнес-онлайне» и на других интернет-сайтах и площадках после очередного скандала, связанного с отступлением от «нестяжательства» членов конфессиональных «парткомов», независимо от партийной принадлежности.

То есть, более-менее удовлетворительный вариант госрегулирования экзистенциальной пропасти между верующими и неверующими есть, и его не надо далеко искать, а просто взять из практики жизни. Беда в том, что к мета-физическим проблемам веры и неверия мы пока даже не подступили (хотя «Ахыр заман» уже, по многим признакам, видимо, наступает) - мы, пока что, извините, «колупаемся» в до-физической конфессиональной «бытовухе». Это, например, когда свое религиозное рвение демонстрируют перед соседями, а не перед лицом Всевышнего. Грех один – суета и лицемерие, прости Господи!

Итак, если предположение верно, и ДУМ предназначено для гос-управления весьма специфической сферой отношений, в которой много тонкого – и вот-вот порвется… То как быть, если нет главного субъекта такого управления – государства? А есть только более-менее собранные после «крупнейшей геополитической катастрофы» и последующего  развала обломки былой государственности. Косметически подправленные и подкрашенные легко смываемой краской - усилиями Шаймиева в Татарстане, усилиями Путина – в стране. Слегка подпорченные в конце «положенного срока» усилиями медведевского либерального окружения, которое по факту больше озабочено не сроками исполнения накопившихся дел, а сроками очередного перехвата эстафетной палочки бесполезной власти у сломанного «кормила» и «кормушки»… Как быть? Ведь, тут как раз настоящего Духовного управления и не хватает!

И если всем, без исключения, понятно, что «частное» специализированное ДУМ подорвали нехорошие люди, то не является ли это сигналом для всех добрых людей, что в ситуации коренной духовной перезагрузки «Ахыр Заман» они рискуют оказаться вовсе без спасительного и единственно верного Духовного управления – в самом глубоком смысле этого слова? То есть в смысле самоуправления собственной душой по жизни - каждого в отдельности. Ведь, в этой глубине атомизированной внешними обстоятельствами личности обычно и кроется спасительный ресурс милосердно руководимого свыше смертного человека.

«Хава торышы»

У нас, благодаря регулярным двуязычным метеопрогнозам, все знают, что такое «хава торышы». Но даже многие из первоклассных («шыкылдаган») казанских татар подзабыли исконный («ис-кон», древне-тюрк; актуальный перевод на сегодняшний «новояз» означает примерно: «дорожная карта» на пути к истине) и глубинный смысл этого слова, охватывающий состояние околоземных сфер – в диапазоне от Неба до Земли.

Погода нынешним летом, вроде, та же, с небольшими отклонениями от нормы, но сам климат резко изменился. Обнаружился благотворный и набирающий силу атмосферный поток – «аль-хак-жьиль-хава». Он, возможно, постепенно развеет удушающий смог беспощадно-лицемерного «пиара», который мешает дышать не только начальству, но и всем остальным. Потом пройдут дожди – посмотрим, что прорастет. Если терпеливо поработать над восстановлением естественного плодородия родной земли.

И пусть меня великодушно простит местный ученый муж, уважаемый Искандер Измайлов (Институт истории Академии наук РТ), потомок почтенного хазарского рода и, какой-никакой, наследник творчества выдающегося академика Халикова – мне все же больше по душе и по духу не ученая (ее тоже уважаю и изучаю, в меру сил), а именно «народная этимология», о которой он  однажды снисходительно и свысока отозвался. В ней, на мой взгляд и по опыту, следует видеть естественное проявление родовой памяти, присущее любому небезнадежному человеку. Она далеко не всегда – по своим источникам, содержанию и практическим выводам – совпадает с официальной  и/или академической исторической наукой. Стрела, выпущенная из скифского лука, может ошибаться в деталях пространства, времени и словесности, но она всегда точно бьёт в смысловую цель.

У наших далеких предков - общих для русских, татар и многих других - алтайских тюрков, суть смысла (смысловая цель) всегда была прозрачна и потому предельно лапидарна и образна – размазывать ее по плоскости словесности им, сидя верхом на конях и по горам, было некогда. Хорошо еще, долинные китайцы (северные – шрамами на сердце, ханьцы – отметинами в головах) кое-что сохранили и разукрасили на свой лад. За что отдельное им спасибо. И в наши дни имя республики они произносят уважительно – Татань-Сытань.

Следы этих смыслов, переносимые вечными странниками-ханифами, присутствуют и в «арабском» Коране: «Бурхан» - аль-Фуркан, «ала» - гармония, и т.д. В некоторых толковых словарях эти корни сохранились – но кто же полезет в словари, когда можно просто послушать старые, как мир, песни.

 

… они стояли и ждали когда он упадет с небес
но красная роза в его руке была похожа на крест
и что-то включилось само собой в кармане полковничьих брюк
и чей-то голос так громко сказал – услышали все вокруг
- Воздух выдержит только тех, только тех, кто верит в себя
Ветер дует туда – куда прикажет тот, кто верит в себя…

А полковник думал мысль и разглядывал пыль на ремне
- Если эти ходят по небесам, чё мы делаем здесь на земле?
и дети смотрят на нас свысока и собаки плюют нам вслед
но если никто мне не задал вопрос откуда я знаю ответ, что …

- Воздух выдержит только тех, только тех, кто верит …
Ветер дует туда – куда прикажет тот, кто верит …

(Наутилус Помпилиус)

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции