ИЗ РЕПЕРТУАРА УЛАНОВОЙ

Нет, пожалуй, балерины, которая не мечтала бы исполнить партию Жизели. Но культовым считается исполнение двух балерин – нашей Галины Улановой и Марго Фонтейн. Последняя прославилась в этой партии, пожалуй, в силу партнерства с Рудольфом Нуриевым.

Если вспомнить виденное в записях исполнение Жизели Улановой и Фонтейн и сравнить с тем, что делает Диана Вишнева, разница сразу же бросается в глаза. В техническом плане эта балерина не уступает своим великим предшественницам. В актерском – делает все наоборот, и этим и интересна.

Ее Жизель вовсе не простушка. Она – веселый и балованный ребенок с хитрым прищуром огромных черных глаз. Пожалуй, она уже сознает свою женскую силу и словно играет ей. Ухаживания Ганса (в этой партии казанцы видели нашего Артема Белова) ей вовсе не безразличны и отчасти льстят самолюбию. Но любовь у нее одна – Альберт, об истинном происхождении которого она даже не догадывается.

Жизель – Вишневу переполняет жажда жизни, восторг любви, радужные надежды на счастливое будущее. Тем страшнее и контрастнее то, что происходит потом.

ЧУВСТВО ПАРТНЕРА

Диана Вишнева – умница. Она правильно решила, что не надо просто так приезжать на родину предков, надо сделать фестиваль. И в его рамках привезти к нам партнеров. Марсело Гомес, ее постоянный партнер, стал еще одним открытием спектакля.

Высокий, сценичный, с  великолепной техникой, с осанкой наследного принца, Гомес по праву разделил с партнершей успех «Жизели». Сыгранность этих двух актеров поражает и восхищает, они понимают друг друга с полувзгляда.

Сцена сумасшествия Жизели – одна из кульминаций спектакля. Вишнева достигает высоких драматических вершин, словно перед нами не пейзанка Жизель, а шекспировская Офелия, которая вот-вот ринется в поток. И партнеры, я имею в виду и Артема Белова, очень достойно проведшего спектакль, ей в этом помогают.

 

ЧТО-ТО ОТ КАРАМЗИНА

Не будь в балете «Жизель» второго акта, история бы очень напомнила нашу карамзинскую «Бедную Лизу» - еще один рассказ о том, как девушку «из низов» обольстил юноша «из высшего общества».

Но второй акт балета – пронзительный и трагичный – все ставит на свои места. Основная тема Вишневой здесь – прощение и понимание. Известный балетный критик Сара Кауфман написала об этом в «Вашингтон пост»: «Танец Вишневой обладает необычайной силой выразительности, в ее ясном и искреннем исполнении рассказ об обманутом доверии и великодушном прощении был одним из самых трогательных, которые мне приходилось видеть». Очень точная оценка!

Финальные мгновения второго акта, когда Жизель протягивает Альберту цветок – это и есть жест великодушия и прощения.

«ЗВЕЗДА» В ДОСТОЙНОМ ОБРАМЛЕНИИ

Приглашать «звезд» в готовый спектакль заманчиво, но опасно. Могут вылезти все недоделки и шероховатости. К счастью, этого не произошло в казанской «Жизели».

Кордебалет поражал стройностью и чистотой линий, Артем Белов, как уже говорилось, был достойным соперником Марсело Гомеса. Отдельно стоит отметить качественную работу оркестра, в этот вечер за дирижерским пультом был Нуржан Байбусинов, ученик главного дирижера театра Рената Салаватова, который сейчас находится на гастролях с оперной труппой в Голландии.

Финал спектакля был пафосным: двадцатиминутные овации, когда зал встал, букеты, огромная корзина цветов от президента РТ Рустама Минниханова. Хочется верить, что мы еще не раз увидим на казанской сцене Диану Вишневу, подарившую городу такой праздник. 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции