СПАСАЛ СТАРИНУ ВМЕСТЕ С ШАЙМИЕВЫМ

Владимир Курашов – человек неординарный. Успешно занимался химией, а потом увлекся философией. Автор многих научных изысканий и учебных пособий. Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Казанского химико-технологического института. Пишет стихи, рисует. Но это еще не все.

Несколько лет назад Курашов вверг в шок татарстанские архитектурные круги. Пока успешно рушили нашу уникальную деревянную Казань, застраивая освободившиеся места безликими особняками, а все мы безутешно стенали, но ничего реального не делали, Курашов как раз-таки начал действовать.

Вооружившись простейшей «мыльницей», он просто ходил по улицам города и фотографировал то, что вот-вот исчезнет. А потом сделал оригинал-макет книги со своей вступительной статьей, объясняющей ценность и эстетическую, и историческую, и моральную, и философскую деревянной архитектуры.

Вряд ли бы книга вышла в каком-либо издательстве – денег на издание у автора не было. Но помог случай – о рукописи узнал первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, который и помог выйти в свет «Казани деревянной». Через пару лет она была переиздана, и тираж вновь разошелся, как горячие пирожки.

ПОДАРОК НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Недавно Владимир Курашов отмечал шестидесятилетие. Созвал друзей и единомышленников и попросил: не дарите подарки, лучше поучаствуйте в издании следующей книги.

Друзья откликнулись. Собралась некоторая сумма, автор добавил еще денег, и в результате издание книги на хорошей мелованной бумаге стало возможным. «7+7 и далее со всеми остановками» вышла в издательстве КФУ.

Книга состоит из двух частей. Первая – репродукции художественных работ автора. Вторая – небанальные философские заметки.

- Моя книга содержит художественные работы и философские афоризмы. Вначале было задумано включить в издание только семь художественных работ и семь афоризмов, потом мне стало жаль – что ж тут удивительного – целый ряд трудов, и включил их в большем числе. Отсюда и появилось добавление к названию «и далее со всеми остановками», - рассказывает автор.

Книга получилась очень любопытной, возможно, помогла цифра «семь», ее в нумерологии все-таки считают сакральной.

СНЫ О КАЗАНИ

Основная часть художественных работ Курашова выполнена акварелью, что придает особую нежность картинам. И опять, как всегда, главная его тема – старая Казань.

Старая Казань остается для нас практически только в сновидениях. Мы видим наши скрипящие половицы в старых домах, окна, распахнутые в сад, иногда во сне можно даже ощутить запах черемухи, который особенно сильно чувствуется на закате. Мы видим наши заросшие травой дворы с мальвами, ставшие почти что «замшевыми» доски заборов – такими их сделали многолетние дожди.

Все это есть в работах Владимира Курашова, который не ностальгирует, а просто трезво фиксирует наши потери.

…Голубая рама окна распахнута, в комнату так и просятся ветви березы. Замысловатому узору деревянного декора может позавидовать маститый дизайнер. Работа называется «Казань деревянная. Все в прошлом». Увы, даже если в нашем городе воссоздадут улицу из деревянных домов, это будут не артефакты, а новодел. Таких настоящих домов с голубыми ставнями больше не будет.

Одна работа показательна для Курашова-философа, много времени в своих исследованиях уделяющего стабильности бытия и его влиянию на мироощущение человека. Она называется «Дома все по-прежнему». Это, на первый взгляд, очень простая работа, по жанру натюрморт, на котором изображена синяя стеклянная ваза, стоящая на кружевной салфетке, а в вазе осенние цветы.

Но простота работы кажущаяся. За ней - история семьи, быть может, целого рода. И синяя ваза, принадлежавшая, возможно, прабабушке, и салфетка, явно связанная кем-то из домашних. Пока в этой вазе стоят цветы, как стояли много десятилетий подряд, в доме существует мир. Да и сам дом просто есть.

НЕ БУДЕМ СТЕСНЯТЬСЯ НЕЗНАНИЯ

«Мудрость начинается тогда, когда перестаешь стесняться своего незнания», - так звучит один из maxima sentential краткого философского изречения Курашова.

Он предупреждает: возможно, что они стилистически несовершенны, но все они основаны на пристальном наблюдении жизни.

- Опыт показывает: если высказывать предельно ясно и понятно с трудом добытые знания, ранее недоступные людям, то следует общая реакция аудитории: «Мы и сами это знаем, только не брали на себя за труд это сформулировать».

Действительно, в максимумах Курашова, наверное, нет откровений, обо всем этом мы или знали, или догадывались. Просто не могли облечь в стройную форму.

Все это очень похоже на историю возникновения книги «Казань деревянная». Все мы знали, что надо хоть как-то сохранить память об исчезающем городе. Но ничего не делали. А пришел человек с «мыльницей», походил по улочкам города, и память теперь сохранится. Когда нет ничего, память – дороже дорогого.

Это как в одной из песен Новеллы Матвеевой, когда героиня радуется, что осталась память о гвозде, на котором когда-то висел плащ ее любимого.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции