«Демократия есть правление неимущего большинства ради собственного блага»
Аристотель

«Народ есть та часть государства, которая не знает, чего она хочет»
Гегель

«В России две напасти:

 внизу — власть тьмы, а наверху — тьма власти»

В.А.Гиляровскмй

«Демократия по-русски - это когда собственники борются за власть,

а бюрократы - за собственность»
Н.В.Бурак 

Найдется еще несколько сотен научных и ненаучных определений демократии и государства, которые, при желании, помогут оценить постановку проблемы кандидатом в президенты В.Путиным. Он озаглавил свою очередную статью именно так - «Демократия и качество государства». В качестве эпиграфа к комментарию-рецензии выбраны указанные четыре определения, потому что, на мой взгляд, они настраивают наше сознание на практический подход к проблеме - здесь и сейчас. И, в какой-то мере, способствуют созреванию неангажированной и более-менее трезвой точке зрения на сегодняшний политико-предвыборный процесс. Очищенной, насколько это возможно, от разноцветных партийных пристрастий. 

В ЧЕМ ПРЕДМЕТ?

Очередную «контрольную работу» кандидата в президенты, на мой взгляд, можно было бы оценить на «хорошо». Даже на «4+». Если ограничиться чисто формальными требованиями учебной программы по предмету «российская политология». Прошлым летом довелось помогать внуку готовиться к ЕГЭ по обществознанию. И до сих пор не выветрились из памяти те убогие конструкции, с помощью которых уродуются представления наших молодых об обществе, политике, экономике. Такое «обществознание», видимо, предназначено только для того, чтобы «сдать» его компьютеру во время тестирования ЕГЭ – и напрочь забыть. Но и возникающий, при этом, в юной голове «сухой остаток» для жизни не годится. Он может привести только в «болото». Неважно, в какой колонне  и с каким цветом – красным, желтым или зеленым.

Вот на этом удручающем фоне статья кандидата в президенты выглядит, вроде бы,  свежо и убедительно. А в сочетании с другими статьями получается вполне добротный учебник отечественного обществознания – не только для средней школы (своего друга Фурсенко премьер уже сейчас может спокойно отправить в отставку), но и для гражданского общества. Вернее, для той его части, которая вообще собирается учиться, а не жить старыми догмами, пригодными для протестов на коленях. Протестов, участники которых – от безысходности и «от бессилия собственного бесстрашия»  -  готовы расплескать на ветер и мороз остатки своей гражданской энергии. Но не для созидательной работы по строительству правового государства и правовой демократии - засучив рукава и прочно стоя на собственных ногах, а не на ходулях.

И все бы хорошо, да что-то нехорошо, как писал в своей замечательной сказке для пионеров Гайдар-старший. Хорошо то, что в рецензируемой статье опирается на политический опыт самого Путина. Опыт элитных игр и «разводок», равноудаления олигархов и «посадок», а также последующих попыток (пока с сомнительными результатами) различить для своих же мобилизованных чиновников государственное кормило и кормушку. Опыт президентский и премьерский, который, благодаря протестным «аперитивам», оказался хорошо переварен. И, даже, в какой-то мере обозначает, если не ответ, то хоть какое-то оправдание по поводу главного вопроса, который нынче задают кандидату и противники, и сторонники – а на что же ты, милостивый государь, потратил предыдущие 12 лет?

Нехорош, как всегда, видимый разрыв между светлым политическим будущим и смутным настоящим, которое грозит опрокинуть обломки государственности – в никуда. Ведь, ясно, что по итогам 2012-2013 года судьба тысячелетнего российского государства, так или иначе, все равно решится. Либо оно еще раз возродится из пепла, как бывало. Либо из полуколонии страна окончательно превратится в подмандатную территорию сильных государств.

Скорее всего, у кандидата в президенты есть свои варианты ответов и на эти вызовы. Ведь, он управленец-практик, набравшийся опыта во время сложного и продолжительного периода в жизни страны. Такого рода управленцы, как известно, не склонны теоретизировать и долго обсуждать. Они, обычно, работают строго в теме, не всегда оглашая, но «подразумевая» верный курс, и принимают решения немногословно, тщательно фильтруя разговоры – свои и чужие.

Но в данном случае, в ситуации смутного времени, топ-управленцу, если он собирается стать полноценным политиком и государственным мужем, просто необходимо хоть как-то «на пальцах», объяснить свой план оперативных действий более-менее широкому кругу граждан – если ты рассчитываешь на их поддержку. Потому, что, даже если ты уже сделал свой выбор и принял управляющее решение, то многим остальным и запутавшимся только предстоит это сделать 4 марта, а главное – в той тяжелой работе, которая начнется после марта.

Вот в этом, на мой взгляд, и состоит главный предмет, по которому кандидат сдает  экзамен. Обстоятельно разобрав тему прямого народовластия (об этом 2-й и 3-й разделы – почти половина статьи), кандидат, в решающий момент, сам решился и сумел задействовать едва ли даже сотую часть этого потенциала. Народный фронт из пораженцев, саботажников и дезертиров не создашь, а настоящих бойцов туда прорвалось слишком мало. Тут хотя бы несколько рабочих артелей собрать из немногих толковых, которые смогут обойти многоэтажные аппаратные, партийные и депутатские фильтры. В блогах и комментариях иногда встречаются отчаянные реплики тех, кто попытался прорваться в ОНФ, но застрял в лифтах. Куда они теперь двинутся, в какие колонны – первые или пятые? И откровения режиссера Ст. Говорухина на сей счет весьма показательны. Что же мешает прямому проявлению народного самодержавия (см. В.Даль), помимо нерешительности самого кандидата? 

ОТСУТСТВИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРАВДЕ, КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ

Многоликий и хронический кризис давно уже обнажил простую и ясную, как Божий свет, истину – ценность доверия, как главного человеческого отношения и несущей конструкции общества и власти. Без этого рушится не только банковская система, но вся Система – снизу доверху. Система жизнеустройства, опирающаяся на семью, собственность и государство. Проспавших, спившихся и проворовавшихся смывает очередным потопом. Теперь уже видно, как смывает целыми регионами и странами. Остальным, чистым и нечистым, предстоит построить очередной Ноев ковчег. Сгодятся ли для этого спортивные объекты Олимпиады и помпезный новострой и новодел – пока не ясно. Потому что ясность появляется только в созидательной работе.

Чтобы не попасть в ловушку модной темы «Апокалипсиса», полезно оценить происходящее вокруг и внутри (внешний и внутренний мир человеков) с позиции своей земной профессии. Например, сколько в вашем ремесле (бизнесе, городе, селе, семье и т.п.) осталось мужчин, которых можно назвать мужчинами, и сколько сохранилось женщин (прошу извинить за неприятный вопрос)? И как, например, это обстоятельство коррелирует с динамикой подросткового суицида, по которому наша страна на первом месте? Ну, и так далее, по базовым ценностям. Взрослого человека учить не надо, диагностику и самодиагностику своего и ближайших организмов, в том числе социальных, каждый способен произвести самостоятельно. Было бы желание.

Для наглядности картины приведу некоторые факты, вытекающие из 15-летнего опыта работы с управленцами (итоги примерные, цифры округлены).

Не менее 20 процентов управленцев высшего и среднего звена полностью и необратимо утратили способность видеть и говорить правду (о своем бизнесе, его маржинальной эффективности, о   конкурентной среде и т.п.)  -  даже самим себе. Не менее чем у 70 процентов руководителей (в бизнесе, гос- и муниципальном управлении) отсутствует регулярный надежный механизм достоверной обратной связи со средним звеном (полевыми менеджерами), который только и может обеспечить адекватность системы, ее гибкость и  способность к развитию. Едва ли даже 5 процентов мелких и средних фермеров, ведущих самостоятельное хозяйство, способны с цифрами на руках оценить его конечную эффективность, не говоря уже про обоснование конкурентоспособности своего уклада хозяйства по сравнению с другими укладами. Чего же требовать от аграрного начальства, которое, руководствуясь то ли достоверными отчетами, то ли бессовестными приписками, попеременно мечется со своим неиссякающим финансовым насосом то в сторону агрохолдингов, то к иностранным инвесторам, то делает вид, что «поливает» льготами КФХ?   

Значительно больше половины бизнесменов испытывают устойчивое отвращение к собственному бизнесу, поскольку условия его ведения кардинально расходятся с их представлениями о разумном образе жизни. Не более 15 процентов управленцев владеют инструментами и информацией, необходимыми для того, чтобы в пределах своей зоны ответственности уверенно разграничить результаты так называемой белой, черной и серой «бухгалтерии». И т.д. – это лишь внешние управленческие «цветочки», а на уровне технологий картина значительно сложнее. Пока даже самые продвинутые не сумели перевести на русский язык и твердую почву отечественного бизнеса цивилизованное заморское «in-novation-in», которое в качестве глагола является генератором безграничной  хозяйственно-инвестиционной энергии, а в качестве неодушевленного «know-how» – только «черной пиар-дырой», пожирающей финансы в неограниченном количестве.

Безусловно, есть и позитивные примеры, но они пока не стали даже слабой тенденцией, не говоря уже про обнадеживающую закономерность. Радуясь исключениям из правил, невольно приходишь к мысли о неисчерпаемости человеческого ресурса, способного созидать добро даже в нечеловеческой системе.

Подчеркну – речь об обычных, нормальных управленцах, а не финансовых мошенниках или криминальных авторитетах, которыми занимаются совсем другие специалисты. Не удивительно, что на протяжении вот уже 20 лет размеры теневого оборота у нас не опускаются ниже 50 процентов от совокупного экономического оборота (не путать со взятками, бонусами и прочей мелочевкой). То есть держимся по этому показателю вполне на уровне развитых стран, может быть, чуть отставая от США и Китая (политкорректная официальная статистика тут «не в курсах и не при делах»). По крайней мере, выше той же Греции, где теневой сектор оценивается специалистами примерно в 40 процентов – не потому ли экономные немцы не торопятся оплачивать греческие долги?

И какой же борьбы с коррупцией вы, уважаемые граждане, хотите? Вы ж так остатки своей собственной системы жизнеустройства разрушите! Может, для начала, соблаговолите организовать площадку для подготовительно-очистительной работы – через народный контроль и аудит, хотя бы ЖКХ и остального, что ближе к телу. Ведь, ни Пушкин, ни Путин за нас этого не сделают. А нужную отмашку для этого Путин, безусловно, даст и, скорее всего, сверху поддержит, если успеет. Потому что он сам уже пошел на раскол и сортировку окружающих его элитных групп – теперь ему деваться некуда. В крайнем случае, команду «Мотор!» подскажет режиссер Говорухин. Казанские старожилы еще помнят его по студенческим годам на геофаке КГУ. 

ГО = ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ИЛИ ГУМИНОВЫЕ ОСТАТКИ?

Гуминовые остатки (последняя фракция перегноя) тоже полезны. На тот случай, если свои непереваренные взрослые проблемы нынешнее поколение собирается оставить молодым. Но тогда надо честно сказать своим детям и внукам – дескать, ребята, мы тут много чего наворотили и «набулдыктырили», вы уж как-нибудь без нас разберитесь…

При сегодняшней хозяйственной анатомии и физиологии нашего общества неудивительно, что состояние соци-ума (массового сознания) в точности соответствует диспозиции баснописных Лебедя, Рака и Щуки, которые безуспешно колготятся у застрявшего воза, не поддающегося никакой модернизации.

Однако есть одна принципиальная особенность нынешней непутевой «троицы», которая отличает ее от описанной Крыловым. Дело в том, что сейчас, в условиях растущей социальной мобильности и усложнения социальной структуры (об этом тоже говорится в статье кандидата, но по другому поводу) многие из числа социально активных, параллельно участвуют в разных социальных играх. Он, может быть, бизнесмен или чиновник, одновременно – член партии, депутат и участник коррупционной схемы, глава семейства и посредник в торговле фальшивыми лекарствами или, еще хуже, - наркотиками, и т.п.

Поэтому нередко бывает, что один и тот же человек играет попеременно противоположные роли – то рвущегося к свободе Лебедя, то пятящегося в застой Рака, то прячущейся в тине Щуки. Сегодня он опустит бюллетень за «ЕдРО», завтра получит откат за фермерский грант, «обоснует» ограничение поездок для «льготников», а послезавтра будет восхищаться прелестями европейской демократии. Понимаю, что это слишком контрастная и нетипичная картина, в жизни все сложнее и не так очевидно, но этот пример – для ясности. И подобных, не столь утрированных примеров – тьма, их достаточно и на страницах деловой газеты.

И дело тут не просто в попрании социальной справедливости, нарушении моральных норм и свирепости наказаний. Речь о другом – об экономических корнях коррупции и прочей социально опасной порчи. Важно осознать, что сегодня основным источником «шкурной капитализации» - в свою пользу и за счет общества – являются не взятки, откаты и т.п. (это только форма реализации), а сама возможность извлекать «конкурентное преимущество» за счет разницы социальных ролей и функций. Точно так же, биржевой спекулянт больше всего выигрывает, не когда экономика растет, а когда рынки и цены колеблются. И нынешняя социальная волатильность (как в свое время – чеченская война) имеет своих очевидных выгодоприобретателей – просто посмотрите вокруг и вверх.

Смещение ролей и статусов рождает смуту в головах. Поэтому и соци-ум наш разошелся пока, грубо говоря, на три части, примерно равные по численности и ресурсам социальной энергии. Одна треть – это гражданский ресурс позитивного обновления жизни. Другая треть, извините,  -  вольные или невольные саботажники и противники обновления, независимо от социального статуса. И последняя треть – пока не определившиеся попутчики, которые пойдут за теми, кто одолеет и возьмет верх. И эта расколотость общества и расщепленность сознания привели к тому, что отдельные части социума, в том числе, партии, объединения и другие явные и неявные группировки, находятся в состоянии взаимной круговой обороны-нападения, а все вместе - изображают «гражданскую оборону» по отношению к власти. Это состояние можно назвать пубертатным – пора взрослеть!  

В этом состоянии, разумеется, невозможна ни революция, ни эволюция, ни, даже, продолжение топтания на месте. А возникает, естественным образом, то самое состояние смуты, из которого можно вырваться только героическим усилием авторитетного вождя или солидарным порывом активной части общества. Ни того, ни другого у нас не осталось. Поэтому надо набраться самокритичного терпения и поэтапно договариваться. В расчете на выстраданный и потому надежный общественный договор. 

Объективно, то есть в соответствии с данными диагностики, граждан, намеренных на позитив – примерно треть. На словах, конечно, больше, как всегда. Но по делу – никак не более трети, что легко проверяется практикой. Важно понять, что лозунги и личные предпочтения по поводу кандидатов (за Путина - или против, остальные, к сожалению, только прилагательные) здесь не при чем. Важно не то, за кого ты, главное – в какую ты сторону и за чей счет? И что полезного способен лично сделать в предстоящей работе?

Из этой конструктивно настроенной оппозиции (именно так!) наберется готовых к конкретной созидательной работе и уже работающих – не более 10 процентов. Перевес пока в пользу «олигархов» (денежных и номенклатурных). Номенклатурные, пожалуй, даже более влиятельны, чем денежные, потому что результаты приватизация власти оказались сильнее, чем от приватизации хозяйственных активов. Составляя, вместе с обслугой, не более 5 процентов населения, они своим влиянием и образом жизни притягивают к себе не менее трети остальных. В том числе молодых, стремящихся, от безысходной неопытности и привлекательности пиара, к тем же чиновничьим лифтам.

Поэтому для изменения баланса социальной энергии в сторону освежающего обновления необходимо, чтобы конструктивная оппозиция смогла договориться с остальной, смутной и болотной, частью общества. Договориться и сразу же начать закреплять договоренности делом, двигаясь мелкими шагами в сторону народовластия. И опережая своими гражданскими действиями саботаж олигархов и их попутчиков.

Примерно такой представляется вектор действий по исправлению ошибок В.Путина и всех остальных, начиная с самого себя и, в частности, итогов собственного голосования за последние 20 лет. О тактических деталях можно спорить до бесконечности, но дорогу, даже самую трудную, осилит только идущий, а не отвлекающийся на разговоры в пользу бедных. Тем более, что сегодня страна, едва очнувшись от митингов, уже стремительно понеслась по пути предвыборного пиара. И отделить суть от мути в такой обстановке будет еще сложнее. 

Не хотелось бы, чтобы этим дефицитным ресурсом реформаторы-обновленцы и мы сами распорядились как в прошлый «перестроечный» раз. Известный ныне депутат И.Грачев с товарищами по демократии, помнится, построил тогда свою альтернативную конкурсную программу перехода к рынку и приватизации в Татарстане на математической формуле, исходя из того, что «предпринимательским геном» от рождения обладают 10-15 процентов населения. И после прошедшего на местном Совмине конкурса участникам было предложено соединить лучшие части своих альтернатив (почти как в гоголевской «Женитьбе»). Номинанты конкурса отреагировали разными междометиями: кто-то сказал «опаньки!», кто-то – «ууупс!», а кто-то – «Yes!». Из этого потом получился «мягкий переход к рынку», номенклатурно-клановый  татарстанский капитализм, а много позже – «Булдыртабыз!».

Многим, похоже, до сих пор невдомек, что быть предпринимателем, то есть предпринять по жизни и по душе полезное дело – это святая обязанность каждого мужика перед Создателем и Природой. Для сугубых атеистов – перед окружающими, ближними или дальними, в меру отпущенных сил и способностей. Или, на худой конец, по принципу – бизнесменом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан. Если по-взрослому выступаешь за свободу и демократию, а не за удобный, в некоторых отношениях, статус подмандатника и подкаблучника. 

(окончание следует)

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции